От Ugly Ответить на сообщение
К Val
Дата 06.06.2002 09:36:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Самолёты ...

> Не спасибо - только авиационная...
====================================
К утру понял что поставил перед собой непосильную задачу. Литературы действительно масса. И все интересное. Нужно сканить сотни страниц. И тем не менее...
1. Я бы не относился с легкой иронией к попытке съемок укреплений Турецкого вала перед наступлением Красной армии через Сиваш даже посредством обычной кинокамеры. Даже по тем временам это говорило о профессианилизме Заказчика и понимании поставленных перед ним задач.
2. Попробуем с начала.
Для ведения разведки авиацию начали использовать еще до начала 1-й МВ. Первым известным в истории боевым вылетом стал именно разведывтельный - 23.10.1911 г. в Северной Африке где Италия воевала с Турцией за обладание Триполитанией и Киренаикой. У итальянцев было несколько аэропланов. В тот день капитан Пьяцца поднявший в воздух свой "Блерио XI" добыл для своего командования сведения о позициях турецких войск замеченных между Триполи и Эль-Азизией за время часового полета. (Спустя 9 дней итальянцы нанесли по прогтивнику первый зафиксированный в истории воздушный бомбовой удар). Здесь нужно сказать что визуальная воздушная разведка (субъективная) не утратила своего значения и в наши дни. Отсюда и сложности в периодизации. Скорее будет уместным обозначить важные вехи поскольку любая попытка периодизации будет носить субьективный неканоческий характер. Далее. В рамках той же военной компании 24-25 февраля 1912г. капитан Пьяцца вновь вписал свое имя в историю произведя первую воздушную аэрофотосъемку.
А 19.04.1912г. его боевой товарищ коммандант Сульси совершая полет на дирижабле Р.3 произвел первую киносъемку расположения вражеских войск.
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ:
На протяжении всей войны аэропланы как войск союзников так и германо-австрийского блока наряду с визуальной воздушной разведкой широко применяли и аэрофотосъемку. Трудно однозначно заявить что вот конкретно на таком-то типе самолета такого-то числа был впервые применен специальный АФА. Известно что к концу войны одни немцы делали примерно по 4 тыс.(!) снимков в сутки. Дэвид Кан знаток германской военной разведки указывал:"После 1917г. как союзники так и страны германо-австрийского блока уже настолько боялись воздушной разведки что не смели пердвигать свои войска в светлое время суток". Одним из самых широко известных разведывательных аэропланов 1-й МВ стал аглийский "Де Хэвиленд D.H.4" большое количество этих машин были специально оборудованы для фоторазведки с применением специально стационарно устанавливаемых АФА.
Но имы были не лыком шиты (к радости Stepana и моей тоже)! "Илья Муромец" относился к самолетам дальнего действия и потому справедлво считается первым в МИРЕ стратегическим самолетом-разведчиком производившим СТРАТЕГИЧЕСКУЮ РАЗВЕДКУ глубоко в тылу германских войск. За период с 1915 по 1917г. 40 этих уникальных аэропланов совершили надвражеской территорией около 440 вылетов. При ВСЕХ вылетах как с целью бомбардировки так и разведки самолеты оснащались СТАЦИОНАРНЫМИ фотокамерами и в результате командование российской армии только в результате прменения данного типа самолета получило на руки примерно 7 тыс. снимков. В России аэрофотосъемке много внимания еще до войны уделяли военные воздухоплаватели. Русским полковником С.А.Ульяниным были изобретены специальные фотокамеры для работы с воздушныз змеев и дирижаблей. В офицерском классе воздухоплавательной школы еще в начале 1914 г. курсанты сдавали экзамены по аэрофотографии. Читал этот предмет полковник Муромцев. Медоды аэрофотосъемки военная авиация восприняла также от воздухоплавателей. Накануне войны на военных маневрах русские летчики уже пользовались фотоаппаратами С.А. Ульянина и С.С. Неждановского. АФА С.А. Ульянина пользовались в авиации большой популярностью и оставались на вооружении до конца войны. На 01.04.1917г. в корпусных и армейских авиаотрядах насчитывалось 77 аппартов этой ситемы. Используя эти АФА русские летчики давали командованию весьма ценные сведения об укреплениях противника. Особенно эффективной была разведка крепостных районов (Перемышль). Поручик Мулько неожданно для артиллерии противника на брещем полете пролетел над всей крепостью и сфотографировал ее. 02.12.1914 г. командование Юго-Заподного фронта доносило в ставку: "Метание бомб в крепость Перемышль и ее фотографирование успешно продолжаются". Пролетая над Львовом русские летчики в том числе П.Н. Нестеров фотографировали военные объекты города. Примеров масса можнопродолжать и продолжать. В 1915г. русские самолеты были снабжены специально сконструированными полуавтоматическими АФА системы "Потте" который позволял делать как маршрутную так и плщадную съемку. Его изобретатель офицер русской армии подполковник В.Ф.Потте (род. в Самаре) еще до войны изобрел первый в мире фотоаппарат при помощи которого можно было без перезарядки получать 50 снимков. В разведавиации Франции и Англии применялись в это время неавтоматические АФА с кассетами заряжавшимися фотопленками. Впоследствии для перспективной съемки применялись аппараты и других конструкций но АФА "Потте" оставался наиболее распространенным и популярным среди русских летчиков. Размер снимка у "Потте" получался 13х18 см. Вес 9кг. Фокусное расст.= 21 см. Снимок "Потте" по четкости мало уступал современным аэроснимкам. В.Ф. Потте в ходе войны сконструировал аэрофотоустановку укрепленную на полукруге что позволяло поворачивать камеру на угол сноса применил шторный затвор. Созданная Потте конструкция оказалась совершенной долгое время находилась на вооружении явилась основой для развития аэрофототехники во всем мире.(еще одна веха).
Кроме АФА "Потте" использовался также английский "Торнтон-Пикард". На 01.04.1917г. русские авиаотряды насчитывали 198 АФА системы "Потте" 77 АФА Ульянина и 114 аппартов других систем. Все корпусные и армейские самолеты были снабжены АФА. Примечательно что что в "Руководстве воздушной фотографией по программе испытаний на звание военного летчика" изданном в 1916г. говорилось:"Разведка произведенная с летательного аппарата только тогда является ценной когда в виде иллюстрации к донесению летчика приложена фотография всего того что запечатлено всевидящим оком объектива".
На этом период 1-й МВ (вкраце конечно) можно бы и завершить. Далее следует не менее интересный период между двумя Мировыми войнами.
Если хочешь -можем продолжить.