|
|
От
|
Kiver
|
|
|
К
|
Нумер
|
|
|
Дата
|
07.01.2007 01:38:29
|
|
|
Рубрики
|
Гражданская война;
|
|
Некоторые мысли по поводу статьи
Уважаемый коллега по форуму! Позвольте буквально в двух словах высказать свои очень субъективные впечатления. Т.к. они будут не очень лестны, то заранее прошу прощения – просто хотел бы, чтобы статья получилась лучше, чем есть.
1) Не полне понятна цель написания данного. Казалось бы, декларация о намерениях выполнена уже в первом абзаце:
> Ещё с советских времён чуть ли не обязательной темой при описании первых поражений Красной Армии стали репрессии командного состава… Раз так, зададим первый вопрос: так сколько же репрессировано кого и когда?
Но, к сожалению, на этот вопрос Вы сами себе не ответили. В таком случае, может не стоило бы поднимать такой глобальный вопрос, упирающийся в недосягаемые статистические данные? Особенно, если уточнять его во времени: когда? Вы или предложите свои соображения по периодизации (навскидку и без претензий, например, так: 1918-1924, 1924-1931, 1931-1938), или очертите тот конечный период времени, исследования которого Вас интересуют.
2) Этот самый период времени Вы указываете, задавая свой второй вопрос:
> …были ли потеряны ценные кадры? … Это, пожалуй, единственный беспорно отрицательный эффект от дела «Весна».
Почему бы сразу, еще в начале статьи не определиться с проблематикой? Ведь дальше Вы отвечаете на свой риторический вопрос так:
> С другой стороны этот эффект надо принать небольшим. Во-первых, потому, что российская армия всегда отличалась в худшую сторону инертностью и безынициативностью. Во-вторых, в процентном отношении репрессии начала 30-х были не велики и, к тому же, затронули вполне определённый контингент - военспецов, составлявших всё меньшую долю в Красной армии. По большому счёту лишь единицы из них повели в бой соединения в годы Второй Мировой.
Т.е. в «сухом остатке» - влияние «Весны» на боеспособность Красной Армии во Второй Мировой.
3) В связи с этим возникает к Вам еще и такое замечание: зачем же Вам поднимать вопросы «героизации», предательства и т.п.? Материал об изменниях в кадровом составе РККА, пусть не тривиален, но достаточно очевиден: дать системный анализ цифрам сухой статистики; при чем тут эмоциональные и очень субъективные факторы? Приведу пример: бывший полковник царской армии Харламов С.Д. уже в 1919 г. награжден орденом Боевого Красного знамени. Герой? По-моему герой! В то время это высшая честь. Ах! не названа его именем ни одна из улиц в Кривом Рогу? Так нужно формулировки уточнять, а не пользоваться ими a priori. (Я специально выбрал Харламова, чтобы не передергивать данными о рядовых, прапорщиках, поручиках, капитанах и подполковниках старой армии).
4) Следующий момент, который, как мне кажется, не имеет убедительной аргументации – доверие к офицерам. Вы пишете:
> … доверия к бывшим царским генералам не было.
> … понятно, почему красные недолюбливали царских офицеров, а последние отвечали им взаимностью.
Если отстраниться от ситуации и рассуждать о ней, как о Пунической войне, то мотивировка неясна. Друг друга недолюбливали, поэтому одни убегали, а вторые их истребляли. Согласитесь: слабовато будет для анализа? Почему же недолюбливали? Почему же не доверяли? И т.д. Конечно, дальше Вы разворачиваете мысль: что же делать с командирами? Но мне, как читателю, очевидны Ваши симпатии. А внутренние механизмы происходящего – нет.
И еще одно. «Хорошо», если сбежал «бывший». Но вот цитата (Отчет ГПУ о полугодичной деятельности, январь-июнь 1922 года):
«Участились также случаи дезертирства за кордон. В погранчастях 24 и 44 дивизий неоднократно отмечены случаи дезертирства за кордон и комсостава. Объясняется это — с одной стороны — исключительно тяжелыми материальными условиями жизни, с другой — политической неустойчивостью».
Как быть с такими формами доверия и недоверия? Тоже можно найти ответ в этом документе:
«Переходя к вопросу о контрреволюционном движении в частях и учреждениях армии и флота, необходимо отметить, что существенных проявлений активной контрреволюции и шпионажа за о.п. не зарегистрировано. В отдельных воинских частях имели место единичные случаи антисоветской агитации, не выходившей из обычных рамок недовольства красноармейцев своим материальным положением. Попытки создания контрреволюционных группировок носят случайный характер. Примером может служить организация, зародившаяся в 25-й дивизии, не успевшая развить своей деятельности и своевременно раскрытая и ликвидированная. Все попытки в области насаждения контррев. ячеек в армии остаются тщетными».
И далее
«Своевременно были разгромлены бандитские шайки, свившие себе гнездо в отдельных частях. Изъятие бандитского элемента, всячески пытающегося разложить красноармейскую массу, продолжается непрерывно. Также изъят неблагонадежный элемент из числа бывшего белого офицерства. Оставшиеся же взяты под наблюдение. В тех случаях, когда пребывание отдельных личностей являлось почему-либо нежелательным в данной обстановке, применялась переброска их в другие части . Возможность зарождения контрреволюционных группировок нередко предупреждалась распылением их путем откомандирования и т д.»
Позвольте откланяться, примите уверения и прочее,
IT