Современность; Локальные конфликты; Искусство и творчество;
Танки еще себя покажут (нет)
Если лень прокапываться через британские психологические проблемы в On the Psychology of Military Incompetence да еще на языке вероятного противника есть тов. Алексей Суконкин, который сделал книжку "Плеяда".
Там в простой и доступной форме описаны всевозможные сюжеты, как в силу разных, также часто психологических, проблем в ходе СВО бестолково погибают как отдельные люди так и целые батальоны. Автор конечно не пишет в стиле Пелевина Любая попытка обнаружить в книге какие-то намеки и параллели является рептильной проекцией антинародного ума и подсознательным вредительством, но и не пытается прямо уличить кого-то. С одной стороны объединение, соединения и части у него насквозь фиктивные, а с другой узнаваемые шаблоны и детали позволят желающим понять, о каких сюжетах идет речь.
Также, что особо ценно, есть и некий синтетический пример успешных действий ВС РВ в условиях превосходства ВСУ в современном вооружении. Ну и бог из машины в виде тотального украинского предательства (в свете последних откровений по поводу энергетики очень даже) также в наличии.
Однако если посмотреть на сюжеты книжки свежим взглядом, то очевидным становится несоотвествие имеющихся средств и методов вооруженной борьбы текущей обстановке. Дело даже не в протухшем уставе и прочих довоенных заведомо устаревших концепциях. Просто посмотрев на то, чем можно противника увидеть и чем ударить мы не найдем там места для танковых и мотострелковых батальонов.
Глаза у нас, как известно, на дронах. Летающих дронах, сидящих и сменяющих друг друга в засаде дронах. Самую малость конечно глаза есть еще и у пехоты с защищенной цифровой связью, но это как-то очень запредельно дорого (учитывая, что их надо в точку контроля завести и потом снабжать и потом выплачивать компенсацию). Всяческая техническая разведка тоже глаза и уши, но не факт что для бригады. В книжке показана история с горизонтальным контактом, что будет очевидно предметом обсуждения и не факт что выживет, ибо тогда что, командиры дураки получается?
Ударить же в интересах бригады можно много чем. Автор не слишком ценит авиаторов, которые конечно сделали шаг вперед от кабрирования, но с точностью обозначились проблемы. Артиллерия уступает западной по дальности и поэтому вынуждена действовать осторожно. Кто так не действует - погибает по сюжету сразу. Средства старших начальников хороши, но их на всех не всегда хватает. В итоге опять или какие-то сложные изобретения с кочующим минометом или ударные дроны. Если дронов будет больше, то миномет и прочее на грани выживания не нужно.
Таким образом мы попадаем в глубочайший кризис вооруженных сил - в бой идут отдельные штурмовики (очень малыми группами), а все остальные как бы не очень и нужны. Если офицеры в бой не идут, то зачем их такая развесистая иерархия? Отдельные применения танков очень похожи на отдельные успешные сюжеты применения кавалерии в ВОВ - если нет дронов противника и ситуация позволяет, то да, где-то как-то они помогают. Если есть - горят без особого вреда для противника.
Те все упирается в наличие нужного количества дронов и средств их обеспечения (ретрансляторов и тп). Если есть подавляющее превосходство над противником то глаза увидят, а ракеты ударят. Если наоборот, то технику выбьют, а пехота понесет значительные потери.
Горячие головы, которые готовы атаковать плотными массами в стиле ВОВ не готовы к общественным беспорядкам в случае новой мобилизации. Нагнать дронов сильно легче чем сосредоточить традиционные силы и средства.
Хорошо, что в ВСУ тотальная коррупция и все преимущества слома советских подходов в армии они уже подрастеряли. Также постоянно действующие каналы обмена информацией негативно действуют и на их армию тоже. (автор рисует некий промышленный схематоз, но много чего аналогичного может быть)
А так место бронетехники нынче в обозе - доставить по зоне незначительных рисков дроны и питание, послужить пусковой установкой для запуска может быть и все. Просто производство есть и лобби есть и переделать под производство чего более полезного сложно.