От ZaReznik Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 18.05.2010 23:15:46 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; 1945-1991; Версия для печати

[to SK] Табуретки по Як-1 принимаются?

Сразу скажу, что в целом книга понравилась, в особенности своим довольно заметным прогрессом по сравнению с «полигоновским» изданием. Но достижение совершенства – процесс бесконечный, а посему рано останавливаться на достигнутом :) И поэтому позволю некоторые заметки на манжетах (критического плана, понятное дело).

Первое же что неприятно удивило, как только взял книгу в руки - два одинаковых форзаца с цветными боковиками. Раз уж всё равно в цвете печаталось, то вероятно можно уже было копейку не экономить и удвоить число цветных боковичков. Смотрим их подробнее, и что мы там видим? Из 6 предложенных сразу аж 4 моряка, причем трое из них заявлены как ВВС ЧФ – разве 50% всех Як-1 досталось именно черноморцам? Видим среди черноморцев и знакомый фотографиями еще по «полигону» бн «9» (есть он и в этой книге на стр.119 – там привязка к ВВС КБФ).
Очень жаль, что боковички выбраны далеко не самые яркие (за исключением известного «зубастого» Яка из «Нормандии» - кстати, именно такой шрифт бн «24», пожалуй, также ошибка) – хотя тут же в книге есть Як-1б Шишкина (с подарочной надписью, со стрелой), и просто шикарнейший Як-1 Жидова на стр.112.

Дальше продолжу в основном по фотографиям и подписям к ним

Первая же на стр.4 – сама фотка, безусловно, хороша, но использовать в качестве заглавной, к введению, сюжет с ремонтом подбитого Яка? ИМХО не есть гут.

Стр.24 – АСЯ и О.К.Антонов. Фотка ЕМНИП 1943 года, соответственно не совсем подходит к иллюстрации событий 1939-1940 гг.

Стр.70 – даже если по книге раскиданы фотографии одной и той же машины (в данном случае уже упомянутый подарочный Як-1б Шишкина), то никаких связок-увязок, увы нет.

Ощутимо, по сравнению с «полигоновской» книгой, возрос объем разделов, посвященных использованию Як-1, но вот скомпонованы и проиллюстрированы они ИМХО как-то довольно сумбурно.
Первой же на стр.105 идет пара Як-1б (т.е. никак не раньше весны-лета 1943), через страницу подборка 3 фотографий Як-1 М.Д.Баранова (осень 1942), а по тексту у нас – планы ВВС от 7 января 1941 г.

Стр.113 «Захваченные самолеты отправляют для изучения» Во первых, в кадре всего 1 самолет. Во-вторых, судя по его состоянию, изучать его особо нечего – вероятнее всего, немцы (или кто там еще) захватили разобранный и подготовленный к отправке по ж/д на ремонт Як-1.

Стр.112 – с учетом того, что несмотря на увеличение, раздел о боевом применении Як-1 все равно оставляет желать много лучшего, совершенно ненужными представляются водяные экскурсы то по английским разведполетам над Баку, то насчет перелета Гесса в Англию.

Стр.117 перешедшая из «полигона» фотография с неизменной подписью «Орденоносец гвардии капитан Зорин, октябрь 1942» - возможно это Зорин А.В. (4л+2гр) из 293 ИАП?

Стр.121 «31-й гиап гвардии капитан А.М.Решетов рассказывает гвардии старшему лейтенанту Н.Сальникову о проведенном бое» - и только далеко-далеко, на стр. 152, уже в самом конце раздела про именные и подарочные самолеты читатель сможет узнать, про 33 сбитых да про звание Героя Советского Союза.


Стр.123. В общем разделе так и осталось указание об югославских Як-1, но где о рассказ о югославских Як-1 в разделе «Як-1 в армиях других государств»???

Стр.127 «Смешанная группа из Як-1б и Як-9 в полете» Вроде бы пара самолетов еще группой не называется?

Стр.128 Две фотографии по 3 ИАК – сейчас под рукой нет, но ЕМНИП И.Уткин или В.Антипов давали персоналии на этих кадрах. Кстати, и про сам 3 ИАК, увы, в тексте ничегошеньки нет, окромя трофеев немецких, хотя дебют корпуса в 1943 – был связан в значительной степени именно с Як-1б. Так, упомянутый в привязке к Сталинграду, 812 ИАП и на Кубани отвоевал, насколько помню, как раз на Як-1б – за 2 месяца боев (19.IV-29.VI.43) летчиками полка одержали 95 побед при потере 17 летчиков и 25 самолетов.

