"ПОЛИГОН" 1/2001 стр. 51

4. Схема работы силовой установки с поворотным соплом на различных режимах полета самолета.

Для отклонения насадков планировалось использовать гидравлический или электромеханический привод, установленный на неподвижной части сопла, и червячную передачу с зубчатым сектором, закрепленным на насадке. Силовым приводом летчик мог дистанционно управлять вручную или автоматически. Равенство углов поворота достигалось одновременным включением приводов. Их управление было синхронизировано, а предельный угол отклонения фиксировал ограничитель. Сопло также было снабжено направляющими лопатками и кожухом, предназначенным для его охлаждения.
Таким образом, газовая струя становилась мощным средством обеспечения вертикального взлета и посадки. Ее использование в качестве посадочного средства для истребителя с тягой двигателя порядка 2000 кгс настолько позволяло сократить площадь крыла, что оно могло быть превращено в орган управления. Существенное сокращение габаритов крыла, которое на больших числах М составляет основное сопротивление самолета, могло значительно повысить скорость полета.
Ознакомившись с проектом, А.И.Микоян посоветовал К.В.Пеленбергу зарегистрировать его как изобретение. Соответствующие документы 14 декабря 1946 г. были направлены в бюро по делам изобретательства Министерства авиационной промышленности. В заявке, посланной вместе с пояснительной запиской и чертежами под названием «Поворотное сопло ТРД», автор просил зарегистрировать данное предложение как изобретение «для закрепления приоритета».
В январе 1947 г. состоялось заседание экспертной комиссии при техническом отделе МАЛ под председательством кандидата технических наук В.П.Горского. В состав комиссии также входили А.Н.Волохов, Б.И.Че-рановский и Л.С.Каменномостский. В решении от 28 января комиссия отметила, что данное предложение в принципе является правильным и рекомендовала автору продолжать работу в этом направлении. Наряду с этим отмечалось, что уменьшение площади крыла нецелесообразно, так как в случае отказа силовой установки посадка самолета будет проблематичной.

5. Устройство поворотного сопла реактивного самолета

"ПОЛИГОН" 1/2001 стр. 51