|
|
От
|
Алексей Елисеенко
|
|
|
К
|
All
|
|
|
Дата
|
27.06.2007 11:29:31
|
|
|
Рубрики
|
Гражданская война;
|
|
Блюхер/НРА ДВР - не вопрос. Делюсь информацией
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДСТВА ДВР
ПО ПОВЫШЕНИЮ БОЕГОТОВНОСТИ
НАРОДНО-РЕВОЛЮЦИОННОЙ АРМИИ
С июня 1921 г. Военный Совет Народно-революционной армии во главе с Военным Министром Дальневосточной республики В.К. Блюхером, Дальбюро ЦК РКП(б)1 развернули энергичную работу по реорганизации и укреплению НРА. В. К. Блюхер хорошо осознавал, что окончательную победу в борьбе за полное освобождение Дальнего Востока может одержать только регулярная армия, имеющая единое командование, обученная и вооруженная. И на решении прежде всего этих задач он сосредоточивал все свои силы. В сопровождении А.Я. Лапина (Лапиньш) и Б.Д. Магера Главком совершил в первых числах июля поездку по местам дислокации частей и соединений НРА, которые располагались в основном в пределах Забайкалья. За несколько дней они побывали во многих частях армии, беседовали с народоармейцами, проверили уровень боеготовности ряда соединений, выяснили, как в войсках НРА решалась проблема подготовки и переподготовки командных кадров.
В это время при всех стрелковых дивизиях действовали учебные батальоны, где готовились младшие командиры: помощники командиров взводов, командиры отделений. Работали также курсы по подготовке младших специалистов: пулеметчиков, гранатометчиков, артиллеристов, курсы по подготовке командиров бронепоездов2.
Для подготовки комсостава среднего звена в Чите и Благовещенске были открыты военные школы продолжительностью обучения от 3-х до 4-х месяцев. 15 августа 1921 г. Главком В.К. Блюхер и члены Военного Совета НРА М.И. Губельман и СМ. Се-рышев утвердили «Положение о Центральной военной школе ДВР», где шла подготовка и переподготовка командного состава НРА в военном и политическом отношении. Школа готовила командиров для стрелковых, кавалерийских и артиллерийских частей. Продолжительность обучения в ней, в зависимости от специальности, исчислялась от 4 до 12 месяцев. Центральная военная школа подчинялась непосредственно начальнику Главного штаба НРА3.18 сентября 1921 г. первые 74 курсанта Центральной военной школы были произведены в краекомы НРА4, их место пополнили новые курсанты.
В ноябре 1921 г. по инициативе В.К. Блюхера при Главном штабе НРА стали функционировать высшие академические курсы5. В приказе Военного Совета НРА от 23 ноября были определены основные задачи и положение об организации академических курсов. Приказ, в частности, гласил: «...2) академические курсы открыть в городе Чите; 3) основная задача курсов: ознакомиться с господствующей военной доктриной и ближайшими выводами опыта истекшей мировой войны, а также выполнение пробелов в теоретической подготовке слушателей в области высших отделов военного искусства; 4) в качестве слушателей привлекать лиц высшего командного состава по назначению Военного Совета; 5) начальником академических курсов назначается начальник штаба Народно-революционной армии и Генерального штаба
Токаревский; 6) выбор лекторов, метод занятий и объем курса предоставляется на усмотрение начальника курсов»6.
В первый и второй наборы слушателей Академических курсов с учетом рекомендаций Военного Совета НРА вошли: Барандохин, Бороздин, Иванов, Я.З. Покус, В.В.Попов, С.М.Серышев, А.К.Флегонтов, В.П.Шишкин, Ярошенко, Таланкин и Тюфяков. Таким образом, приказ Военного Совета НРА от 23 ноября 1921 г. положил начало переподготовке и совершенствованию знаний высшего командного состава Народно-революционной армии и Флота ДВР.
В.К. Блюхер внимательно ознакомился с войсковым хозяйством, постановкой в войсках политико-воспитательной работы, установил деловые отношения с руководителями центральных и местных партийных и советских органов.
Край был до предела разорен и разграблен белогвардейцами и интервентами. Дальневосточная республика не располагала достаточными финансовыми и материально-техническими средствами для содержания и обеспечения НРА всем необходимым. Ко времени приезда В.К. Блюхера народоармейцы около трех месяцев не получали горячей пищи, табака, спичек, мыла. Лошади падали от истощения. Части не имели обоза даже для перевозки пулеметов, приходилось пользоваться крестьянскими подводами. Чтобы прокормиться самим и прокормить лошадей, народоармейцы вместо боевой подготовки перешли на самоснабжение. Сажали картошку, косили траву, ловили рыбу. Целые войсковые подразделения и части превращались в трудовые артели, занимающиеся раскорчевкой леса под пашню, пилкой и колкой дров, гашением извести, топкой смолы и дегтя7. Во многих частях НРА были организованы отделения фронтового кооператива, которые изготовляли для своих нужд ведра, ложки, кружки, слесарные изделия, ремонтировали телеги и конское снаряжение.
