>А еще есть в технике такое выражение: лучшее - враг хорошего. И чаще в технике во избежание бессмыссленных потерь всегда выбирают именно хорошее, надеясь в то же время на лучшее.
Абсолютно с Вами согласен! :) Поэтому и считаю, что отказываться от И-180 в пользу лучших самолетов, которые вот-вот будут выданы на гора, было верхом самонадеянности НКАП. Независимо от отношения к личности АСЯ, факты таковы, что остановка работ по И-180 удивительным образом совпала по времени с его назначением замнаркома. Так или иначе, в силу должности свои соображения о дальнейшей судьбе машины ему пришлось высказывать либо Шахурину, либо самому. Судя по результату, отзыв АСЯ не был положительным. У Шахурина, кстати, остановка работ по И-180 названа «ошибкой наркомата». Вы правы в одном – нет фактов, что замнаркома сделал это, держа в уме будущий И-26. Зато есть факт, что одним конкурентом стало меньше.
>Какая же тут преференция, если в результате изменения методики конкуренты Яка, получили дополнительный прирост в скорости? Там же не было планки установлено типа: скорость больше xyz - даем серию. Во-вторых методика была изменена гораздо позже, когда все опытные машины уже пошли в серию.
Тут я некорректно написал, какие именно изменения методики имелись в виду. Речь о данных, полученных расчетным путем из-за невозможности получить их опытным по причине неработоспособности ВМГ. По сути, комиссии НКАП был представлен макет самолета и его расчетные данные. Тем не менее, комиссия признала его годным к передаче на госиспытания. Если есть еще факты передачи на госиспытания самолетов других КБ, способных продержаться в воздухе только 1,5-2 мин, то этот пункт снимается.
> На Як-1 тоже пытались поставить расходный бак под пол пилота, но шасси не позволило. Дальности добавили на Як-7А.
То есть, независимо от причин, имел место факт, что у замнаркома была возможность сказать: «У меня бак не помещается, но я увеличу дальность позже на другом самолете», в то время как другим пообещали снять машину с серии, если дальность не будет увеличена.
>Вы, помнится, писали как Лавочкин с Микояном мучались, вписывая в свои самолеты дополнительное топливо. А конструкция Яка вполне позволила, изменив только шасси, потом посадить еще одного пилота с парашютом, или вместо него поставить нормальное вооружение и дополнительный бак на 100 л горючего. А кроме того, и в то же время, Яковлев еще выпустил высотный и пушечный истребители. На что два предыдущих конструктора просто не были способны, а не по тому, что им не дали такого задания. Куда им, даже бак дополнительный вписать не смогли за тот же срок, а не то, что еще пару прототипов построить и не забывать о нуждах серийного производства УТ.
Зря Вы так пренебрежительно говорите о результатах чужого труда. Притягивать это за уши к своим умозаключениям можно, но справедливо-ли? :) АСЯ разным модификациям одного и того же истребителя давал новые названия. Установил пушку или новый двигатель – получите Як-3 и Як-5. Второе сидение – Як-7. Дополнительные баки – Як-9. Если так смотреть, другие КБ тоже выпустили по несколько истребителей. Просто, в отличие от замнаркома, они были скромнее, и не давали новых названий модификациям одной и той же машины. У АИМ, например, за время серийного производства только по двигателям было три модификации МиГа, пять по стрелково-пушечному вооружению. Не забывайте также МиГ-1 и вариант с крыльевыми пушками, который в серии не строился. Линейки разных МиГ-9 и МиГ-3У я не считаю, т.к. они были построены уже после снятия с серии. ЛаГГов тоже было целое семейство по дальности и вооружению, только почему-то они все назывались просто ЛаГГ-3.
А кстати, кто присваивал новые индексы машинам? Неужели сами КБ? Если это так, то АСЛ и АИМ проявили недальновидность, а замнаркома и здесь набрал дополнительные очки! :) Даже Вы посчитали, что он построил больше машин, а другие ничего не делали! :)
>А история с двумя ВК-107, которые замнаркома направил в свое КБ, уж извините, показывает нравы в НКАП во всей красе.
>А историю, как академик Туполев перехватил Хрущева по дороге к Мясищеву и его КБ закрыли вы разве никогда не слышали?
Эта история, скорее, в пользу того, что конструкторы вырывали друг у друга заводы и другие ресурсы, как только могли. Я же не говорю, что только АСЯ был бякой в этом вопросе. Единственное отличие, у него было больше возможностей, и он их использовал.
Так что с ВК-107? Зачет?
> И это при том, что замнаркома по новой технике, должен был заботиться о постройке новых машин и другими конструкторами тоже.
>В чем конкретно должна была проявляться забота замнаркома? Вот перед ним куча проектов. Как специалист он отобрал некоторые интересные. Показал их наверх. Там приняли решение по части из них.
Это прямо идеальная картина. Проблема только в том, что АСЯ – конструктор, и у него свое видение идеального самолета. Вполне естественно, что видение других конструкторов в его глазах выглядит неправильным и вредным. И он свое мнение высказывает не стесняясь. Поскольку в силу должности и личных отношений с ИВС его мнению доверяют больше, позиции других конструкторов выглядят слабее. Должен признать, что в данном случае АСЯ ничем помочь не смог бы. Не тот человек. Поэтому в конкретной ситуации идеальной помощью было бы вести себя порядочно и оставить для АСЛ один ВК-107 :)
>Естесственно отвергнутые обязательно будут доказывать всем и вся, что их обидели. Характерный пример Аэрокобра Гудкова. Форменный донос на Яковлева в ЦК. Просто бери и сажай врага народа. С началом войны многие проекты прекратили, а вот кобру Гудкова "нежно" заморозили. Чем в 43-м эта история закончилась вы знаете. А как Яковлев два года из-за этого доноса ходил под топором каждый день, это никто почему-то в расчет не берет.
Вы меня все время подводите к мысли, что у АСЛ и АИМ тоже были свои «группы влияния». Так я знаю. При желании можно обсудить и преференции в отношении них. Просто мне интересно сейчас влияние замнаркома.