От badger
К All
Дата 11.08.2004 11:31:30
Рубрики Авиатехника; 1936-1945 гг.;

Письмо Сбытова о ненадежности М-63?

Арест Василия произошел задолго до 20 съезда и разоблачения Хрущевым культа личности — в мае 1953-го. В вину ему ставили, кроме незаконного расходования денежных средств и государственного имущества, еще «враждебные выпады, антисоветские клеветнические измышления в адрес руководства КПСС и советского государства» и намерения «установить связь с иностранными корреспондентами». Еще ему ставились в вину «клевета и извращенные доклады И. Сталину, приведшие к снятию и аресту руководителей ВВС».
Что касается должностных преступлений, то их можно было адресовать руководству Министерства обороны, которое предоставляло ему денежные средства. Незаконно построенные им спортивные залы, бассейны и манежи используются и по сей день и окупили затраты на их строительство задолго до того, как Василий вышел из тюрьмы.
Его дача стала государственной. Его роль в репрессиях по отношению к руководству ВВС в предвоенные годы заключалась лишь в передаче отцу письма своего командира дивизии Сбытова, в котором последний обвинял Смушкевича и Рычагова в принятии на вооружение ненадежного мотора М-63.


Вопрос собственно - что за письмо Сбытова, известен ли его текст ?

Может кто-то может вопрос надежности М-62 прокомментировать (в сравнении с М-62/М-25 скажем)?

Пару слов было в архиве:
https://vif2ne.su/nvi/forum/6/archive/28/28808.htm

От А.Н.Платонов
К badger (11.08.2004 11:31:30)
Дата 11.08.2004 19:05:17

Re: Письмо Сбытова...

В общем М-63 оценивался как менее надежный, чем М-62. Хотя приходилось встречать у ветеранов кто летал на И-16 с М-63, что эти машины чуть ли не уступали "эмилям". Думаю, что это преувеличение, но благожелательные отзывы тоже есть.

От Глеб Бараев
К badger (11.08.2004 11:31:30)
Дата 11.08.2004 18:33:51

Re: Письмо Сбытова...

>Вопрос собственно - что за письмо Сбытова, известен ли его текст ?

письмо Сбытова не публиковалось и отсутствует в научном обороте. Но есть заявление Василия Сталина в Президиум ЦК КПСС от 23 февраля 1955 года, в котором он, в частности, писал:

Очевидно, на судьбу Смушкевича повлияла передача письма отцу от Сбытова о М-63, которое я передал в 1940 г., и, вернее, не письмо, а вызов Сбытова в правительство и доклад его. Какой доклад - мне не известно. Знаю, что Сбытов неоднократно говорил, что Смушкевич не реагирует на его (Сбытова) сигналы о неприятностях с М-63, и нещадно ругал за это Смушкевича, говоря что он (Смушкевич) обманывает правительство. Могу только предполагать, что Сбытов использовал вызов правительства для доклада этого своего мнения. Если Сбытов использовал вызов правительства в целях свести какие-то счеты с Смушкевичем и позже Рычаговым, то я действительно виноват в том, что помог Сбытову добиться приема правительством. Мое же мнение о ВВС, Смушкевиче или Рычагове никто не спрашивал. По мотору М-63 я действительно докладывал отцу, что "он не годится для истребителей", т.к. сам летал на этом моторе изнал его недочеты.

"Журнал посещений" фиксирует Сбытова в кабинете Сталина 16 сентября 1940 года в составе представительного совещания членов ПБ, руковдителей НКО, ВВС и НКАП. Поэтому не исключено, что свои обвинения он произнес публично, хотя не исключена возможность и доверительного разговора со Сталиным в кулуарах.

C уважением, Глеб Бараев www.rkka.ru

От hardy
К Глеб Бараев (11.08.2004 18:33:51)
Дата 13.08.2004 01:36:55

Re: Письмо Сбытова...

>Очевидно, на судьбу Смушкевича повлияла передача письма отцу от Сбытова о М-63, которое я передал в 1940 г., и, вернее, не письмо, а вызов Сбытова в правительство и доклад его. Какой доклад - мне не известно. Знаю, что Сбытов неоднократно говорил, что Смушкевич не реагирует на его (Сбытова) сигналы о неприятностях с М-63, и нещадно ругал за это Смушкевича, говоря что он (Смушкевич) обманывает правительство.

однако вот что нашел у Хазанова:
http://win.www.airwar.ru/history/av2ww/soviet/yak9/yak9.html

Во всех моторах Климов сохранил «изюминку», заложенную в конструкцию разрботчиками: оригинальную конструкцию шатуна.
Однако серийное производство этих моторов разворачивалось медленно и их качество на удовлетворяло требованиям нормальной эксплуатации. Сошлюсь на мнение начальника ВВС Красной Армии Л.В.Смушкевича, которое он высказал в мае 1940 г.: «Основным тормозом в развитии наших самолетов является мотор. Здесь наша отсталость от передовых капиталистических стран очень велика. Моторы М-63, М-88, М-105, которые поступают в серийное производство, - с большим количеством дефектов, ненадежны в полетах, часто отказывают; срок работы этих моторов очень небольшой...»