24 июня В.К. Блюхер направил в ЦК РКП(б) подробный доклад «О состоянии Народно-революционной армии Дальневосточной республики к лету 1921 года». В нем он обрисовал реальную картину в армии. Главком НРА подчеркивал, что армия находится в полупартизанском состоянии, крайне плохо технически оснащена, требуется большое финансовое ее подкрепление: «...должен констатировать безотрадную картину армии. Необходимы срочные меры улучшения, снабжения всем необходимым, чтобы армия не развалилась и могла бы оказаться боеспособной, тем более что реакции на Дальнем Востоке сгущаются и возможно, что армии придется грудью встретить врага для защиты интересов трудящихся не только ДВР, но и Советской России»8. Заканчивая доклад, В.К.Блюхер писал: «Положение командного состава также было весьма тяжелым. Даже сотрудники главного штаба вынуждены были работать «официантами в ресторане в свободное от работы время, чтобы получить средства к существованию»9.
С конца июня 1921 г. приступили к планомерной реорганизации армии. Превращение НРА на основе всеобщей воинской повинности и добровольного вступления в регулярную, боеспособную армию В.К. Блюхер считал своей центральной задачей. В одном из первых его приказов по войскам НРА от 30 июня 1921 г. подчеркивалось: «Никакая расхлябанность, никакая организационная расстроенность не должны иметь место в рядах нашей армии... Я призываю всех к исполнению своего служебного долга в этой огромной и ответственной работе...»10
Еще в начале июня 1921 г. Сибревком утвердил организацию частей и соединений НРА и «Проект схемы Военного министерства и Штаба Главкома ДВР»". Этим постановлением предусматривалась новая, более четкая организационная структура
армии, центрального аппарата и устанавливались твердые штаты. Непосредственное практическое руководство Вооруженными Силами ДВР осуществляло Военное министерство, которое согласно новому «Положению о Военном министерстве ДВР», являлось «...высшим органом, через который проводится воля правительства по военным силам и делам Республики»12. Во главе Военного министерства стоял министр, который одновременно являлся Главнокомандующим Вооруженными Силами ДВР. В новом «Положении...» было юридически закреплено предложение В.К.Блюхера о слиянии должностей Военного министра и Главкома и перестройке Центрального военного аппарата.
Военное управление в ДВР носило централизованный характер. Оно обеспечивалось установлением единого и общего для всех видов Вооруженных Сил командования; сосредоточением в центральных военных органах функции общего руководства, контроля и направления деятельности всего аппарата военного управления сверху донизу; безусловной обязательностью приказов вышестоящих военных органов для нижестоящих. Система органов управления в ДВР была построена с учетом опыта Красной Армии, условий гражданской войны и особенностей буферного государства. «Военный Совет,— указывалось в «Положении о Военном министерстве ДВР,— осуществляет общее руководство всей оперативной, административной, хозяйственной и политико-просветительной деятельностью военного ведомства». В своей деятельности он был ответственен перед правительством. В зоне военных действий приказы и распоряжения Военного Совета имели силу закона и распространялись не только на войска, но и на гражданское население.
30 июня Военный Совет принял решение об образовании единого Главного штаба НРА13. Это решение было закреплено в приказе по войскам НРА от 4 июля 1921 г. Начальник штаба, его первый заместитель и заместитель по военно-морским делам назначались и смещались правительством ДВР по представлению Военного министра.
Одновременно с реорганизацией Н РА произошла перестройка Военпура и политор-ганов с учетом партийного строительства в Красной Армии. Активизировалась партийно-политическая работа с личным составом. Только с января по октябрь 1921 г. было проведено партийных собраний — 5927, общих собраний — 2728, митингов — 1215, лекций — 3112, собеседований — 10 662, чтений — 6477, субботников — 1615, спектаклей — 1749, концертов — 165й. Поданным 3-й Дальневосточной краевой конференции РКП(б),вНРАкиюню 1921 г. было 238 комячеек с 4180 коммунистами (971 член партии и 3209 кандидатов), которые составляли 9,9% от всего личного состава армии15.
В.К. Блюхер подчеркивал: «Только хорошо обученные, идейно воспитанные, спаянные сознательной революционной дисциплиной бойцы смогут составить крепкие надежные боевые ряды, способные на выполнение ответственных задач»16. Исходя из этих требований Главкома НРА, а также с учетом Всероссийской схемы политорганов в «Положение о Военпуре НРА и Флота ДВР» Военным Советом были внесены существенные изменения (введены должности помощника военного министра по политической работе, заместителя начальника Главного штаба по политчасти и др.). Военпур приравнивался по своему положению к советскому Политуправлению военного округа. Политотделы армии были также реорганизованы и по своей схеме приравнены к политотделу соединения Красной Армии.
5 июля 1921 г. Военный Совет НРА и Флота ДВР утвердил «Положение о военкомах НОА и Флота ДВР», в котором были четко определены их задачи и обязанности. «Военный комиссар,— говорилось в «Положении...»,— должен быть образцом
«Минареты — наши штыки, купола — наши шлемы.............