|
|
От
|
Владимир
|
|
|
К
|
All
|
|
|
Дата
|
13.02.2002 20:20:00
|
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
2 июня 1943 г. Вариант 2.
Эшелонированный налет немецко-фашистской авиации на железнодорожный узел Курск 2 июня 1943 г. был одним из наиболее крупных налетов за все время Великой Отечественной войны. Задача которую поставил себе противник заключалась в полном разрушении железнодорожного узла и срыве воинских перевозок обеспечивавших питание Центрального и Воронежского фронтов Советской Армии. Этот налет как бы завершил серию групповых неудачных для противника налетов на важнейшие железнодорожные объекты линии Касторная — Курск произведенных в мае 1943 г.
Налет был начат в 04.39 и закончен в 14.50. Он осуществлялся соединениями немецких ВВС базировавшихся в основном на Орловском и Сталинском аэроузлах. Общее количество самолетов противника в со-
ставе пяти эшелонов наносивших удар было равно 543 из них — 424 бомбардировщика и 119 истребителей прикрытия. Дневной налет был усилен ночным налетом на Курск который длился с 21.55 2 июня до 02.30 3 июня и в котором приняло участие до 300 бомбардировщиков.
В отражении дневного эшелонированного налета приняли участие истребительная авиация Курской оперативной группы ПВО (101-я истребительная авиадивизия ПВО) фронтовая истребительная авиация 16-й воздушной армии Центрального фронта и 2-й воздушной армии Воронежского фронта а также зенитная артиллерия Курской оперативной группы ПВО Центрального и Воронежского фронтов. Общее руководство отражением налета осуществлялось начальником Курской оперативной группы Воронежско-Борисоглебского дивизионного района ПВО. Взаимодействие с истребительной авиацией фронтов заранее организованное no-принципу разделения зон. поддерживалось в ходе боя с помощью прямых связей командного пункта оперативной группы ПВО со штабами воздушных армий фронтов.
Ход отражения налета в общих чертах был следующий.
Первый эшелон авиации противника был обнаружен в 04.39 со стороны Орловского аэроузла. В его составе было 137 бомбардировщиков (70 Ю-88 43 Хе-111 и 24 До-215) под прикрытием 30 истребителей (18 ФВ-190 и 12 Me-109). Бомбардировщики Ю-88 шли к Курску тремя группами с северо-запада на высоте 4 000 м бомбардировщики Хе-111 —двумя группами с севера на той же высоте бомбардировщики До-215 — одной группой с севера на высоте 1 500—1 800 м.
В период с 04.45-до 5.04 на отражение налета были подняты 53 истребителя 16-й воздушной армии и 30 истребителей 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО в 05.07 была поднята еще одна эскадрилья 101-й истребительной авиационной дивизии в составе 12 истребителей. Фронтовая истребительная авиация связала боем истребителей сопровождения и атаковала бомбардировщиков в районе севернее Фатеж Свобода. Истребители ПВО атаковали противника южнее этого рубежа на ближних подступах к Курску. В результате успешных действий истребителей были рассеяны и частично уничтожены все пять групп бомбардировщиков Ю-88 и Хе-111 прорвались в зону зенитного огня Курска только до 30 бомбардировщиков из 113. Однако группа в 24 До-215 шедшая последней и на меньшей высоте обошла район воздушных боев с востока и без потерь проникла к железнодорожному узлу.
Второй эшелон в составе 20 Ю-88 под прикрытием 5 Me-109 появился в 06.32 с юга на высоте до 4 500 м. Против него в 06.38 были подняты 16 истребителей ПВО которые атаковали южнее Курска и сбили 8 бомбардировщиков. При отходе остальных бомбардировщиков после бомбометания на север их атаковало звено в составе 3 истребителей 16 ВА.
Третий эшелон был обнаружен в 08.25 северо-западнее Курска. Он насчитывал 75 Ю-88 и 25 Хе-111 шедших пятью группами и прикрывался 50 истребителями ФВ-190 и Ме-109. В период с 08.27 до 08.30 для действий по этому эшелону были подняты 51 истребитель 16-й воздушной армии и 16 истребителей ПВО. Воздушный бой начался северо-западнее Фатеж и разгорелся на всем пространстве вплоть до зоны зенитного артиллерийского огня на высоте 5 000 м и более. К объекту удалось прорваться разрозненными мелкими группами только 55 бомбардировщикам противника из 100.