От Глеб Бараев
К hardy (13.08.2004 01:36:55)
Дата 13.08.2004 03:42:55

Это немного другая проблема

>Сошлюсь на мнение начальника ВВС Красной Армии Л.В.Смушкевича, которое он высказал в мае 1940 г.: «Основным тормозом в развитии наших самолетов является мотор. Здесь наша отсталость от передовых капиталистических стран очень велика. Моторы М-63, М-88, М-105, которые поступают в серийное производство, - с большим количеством дефектов, ненадежны в полетах, часто отказывают; срок работы этих моторов очень небольшой...»

Коллизия состояла не в том, что говорил или чего не говорил Смушкевич о качестве моторов.
В конце концов все сводилось к высокой аварийности в частях ВВС, в том числе из-за дефектов моторов. Наличие объективных причин этих явлений во внимание не принималось, вместо этого занимались выявлением вражеских происков. Тяжелое было время...

C уважением, Глеб Бараев www.rkka.ru

От hardy
К Глеб Бараев (13.08.2004 03:42:55)
Дата 13.08.2004 10:26:35

Re: Это немного...

>Коллизия состояла не в том, что говорил или чего не говорил Смушкевич о качестве моторов.
>В конце концов все сводилось к высокой аварийности в частях ВВС, в том числе из-за дефектов моторов. Наличие объективных причин этих явлений во внимание не принималось, вместо этого занимались выявлением вражеских происков. Тяжелое было время...

Вы когда-нибудь вблизи с работой чиновников высокого ранга сталкивались?
На выступлениях в правительстве выверяют каждое слово, каждую фразу. Вряд ли в то время дело обстояло иначе.
Посему с трудом представляется, чтобы чловек, "принявший" М-63 на вооружение, после этого прилюдно с высокой трибуны сам себя так подставил бы. Не верю (с)

От Глеб Бараев
К hardy (13.08.2004 10:26:35)
Дата 13.08.2004 21:12:55

Re: Это немного...

>Вы когда-нибудь вблизи с работой чиновников высокого ранга сталкивались?

еще бы не сталкиваться

>На выступлениях в правительстве выверяют каждое слово, каждую фразу. Вряд ли в то время дело обстояло иначе.

это и верно и не верно одновременно. Верно потому, что высока цена каждого сказанного слова. А неверно потому, что стремление все заранее выверить ограничено наличием информации о текущей ситуации. Поэтому промахи в выступлениях таких чиновников отнюдь не редки. Цена за такой промах изменилась - это да.

>Посему с трудом представляется, чтобы чловек, "принявший" М-63 на вооружение, после этого прилюдно с высокой трибуны сам себя так подставил бы.

а он себя и не подставил. Попровьте, если я ошибаюсь, но ведь М-63 был принят на вооружение с рядом замечаний и требований по доработке, что было нормальной практикой.

От badger
К Глеб Бараев (13.08.2004 03:42:55)
Дата 13.08.2004 09:01:51

Re: Это немного...

> Тяжелое было время...

Время которое шло следом оказалось ещё тяжелее.


От Глеб Бараев
К badger (13.08.2004 09:01:51)
Дата 13.08.2004 21:13:33

Re: Это немного...

>Время которое шло следом оказалось ещё тяжелее.

Ну, расстреливать, во всяком случае, стали поменьше.

От Alex Medvedev
К Глеб Бараев (11.08.2004 18:33:51)
Дата 11.08.2004 20:42:29

Маловероятно что один мотор М-63 мог решить что-то

у нас к тому времени куча моторо недовденных была и выбирать именно М-63 как причну не стоит. вот например "В феврале 1941 г. состояния ВВС Московского военного округа в связи со сменой командующих (был снят с должности генерал-лейтенант авиации П. И. Пурпур и вместо него назначен полковник Н. А. Сбытов) Государственная комиссия под председательством Г. М. Маленкова установила, что "большинство частей ВВС округа являются небоеспособными..." -- более серьезно.

От Константин Чиркин
К Alex Medvedev (11.08.2004 20:42:29)
Дата 11.08.2004 23:10:36

Re: На,мой взгляд,Вы несколько не правы

Приветствую.М-63 шёл на замену М-62,т.е. при тех же посадочных местах,габаритах позволял улучшить лётные данные массовых истребителей страны.Поэтому естественно,вокруг него прыгали гораздо больше,чем над другими движками.

От Глеб Бараев
К Alex Medvedev (11.08.2004 20:42:29)
Дата 11.08.2004 22:44:35

Не путаете?

>"В феврале 1941 г. состояния ВВС Московского военного округа в связи со сменой командующих (был снят с должности генерал-лейтенант авиации П. И. Пурпур и вместо него назначен полковник Н. А. Сбытов) Государственная комиссия под председательством Г. М. Маленкова установила, что "большинство частей ВВС округа являются небоеспособными..."

Пумпур был снят с должности после решения ПБ от 10 мая 1941 года, выписка есть в "малиновке". Комиссия работала не после, а до снятия.

От badger
К badger (11.08.2004 11:31:30)
Дата 11.08.2004 11:32:25

Ссылку забыл

http://www.testpilot.ru/review/ppt/colleague/stalin.htm

А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания»