Несколько
заниженные показатели максимальной скорости отметили в Кремле. Сталин лично
следил за этим вопросом. С тех пор, как он стал много внимания уделять развитию
авиации, скорость стала прямо таки маниакальным увлечением его кремлевского
окружения и руководителей авиапромышленности. В мае 1939 г. масла в огонь
подлило появление яковлевского двухмоторного самолета ББ-22. Эта машина, с
такими же М-103, что и на СБ, достигла на испытаниях максимальной скорости 560
км/час. Впоследствии А.С.Яковлев писал: «Сталин, Молотов и Ворошилов очень
интересовались моей машиной ББ и все расспрашивали, как это удалось при таких же
двигателях и той же бомбовой нагрузке, что и у СБ, получить скорость,
превышающую скорость СБ».
Вообще,
ситуация складывалась курьезная. Яковлев-ский самолетик представлял по сути
своей рекордную машину, а сравнивался с армейским трудягой, максимально
приспособленным именно для выполнения боевых задач. Кстати, когда ББ-22
вооружили и оборудовали по требованиям военных, его максимальная скорость, не
смотря на аэродинамическое совершенство и малые размеры, оказалась на уровне
скорости того же СБ. Произошло это однако позже, а летом 1939 г. ББ-22 и его
конструктор явно задали тон в авиапристрастиях.
Кроме
яковлевского ББ-22 на пятки СБ наступал новый двухмоторный самолет
Н.Н.Поликарпова. Поначалу он обозначался, как ВИТ-2 (Воздушный истребитель
танков). Весной - летом 1939 г. появилось решение о запуске самолета в серийное
производство - поначалу под обозначением ВИТ-2С (серийный), затем под
обозначением СПБ (скоростной пикирующий бомбардировщик). Интересно, что уже
через три дня после окончания злополучных испытаний СБ №2/201, 29 июля 1939 г.
последовало решение правительства о запуске СПБ в серийное производство на
заводе №22. Машина получила заводской индекс «Д», и для ее постройки в срочном
порядке организовали Объединенный конструкторский отдел (ОКО-Д) под руководством
заместителя Поликарпова — Н.А.Жемчужина.
Пришествие
СПБ день в день совпало с приказом Наркомата авиапромышленности от 29 июля 1939
г., гласящим: «В связи с заниженными характеристиками максимальной скорости до
415 км/час, сдать 100 самолетов СБ в ВВС РККА со скидкой стоимости 33%».
Упрощенно говоря, производственников решили наказывать рублем за выпуск
самолетов, не соответствующих запланированным сверху характеристикам.
Комментариев, как говорится, не требуется.