Самое
интересное, что в этот момент, неожиданно для немцев хорошо показали себя
советские гусеничные артиллерийские тракторы типа «Сталинец» С-65, СТЗ-5 НАТИ и
«Комсомолец», которые сначала были проигнорированы представителями Управления
Вооружений сухопутных войск, так как не отличались скоростными показателями и не
годились для «молниеносной войны». Но уже зимой тракторы «русского типа» все
больше показывали свои преимущества в проходимости в условиях отсутствия хороших
дорог.
ПОСЛЕ
завершения битвы за Москву командованию вермахта стало ясно, что немецкая армия
остро нуждается в дешевых и простых в обслуживании гусеничные тягачах повышенной
проходимости. «Танковая комиссия» рейхсминис-терства вооружения и боеприпасов
под председательством профессора Ф.Порше, выполнила эскизный проект такого
тягача совместно с инженерами концерна «Штайр-Даймлер-Пух» (Syeyr-Dainler-Puch),
причем проект был выполнен без участия специалистов Управления Вооружений
сухопутных войск. Трудно сказать, чем могла бы закончиться намечавшаяся тяжба
между этими ведомствами, если бы Гитлер вдруг не высказался в защиту концепции
гусеничного трактора «русского типа» с большим клиренсом для применения в
условиях русских снегов. По мнению некоторых исследователей именно Гитлер и дал
новому трактору прозвище «Raupen-schlepper Ost» (сокращенно — RSO), что в
переводе означало что-то в роде «тягач, следующий на Восток». Все главные части
нового трактора заимствовались от хорошо освоенного в производстве грузового
автомобиля «Штайр» (Steyr) 1500/02. Сердцем трактора стал 8-цилиндровый
V-образный бензиновый мотор объемом 3,5 л. и максимальной мощностью до 85 л.с.,
подвеска простой конструкции, казалось, задумывалась для производства только в
условиях военного времени. Опорные катки предполагалось изготавливать штамповкой
из листовой стали и не имели резиновых бандажей. Гусеничные траки шириной 340 мм
(тип Kgs 66/340/120) также не имели резиновых подушек (как у траков
«полугусеничников») и могли изготавливаться даже из нелегированной стали.
Убранство кабины отличалось спартанской строгостью. Все это снижало, без
сомнения, скоростные характеристики тягача, но делало его дешевым в массовом
производстве и обслуживании. Но главное — тягач имел очень большой клиренс, что
как нельзя лучше сказывалось на его проходимости в грязи и снегу.
В
декабре 1941 г. фирма «Штайр» получила заказ на изготовление опытной партии в 50
тягачей RSO. Уже весной 1942 г. тягач подвергся незначительным переделкам,
направленным на некоторое упрощение выпуска. Но, несмотря на произведенные
доработки, объем выпуска тягачей в значительной мере сдерживался тем, что
трактора изготавливались на тех же сборочных линиях, что и очень нужный вермахту
грузовой автомобиль. Кроме того, выяснились и некоторые недостатки
высокооборотного бензинового мотора при его работе на тракторе.