От Андрей Диков Ответить на сообщение
К Василий Т. Ответить по почте
Дата 04.02.2005 16:07:31 Найти в дереве
Рубрики Великая Отечественная; 1941; Версия для печати

Re: Уточните, пожалуйста,..

День добрый!

>Хммм...
>Так ведь одна из причин этого и состоит в том, что вышеупомянутые понесли значительные потери в первый день войны (например, из указанных Вами «до полутораста машин»,

Не верно поняли. Полторы сотни машин осталось на первую неделю июля.


> потерянных к середине июля, именно в первый день войны «56 самолетов уничтожено, 32 – повреждено на аэродромах» - оперсводка штаба СЗФ № 01 от 22.6.41).
>А вот еще одна причина – потеря управления вследствие неразберихи, возникшей из-за внезапного нападения противника («Связь с авиационными дивизиями нарушена» - оперсводка штаба СЗФ № 02 от 23.6.41).

Потери на земле в случае СЗФ составляли порядка 45%, причем немцы сами заявили всего около четырех сотен побед. С этим никто и не спорит.

Однако ПОСЛЕ первых боев, когда дошла очередь до фронтов, не подвергавшихся ударам и первой неразберихе, действия их ВВС были почти столь же не удачныи в данном-то случае потери на земле были ничтожными.


>Кроме того, есть неясности в данных по количеству потерянных самолетов по отношению к наличию самолетов в частях (во всяком случае, для меня).
>Например, ВВС СЗФ на 22.6.41 имели 877 исправных боевых самолета (из них 529 истребителей) на аэродромах базирования в составе 4, 6, 7, 8 и 57 ад (данные даны согласно «Годового отчета штаба 6-й воздушной армии от 21 июля 1942 г. «О боевой деятельности военно-воздушных сил Северо-Западного фронта за период с 22.6.41 г. по 1.7.42 г.»»). Потеряв к середине июля «до полутораста машин», они не могли физически «кончиться», так как это только около трети всех истребителей ВВС СЗФ на 22.6.41.

См. выше.

>Здесь, вероятно, сказывается вопрос несколько другого характера восполнения потерь у немцев, которые просто поставляли новые самолеты в уже воюющие части (в отличие от нашей практики отвода ап на доукомплектацию – или это наша практика более позднего периода?), что и позволяло поддерживать приведенные Вами числовые данные.

Данные по численности на каждые две недели и поштучные списки потерь, например истребительных эскадр, известны. Они вполне коррелируют друг с другом и массовых пополнений не наблюдается. Да и откуда им взяться с хилой, по части интенсивности производства, немецкой авиапромышленностью?

>При этом нуждается в уточнении и сам факт наличия подобного уровня численности машин у немцев, т.к., например, в выпуске 6 «Фронтовой иллюстрации» 2001 года («Трофеи воздушных битв 1941-1945») даны несколько иные данные – «За 13 дней боевых действий войны из 800 бомбардировщиков было сбито 196 и повреждено 119 – всего 315 единиц (39,4%). Еще больше самолетов потеряла истребительная авиация – из 440 машин 124 были сбиты и 110 повреждены, всего 234 истребителя (53,2%). Общие потери составили 320 сбитых и 229 поврежденных самолетов, что в сумме составляет 549 самолетов или 44,3%».

Не прокомментирую. Лень считать. Предположу, что цифры - от всех причин. А в списках повреждений и потерь у люфтов порядка половины - небоевые.


>>Наши ВВС разгромили в воздухе в первые 3-4 месяца войны, а не 22-го числа на земле.
>
>ИМХО, не так. Эта фраза звучала бы более корректно в виде «Наши ВВС разгромили в воздухе и на земле в первые 3-4 месяца войны, а не 22-го числа на земле», т.к. некоторые потери были понесены и в результате захвата техники наземными войсками противника (уточнить бы еще – какие именно были эти потери?).

Кто бы спорил. Мои слова относились к Бардову, который отстаивает точку зрения, что поражение в первых боях относилось прежде всего к таким набившим оскомину резуновским аргументам как "наступательное" базирование ВВС РККА, превентивный характер удара немцев и т.п.

Т.е. вот если бы мы готовились к обороне, то тогда уж мы бы...

Однако даже если бы готовились к обороне по рецептам резуна или сами бы первыми начали войну, результат был примерно одинаково с реальностью неудачен.


>Пример из статьи Д. Хазанова «Начало воздушной войны»:
>«В формируемом около Россиены 240-м ИАП летчиков не хватало, и командиру к-ну Андрееву пришлось сжечь 6 И-15бис и 1 У-2.»

Это же малость.

>Не совсем тогда понятно, что дало основание западнонемецкому историку Heinz J. Nowarra в 1989 году, ссылаясь на сводку вермахта от 19.09, указать потери немцев только с 22.06 по 31.08 в 1603 самолета всех типов, не считая 1028 самолетов всех типов, получивших повреждения (см. указанный выпуск «ФИ»)?

Я вообще не люблю общие цифры, кем-то посчитанные/просуммированные. Более интересны поштучные, подневные данные.


>>Ну, а число уничтоженных самолетов противника можете смело разделить где-то на 5, а то и более, как показывает практика.
>
>Поэтому я и просил уточнить эти потери на основании немецких данных о потерях... :o))

Это дело целого исследования, которое моей целью в посте Бардову не являлось.


С уважением,

Андрей