>Если брать экспериментальные самолеты, то у нас Би-1 был. Он хоть и не с ТРД, но тем не менее под определение "экспериментального реактивного" попадает.
Один. Би-1.
>Положем у немцев выбора не было - вундервафля была последней надежной.
>У тех же американцев и англичан все куда скромнее было.
А V-1 и V-2 какой надеждой были? А тяжелые танки - Тигр, Королевский тигр - были предпоследней надеждой?
ИМХО дело не в "выборе" или "надежде". Дело в приниципиальном подходе: воевать числом или умением. Мы воевали числом. Немцы - умением. Число победило умение.
Читаю с большим удовольствием сейчас Крамаренко "Против мессеров и сейбров". Оч. откровенная и правдивая книжка. Но когда ГСС Крамаренко пишет про "элитные" эскадры (!) Люфтваффе и перечислят то, что было на Восточном фронте, то получается, что все эскадры были "элитными"...
>>Ясно, что причиной было не только и не столько злая воля Зам наркома по опытному самолетостроению
>Сомнительно, что она вообще была хоть какой то причиной.
>>а общая отсталость СССР
>Скорее в первую очередь этой причиной была война.
ИМХО вы путаете причину и следствие. Причиной отставания и в 1941 г. была общая техническая отсталость СССР.
>Надо все таки учитывать, что СССР, в 1941-43 годах находился в куда худших условиях чем Германия, Англия или США.
Что значит "худшие условия"? У Англии осенью 1940 года после бомбардировок и в условиях катастрофических потерь тоннажа было положение лучше, чем у СССР?