Стр.129 – по сравнению с "полигоном", добавлена отличная пара фоток (жаль в эту подборку не попал еще и Шестаков), но увы про 9 ГИАП, как и по 3 ИАК, в тексте опять ничегошеньки нет, хотя именно на Як-1б полк отличился и под Сталинградом, против «воздушного моста», и в ПВО Ростова – попадались, например, такие цифры по 9 ГИАП - на Як-1 за ~4 месяца (XII.42-IV.43; Сталинград, Ростов) летчики полка одержали 84 победы (в т.ч. 38 бомберов), за 1943 на Як-1 (1.I-30.VII.43; Сталинград; Ростов) летчики полка одержали 109 побед). Еще один момент, очень наглядно иллюстрирующий разнобой и отсутствие единого подхода в подписях к фотографиям: «Герой Советского Союза Г.П.Кузьмин в кабине своего Як-1б» и просто «Амет-Хан Султан на крыле своего Як-1б» ни тебе побед в ВОВ, ни указания даже на 9 ГИАП, ни полслова про будущего дважды Героя.

Стр.130. Очепятка. 73 ГИАП стал просто 73 ИАП.

Хорошо еще хоть Шмелёва упомянули то из 4 ИАП (стр.130), а вот сразу двух дважды Героев из этого же полка, Степаненко и Рязанова, просто потеряли (стр.133). С другой стороны, другой дважды Герой А.Ворожейкин именно на Як-1 вроде как побед не одерживал, да и вообще именно на Як-1 не воевал (И-16, Як-7, Як-9Т, Як-3), однако в списке имеется. К слову, общий список, без указания полков, ИМХО не есть зер гут.

И еще по стр.133. Красноносые "Яки" группы "Меч" перекочевали уже в 18 ГИАП. Что это? Откуда это?

Стр.137 (таблица №18) – оно так и осталось недоделанное еще Хазановым, но почему не дать роспись у кого сколько побед к 1943 было? Еще и битый шрифт – улетели аксанты во французских ФИО.

Стр.138-139. Мелькают Сибирин, Пинчук – а это ведь асы, будущие ГССы, но об этом ни полсслова.

Стр.139 Итоги первого раунда «Нормандии» даны как-то очень сумбурно. Есть фото Литольфа с 12 сбитыми, в тексте указано о 10 сбитых Литольфом до «Нормандии», но в числе отличившихся, наряду с Дюраном, Лефевром и Кастеленом его нет - кто и как сумел нащелкать 30 немцев к 19 июля ваще неясно. Скромненько указано «Потери эскадрильи составили 11 летчиков» (но ни слова о том, что среди прочих погибли Тюлян и Литольф, как и перечисленный в отличившихся Кастелен).

Стр.140. Всего три скромненькие фотки польских Як-1б (могу подбросить скан, шоб зря не критиканствовать то :) )

Стр.141. «Як-1б 3-го ИАК, совершивший вынужденную посадку без шасси в расположении немецких частей в ноябре 1942 г., был поднят на колеса и доставлен на аэродром Майкоп»
???? Какой 3 ИАК в ноябре 1942 ???? А поскольку речь очевидно, о 1943, то какой нафик Майкоп?
Кстати, на следующей странице, стр.142, привязку к 3 ИАК почему решено уже не давать.
Опять же общее замечание насчет привязки трофеев немецких к тексту – пара фоток 1943 года, потом Як-1б польский, опять немец в 1943 и в конце EL-LI. При этом текста про трофеи немецкие буквально мизер (поэтому немцами проиллюстрирована история ИАП «Варшава»), а про югославов обещанных я ваще молчу.

Стр.146-147. Опять ляп верстки – воткнули в подборки фот Еремина еще и Як-1б «Нормандии» из-за чего одна фотка с Ереминым уехала на следующий разворот (стр.148)
Еще хуже, аж по 3 местам, раскидали подборку фотографий Як-1б Шишкина (как уже отмечал, стр.70, а также стр.144-145 и стр.154).