Четвертый и пятый эшелоны наносили удар по Курску
с юга и юго-запада со стороны Харькова и Полтавы. Оба они действо
вали на большой высоте — 6 000—7 000 м.
В составе четвертого эшелона было до 106 бомбардировщиков шедших тремя группами (68 Хе-111 18 Ю-88 и 20 Ме-110). В период с 11.10 до 1.21 против этого эшелона были подняты 57 истребителей 2-й воздушной армии Воронежского фронта атаковавшие противника в районе Обоянь 13 истребителей 16-й воздушной армии Центрального фронта и 15 истребителей ПВО которые атаковали бомбардировщиков на южных подступах Курску. До 20 самолетов противника было сбито в воздушном бою. остальные прорвались к объекту. При отходе бомбардировщики севернее Курска были атакованы 26 истребителями 16 ВА продолжавшими их преследование вплоть до линии фронта.
Пятый эшелон в составе 61 Хе-111 и 14 Ме-109 был обнаружен в 14.20. При подходе к Курску он был атакован 45 истребителями 2-й воздушной
армии и 16 истребителями ПВО при отходе от объекта — 33 истребителями 16-й воздушной армии. К объекту прорвалось около 50 бомбардировщиков.
Таким образом в бою 2 июня с нашей стороны было сделано 368 самолето-вылетов истребителей против 543 самолето-вылетов противника. Наши истребители сбили 104 самолета противника (54 — истребители ПВО 60 — фронтовые истребители) потеряв 27 своих самолетов (9 истребителей ПВО и 18 фронтовых истребителей). Обнаружение противника осуществлялось постами ВНОС и радиолокаторами истребительной авиации управление истребителями ПВО — с командного пункта оперативной группы. Первые атаки производились истребителями в строю эскадрилий последующие — преимущественно парами. Воздушный бой распадался на много очагов что затрудняло управление. Фронтовой истребительной авиации во всех случаях удалось отсекать истребителей сопровождения противника от бомбардировщиков связывать их боем и наносить кроме того существенные удары по бомбардировщикам. Истребители ПВО ата-ковывали только бомбардировщиков шедших без прикрытия что положительно сказалось на результатах боев. Было немало случаев когда в ходе многочасового боя истребители ПВО и фронтовые истребители действовали совместно в огневом взаимодействии поддерживая и защищая друг друга.
Зенитная артиллерия ПВО оборонявшая железнодорожный узел действовала централизованно сосредоточивая огонь по наиболее крупным целям. По уходящим от объекта бомбардировщикам огонь не велся если появлялись новые цели. Огнем зенитной артиллерии ПВО днем 2 июня было сбито 27 самолетов кроме того войсковая зенитная артиллерия Центрального фронта уничтожила своим огнем 14 самолетов противника.
Немецко-фашистской авиации несмотря на большие потери удалось причинить значительный ущерб железнодорожному узлу. Однако основные элементы узла сохранились и уже через 12 часов после окончания ночного налета работа узла возобновилась в таком объеме который позволил выполнить план фронтовых перевозок.
В целом отражение дневного массированного налета воздушного противника на Курск 2 июня 1943 г. характеризовалось хорошим взаимодействием войск ПВО страны с фронтовой авиацией четким управлением боевыми действиями войск высокой эффективностью воздушных боев истребительной авиации и огня зенитной артиллерии отвагой и большой выдержкой проявленными личным составом.
«Войска ПВО страны в ВОВ». Т.2. – М.: Воениздат 1955. - 424с.
С уважением Владимир
- 2 июня ... - Rammstein 13.02.2002 21:10:00 (0, 201 b)
- РС - Владимир 13.02.2002 22:42:00 (0, 2269 b)
- РС - Rammstein 13.02.2002 23:08:00 (0, 426 b)
- РС - Дмитрий 14.02.2002 19:53:00 (0, 311 b)
- Ответ - Владимир 14.02.2002 21:35:00 (0, 781 b)
- Ответ - Valval 15.02.2002 09:00:00 (0, 579 b)