|
|
От
|
Димыч
|
|
|
К
|
All
|
|
|
Дата
|
17.01.2002 18:57:00
|
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Фрагмент статьи Вл. Ильина "Военная авиация в начале XXI века"
Война на Балканах (март-июнь 1999 г.)стала дебютом самого современного в мире стратегического ударного самолета - малозаметного бомбардировщика В-2А "Спирит". Эти машины выполнили 50 боевых вылетов. В целом следует признать - дебют удался. На примере воздушных ударов по Сербии можно судить о том как США намерены использовать свои малозаметные стратегические бомбардировщики в войнах XXI столетия. Основным оружием В-2А в ходе балканского конфликта были новейшие (официально еще не принятые на вооружение) КАБ типа JDAM (калибр 900 кг). Бомбометание выполнялось с высот порядка 12 км. Самолеты подходили к цели зигзагом несколько раз кратковременно включая БРЛС осуществлявшую картографирование местности по курсу в секторе 30""0"". Это позволяло более точно привязаться к местности уточнить истинную высоту полета и местоположение цели (если она достаточно радиолокационно-контрастна) после чего при помощи системы управления вооружением GATS непосредственно перед бомбометанием внести коррекцию в системы самонаведения КАБ. В результате точность бомбовых ударов боеприпасами JDAM по утверждению представителей ВВС США удалось повысить с 13-14 до 6 м.
Продолжительность боевого вылета В-2А составляла в среднем 33 часа при этом выполнялось три-четыре дозаправки в воздухе. В ходе подготовки к операции "Союзническая сила" один "Спирит" совершил экспериментальный беспосадочных перелет по маршруту Уайтмен-Гуам- Уайтмнен протяженностью 26600 км и продолжительностью 37 часов (средняя скорость - 720 км/ч) а на тренажере был совершен беспосадочный "полет" продолжительностью 44 5 ч. Был сделан вывод что в случае необходимости бомбардировщик сможет находиться в воздухе 50 часов. Переносить столь длительные полеты экипажу В-2А состоящему всего из двух человек помогает высокий уровень автоматизации хорошо продуманная эргономика кабины а также специальное оборудование включающее такие "маленькие радости" как химический туалет спинки катапультных кресел с вибромассажерами и меню бортпайка составленное с учетом вкусов конкретного летчика. В то же время эксперты конгресса США подготовившие доклад об использовании В-2А в боевых действиях на Балканах на основе опроса летчиков отметили что приборное оборудование кабины этого самолета не лишено ряда недостатков повышающих утомляемость экипажа и затрудняющих его ориентирование в боевой обстановке.
В-2А относящийся к третьему поколению "стелсов" имеет эффективную поверхность рассеяния (ЭПР - величину характеризующую радиолокационную заметность объекта) меньшую чем "стелс" второго поколения F-117A "Найт Хоук" (к первому поколению "стелсов" американцы относят SR-71 а также ряд разведывательных беспилотных самолетов). По различным оценкам минимальная величина ЭПР В-2А в курсовой плоскости имеет порядок 0 1 м2 что соответствует ЭПР крупной морской птицы. Кроме того конфигурация планера "Спирита" обеспечивает малозаметность в большем диапазоне курсовых углов чем у "Найт Хоука" а большая высота полета над целью позволяет "вывести за скобки" многие средства ПВО противника (в частности малокалиберную зенитную артиллерию и ПЗРК).
Темно-серый мантообразный "Спирит" смотрелся в ночном небе Балкан весьма эффектно (во всяком случае на фотографиях опубликованных зарубежными журналами). Однако следует обратить внимание на тот факт что В-2А - наиболее дорогостоящие в мире боевые самолеты (стоимость одной машины 997 млн. USD т.е. треть стоимости атомного авианосца) - имели над Сербией весьма солидное авиационное прикрытие включавшее наряд сил из истребителей F-15C и машин радиоэлектронной борьбы ЕА-6В при мощнейшей информационной поддержке самолетов ДРЛО Е-3 а также радиолокационной разведки и управления Е-8. Хочется подчеркнуть что такая тактика противоречит принципу использования малозаметных самолетов - действовать в одиночку без привлечения машин других типов способных демаскировать "стелс". Кроме того как минимум вдвое возрастала цена одного боевого вылета бомбардировщика. Требовалась и весьма тонкая работа по согласованию действий множества разнотипных самолетов базировавшихся на разных континентах и принадлежащих различным родам войск. Это не могло не сказаться на оперативности боевого применения B-2A а также обеспечении требуемого режима секретности. Однако американцы (особенно после потери первого F-117) вероятно в большей мере полагались на мощь прикрытия а не на способность "Спирита" оставаться незаметным для противника.
В-2А участвовавшие в боевых действиях были оснащены пассивной оборонительной системой радиоэлектронной разведки и управления средствами РЭБ DMS (Defensive Management System) Локхид Мартин Федерал Системс AN/APR-50. Эта в значительной мере компромиссная система была установлена на бомбардировщики вместо "штатного" комплекса РЭБ Нортроп ZSR-62 в полной мере соответствующего принципам технологии "стелс" (его разработка была прекращена по финансовым и техническим причинам еще в 80-е гг.). Система DMS обеспечивает экипаж бомбардировщика информацией о ранее известных средствах ПВО противника наложенной на цифровую карту местности что образует геоинформационную систему с указанием зон поражения комплексами противовоздушной обороны в зависимости от профиля полета самолета. Аналогичным образом экипажу представляется информация и о вновь обнаруженных в ходе боевого вылета источниках радиолокационного излучения что позволяет уклоняться от огня малокалиберной зенитной артиллерии и ЗРК в том числе и при маловысотном полете. Впрочем последний режим предназначенный для преодоления мощной российской ПВО в Югославии не использовался...
("Авиация и время" 3-2000.)
Ту-160 намедни исполнилось 20 лет. Я уже предлагал поразмышлять о будущем...
В США кстати - перспективным считается изделие по программе ITV а не В-2...
- Re: Фрагмент статьи - Сергей Исаев 17.01.2002 21:00:00 (0, 438 b)
- Re: B-2 - Форжер 18.01.2002 08:44:00 (0, 1501 b)
- B-2 - Antipode 18.01.2002 11:46:00 (0, 691 b)
- B-2 - Aileron 18.01.2002 14:36:00 (0, 962 b)
- B-2 - Antipode 19.01.2002 00:28:00 (0, 467 b)
- B-2 - Aileron 18.01.2002 14:33:00 (0, 1778 b)
- B-2 - Форжер 18.01.2002 15:32:00 (0, 479 b)
- B-2 - Aileron 18.01.2002 18:43:00 (0, 839 b)
- B-2 - Antipode 19.01.2002 00:26:00 (0, 345 b)
- B-2 - Форжер 20.01.2002 19:46:00 (0, 98 b)
- B-2 - Aileron 21.01.2002 15:42:00 (0, 267 b)