От Владимир Ответить на сообщение
К Polar
Дата 28.07.2001 22:14:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Продолжим ...

Polar’у о доверии к мемуарам даже очень уважаемых людей (все могут ошибаться):

>Итак на полевом аэродроме находится истребительный авиаполк довоенного состава то есть штатно в нем должно насчитываться 60 самолетов.

В 17 иап было 52 самолёта из них 5 не б/г.

>2. Простаивало около 70 самолетов И-15 устаревшей конструкцщ с неубирающимися шасси подлежащих передаче в авиационные училища.

Эти самолёты к 17 иап скорее всего не имели никакого отношения. В полку было 50 лётчиков подготовленных к б/д днём в ПМУ. Но они занимали готовность на самолётах своего полка.

>3. За неделю до начала войны на нашем аэродроме приземлились 9 самолетов МиГ-1 из 15-й иад прилетевших из-под Львова для переучивания летного состава нашего полка."

15-й иад не было в окрестностях Львова. Наверняка это были летчики 23 иап 15-й сад.

>Противодействовать ударам бомбардировщиков мы не могли: летный состав находился в Ковеле у своих близких

Верится с трудом что весь лётный состав собрался после полётов и уехал в Ковель. И это у самой то границы? Но об этом уже писали.

>а зенитной артиллерии возле аэродрома не было…

Была там зенитная артиллерия но конечно не на аэродроме. 374-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион (это 12 орудий среднего калибра 4 орудия малого калибра 6 крупнокалиберных зенитных пулеметов 3 счетверенных зенитных пулеметов) под командованием капитана Дёмина Ф. С. А остался он в истории потому что вопреки запрету командования взял ответственность на себя и отдал приказ на открытие огня по противнику. По свидетельству Дёмина по аэродрому 17 иап 22 июня в 4.00 наносили удар 7 самолётов а подходили они южнее Ковеля на высоте 900 … 1000 м. Кстати 374-й озадн за первый день сбил 4 самолёта а за первые три дня – 9.

>В 11 часов дня из Житомира к нам прилетел авиаполк на самолетах И-153…"

В Житомире базировался 315-й рап на СБ.
******************************************
С. Исаеву:

>Кстати обращаю внимание Евгения Ковалева на этот факт в связи с его заявлениями о 2-3 часах налета у летчиков!

Ха-ха-ха 2-3 часа!!! А собственно что удивляться откуда ему знать ведь Толивер и Констебль об этом не писали.
У нас к началу войны была трёхступенчатая система подготовки лётного состава при которой в школах первоначального обучения курсанты учились пилотировать учебный самолет (4-6 месяцев налёт – 30 ч) в школах пилотов осваивался боевой самолёт (9 месяцев налёт истребителей - 24 ч бомбёров на Р-5 – 16 ч на СБ – 20 ч (всего 36 ч) а в авиационных училищах готовились командиры звеньев и эскадрилий (1-2 года налёт – 150 ч).
Но если коснуться показателей боевой подготовки то исходя из содержания директивы НКО СССР от 17 мая 1941 г № 34677сс об итогах боевой подготовки ВВС КА они были на низком уровне причём «сопровождались чрезвычайно большим количеством катастроф и аварий».

>немцы опередили Красную армию с наступлением. На конкретную дату 22 июня 1941 года РККА и ее ВВС не были еще приведены в состояние боевой готовности к наступлению

Не хотел касаться этой темы т.к. считаю что знаний у меня недостаточно для квалифицированного обсуждения. Но все же меня интересуют пара вопросов.
1.Исходные данные: количество дежурных сил не увеличено система разведки (ВНОС) не усилена личный состав не переведён на казарменное положение отпуска не прекращены охрана штаба и аэродрома не усилена. Вопрос: В какой степени готовности находится иап? А в какой должен находиться за несколько дней до крупного наступления?
2.Чем отличается «состояние боевой готовности к наступлению» от состояния боевой готовности к обороне? Меня интересует именно «состояние» а не планы и боевые задачи. Если можно на примере иап т.к. я сам участвовал в переводе полка в высшие степени готовности много раз да и графики перевода для разных степеней готовности приходилось разрабатывать (правда через 45 лет после начала ВОВ). Вот и заинтересовался.
******************************************
Марку:

Сейчас лето жара все отдыхают и ленятся что-либо обсуждать.
Добженовка находится в 15 км к юго-востоку от Белостока.

>Заметим что ни один авиаполк к началу войны на Минск не базировался

А где базировался 184 иап ПВО который прикрывал Минск?

Знаком ли Вам такой термин «вывод полка из под удара»? Да именно вывод из-под удара а не перебазирование. Авиация тем и отличается от зенитной артиллерии например что может переносить усилия с одного направления на другое в относительно короткие сроки. Но для этого необходимо сохранить технику и лётный состав. В мирное время для каждого иап назначена пара аэродромов для вывода из-под удара. Но аэродромов не хватает и учитывая огромную неразбериху в начале войны неудивительно что на одном аэродроме скапливалась техника нескольких полков выведенных из под удара. Основная причина такого плачевного положения на мой взгляд в отвратительной организации связи вернее в отсутствии всякой организации. Вся система связи от штаба ВВС КА до полка организовывалась через стационарные окружные и гарнизонные узлы связи по проводам выделенным Народным комиссариатом связи. Она не обеспечивала связь взаимодействия между авиационными частями приграничной полосы как внутри округа так и соседних округов. К началу 1941 г около 500 аэродромов вообще не имели проводной связи особенно плохое положение в полках приграничной полосы т. к. некоторые оперативные аэродромы находились в 25 … 30 км от предприятий НКС. С началом войны связь должна была обеспечиваться подвижными средствами связи и особенно радиосвязи. Как известно для обеспечения боевых действий иап существовала рота связи (для организации связи в аэроузле из 3 аэродромов при удалении их от штаба полка 15…20 км). Но штаб ВВС ЗОВО например не имел своих подвижных средств связи и при перелете авиационных частей на оперативные аэродромы управлять ими не мог. Укомплектованность рот связи основным имуществом связи и особенно радиосвязи была очень низкой например радиостанции РС-Б – 37РАТ- 47 т.п. Кроме того некомплект начсостава связи ВВС ЗОВО например составлял 690 человек. Ну и командиры не доверяли радиосвязи с частями и пользоваться СУВ не умели.
О блокировании аэродромов полностью поддерживаю Polar’a. Но при этом возникает резонный вопрос: «Почему не было организовано дежурство в воздухе?» В иап л/с для постов непосредственного оповещения о воздушном противнике отсутствовал да и радиосредств для связи с постами не было с передовыми постами ВНОС и погранзаставами связи тоже не было. 25…30 самолётов достаточно для дежурства парами без особой напруги для лётного и технического состава. Верхние командиры решили что бомбометание и штурмовка колонн важнее безопасности аэродрома сил для дежурства в воздухе не выделили вот и получили результат.

Так может быть причина поражений ВВС КА начала войны не в предательстве «Сталинских соколов» а в неудовлетворительной подготовке командиров отвратительной организации и обеспечении боевых действий?

Вашу версию не поддерживаю но помню что от Вас кто-то добивался ссылок о брошенных самолётах. 26.7.41. на аэр. Старорусский при отходе оставлено 23 самолёта (ЦАМО ф.35. Оп. 11307 Д.20. Л.41)

С уважением Владимир