Прочее; Люди и авиация; Авиатехника; 1936-1945 гг.;
[2Hippo&hunter019] - потеря в тылу
Подробности:
”Перегоном самолетов на запад с места их выпуска занималась 12 особая перегоночная авиагруппа, в которой и продолжил службу А. Т. Лосев.
- Это был третий по счету самолет, который я перегонял на запад из Комсомольска-на-Амуре, - вспоминает бывший пилот. - Экипаж самолета состоял всего из двух человек: я был командиром, а бортмехаником у меня был в этом полете Александр Пименов. Стоял октябрь 1942 года. … Облачность в этот день стояла высокая, в девять тридцать мы вылетели группой из двух машин, причем я был замыкающим. Спустя час полета облачность заставила нас снизиться метров до двухсот. Начали греться моторы, и один из них встал.
Вообще-то ДБ-3 мог лететь и с одним работающим двигателем. И мы старались тянуть, но у нас не было запаса высоты, вдобавок перегрелся и левый двигатель. Положение безвыходное, оставалась только вынужденная посадка.
Среди обширной мари я увидел небольшой островок и посадил на него самолет, не выпуская шасси. Приземлились аккуратно, почти ничего не повредили. …
…Экипированы на случай вынужденной посадки мы были, прямо сказать, скверно – легкое обмундирование, хотя на дворе октябрь, нет бортпайка, только два больших куска сахара (было сказано: “бортпаек получите, когда сядете в Чите”); никакого личного оружия, хотя в этом районе, как мы знали, водились и медведи, и волки, и рыси…
Не было и ракетницы, и это оказалось хуже всего. Второй самолет, шедший впереди нас, заметил наше исчезновение, вернулся, сделал несколько кругов, но обнаружить нас не смог. А нам подать ему сигнал было нечем. Самолет покружил, развернулся и ушел на запад. …
… Решили сначала попробовать (выйти) пешком. После полутора часов труднейшей ходьбы – болота, густой кустарник, завалы – вышли к речке. … Поняли мы, что пешком отсюда не выбраться и вернулись к самолету.
…Тогда решили извлечь из крыла топливный бак и сделать из него лодку. Молоток, зубило и пассатижи, несколько гаечных ключей – вот и все инструменты, что были у нас с собой. … Извлекли … бак, плоский, прямоугольной формы, емкостью 1100 литров. Зубилом вырубили у него верхнюю стенку – получилась металлическая лодка. Весел не было, и вытесать их было нечем; вооружились шестами. Для защиты от хищных зверей сняли с самолета передний пулемет – ШКАС, взяли запас патронов и поплыли.
Плыли три дня, да еще перед этим два дня провели у самолета. Продовольствия не было никакого, кроме двух кусков сахара, о которых я говорил. Останавливаться, чтобы искать грибы и ягоды, было некогда – спешили выбраться к людям.
В конце нашего пути река разлилась, достигла ширины 150 метров, и течение вынесло нас к железнодорожному мосту, который охраняли солдаты. Они радушно встретили нас, обогрели, накормили, обсушили. Затем начальник поста остановил поезд, посадил нас в вагон, и на поезде мы добрались в свою часть.
Для моего бортмеханика Александра Пименова путешествие наше закончилось трагически. Он жестоко простудился и, несмотря на старания врачей, через неделю умер. …”
Источник: Коноплев Е. А. На край земли за самолетом. – Киев: «Основа», 2000. стр.214-216.
В 1983 г. борт ДБ-3 зав.№391311 был обнаружен в Кур-Урмийском р-не Хабаровского края. Восстановлен на Иркутском авиазаводе. Сейчас в Монинском музее.