|
|
От
|
Евгений Дриг
|
|
|
К
|
Евгений Дриг
|
|
|
Дата
|
12.02.2005 21:58:34
|
|
|
Рубрики
|
Великая Отечественная;
|
|
БЕПО № 2 "За Родину!"

«Стальная крепость»
В ответ на призыв ленинской партии коммунистов «Все — для фронта, все — для победы над фашистскими злодеями!» коллективы трех заводов — Коло¬менского имени В. В. Куйбышева, Брянского имени Профинтерна и Воро-шиловградского имени Октябрьской революции — решили срочно построить два бронепоезда, укомплектовать добровольцами, вооружить и передать их Красной Армии. К концу сентября 1941 года коломенцы построили «Особый бронепоезд № I» и передали его представителям Главного управления автобронетанковых войск Красной Армии. Это была мощная огневая передвижная боевая еди¬ница, кроме всего прочего располагавшая «катюшей» — платформой с уста¬новкой для ведения огня реактивными снарядами. Коломенский бронепоезд немедленно включился в оборону Москвы на участке между Можайском и Гжатском. Там, вблизи станции Колесники, его постигла тяжкая военная судьба: от кинжального артогня противника броне¬поезд перестал существовать. Почти вся его команда погибла.
Одновременно с коломенцами брянские про-финтерновцы приступили к строительству «Осо¬бого бронепоезда № 2». Однако вскоре Брянск оказался прифронтовым городом. Всего в 40 кило¬метрах от него находились передовые части гитле¬ровцев. Учитывая такую обстановку, пришлось свернуть на этом заводе строительство бронепоезда.
В первой половине августа на заводе «Крас¬ный Профинтерн» погрузили в вагоны и на плат¬формы весь задел по бронепоезду и вместе с добро¬вольцами, специалистами и их семьями отпра¬вили в Ворошиловград. По прибытии эшелона на завод сразу закипела работа по достройке бронепоезда. Среди энтузиастов-строителей были и те, кто в годы гражданской войны на этом заводе строил такие же боевые машины.
В комплект бронепоезда входили: паровоз серии Ов с броневой защитой, две бронеплощадки, две броневые платформы со средствами противовоздуш¬ной обороны, бронеплатформа для тяжелой пушки, четыре платформы при¬крытия, две тяжелые и две легкие бронедрезины, два бронеавтомобиля, бронемотовоз. Кроме этого к боевой части бронепоезда придавалась вспомога¬тельная материальная база с самостоятельной тягой: паровоз серии Щ, получивший название «черный», два пассажирских вагона, 10 товарных пульманов, два вагона — склада боеприпасов, вагон — технический склад, вагон — для горюче-смазочных материалов.
Партийный комитет завода имени Октябрьской революции во главе с парторгом ЦК ВКП(б) М. Н. Хахаревым взял на себя всю многосложную работу, связанную со строительством бронепоезда. Работа велась беспре¬рывно, в три смены. На каждый участок изготовления, сборки оборудова¬ния и бронеплощадок были посланы коммунисты, закреплены опытные спе¬циалисты. Параллельно уже в начале сентября совместно с представителями Ворошиловградского обкома партии партком завода приступил к формирова¬нию команды бронепоезда и десантной роты.
График строительства бронепоезда стал непреложным законом военного времени. Отлично работали электросварщики Коновалов и Шкода вместе со своими коллегами из Брянска И. Никитиным и А. Серковым. Они сваривали стыки башни бронепоезда. Слесари Супрун, Кожухарь, Кучеров, Костин, Шепелев и другие вместе с брянцами устанавливали пушки, крепили амбра¬зуры бортовых пулеметов. Радиостанцию, телефонную связь на бронепоезде и на вспомогательной передвижной базе монтировали Голдованский, Доро¬шенко и другие рабочие электромонтажного цеха.
Но инициативе специалистов была усилена броневая защита. Для повы¬шения огневой мощи бронепоезда решили дополнительно построить три бро¬нированные площадки со средствами противовоздушной обороны и одну бронеплощадку под 107-миллиметровую пушку и оборудовать несколько четы¬рехосных вагонов под жилье, клуб, баню, дегазационную камеру.
Основной костяк команды был сформирован из добровольцев в сентябре 1941 года. Партийная организация бронепоезда состояла из семи партийных групп. Бронепоезд № 2 «За Родину» получил приписку на все виды войско¬вого довольствия к штабу Южного фронта. В личном составе команды были добровольцы И. И. Щекатунов, А. В. Мартыненко, В. И. Владимиров, А. А. Фальченко, И. Т. Дюжев, Г. Е. Пащенко, И. Л. Волощенко, С. К. Гон¬чаров, Р. А. Старунов, В. Г. Бондаренко, Д. М. Медведев, П. А. Молокоедов, Т. Г. Жила, П. В. Квитковский, М. К. Дрогалев, С. А. Петренко, А. Н. Дра¬гунов, Г. Горошенко, И. Е. Горошенко, Николай и Александр Афонины, Н. Е. Ананьев, И. Л. Бураков, С. К. Волков, Т. П. Ульяненко, Г. Н. Грид-нев, С. В. Петров, А. П. Цупов, А. В. Андреев и другие рабочие паровозо¬строительного завода.
В десантную роту Ворошиловградский обком КП(б)У направил 35 ком¬мунистов. Среди них были Николай Потапенко, Морозов, Кузьмин, Федор Мацкеев, его несовершеннолетний сын Алексей и другие. 5 и 9 сентября 1941 года повзводно первая группа добровольцев в торжественной обстановке принимала присягу на верность любимой Родине и преданность Коммунисти¬ческой партии.
В первых числах октября 1941 года из Ленинградского высшего танкового училища в Ворошиловград прибыл назначенный командиром бронепоезда «За Родину!» Аким Бондаренко. Ему пришлось оставить в училище место преподавателя и возглавить боевую воинскую единицу. 6 октября военный комиссар А. Н. Енин по вызову отправился в Москву для доклада о боевой готовности бронепоезда. Обратно А. Н. Енин возвращался вместе с А. П. Цуповым, бывшим рабочим завода, назначенным заместителем командира бронепоезда.
Положение на фронте ухудшилось. Фашистские оккупанты подходили к Ровенькам, Дебальцеву. Надо было спешить с подготовкой бронепоезда к выходу на фронт. В середине октября 1941 года секретарь Ворошиловградского обкома КП(б)У А. И. Гаевой, командир и комиссар бронепоезда А. Л. Бондаренко и А. Н. Енин были вызваны в Алчевск, в штаб Южного фронта. Член Военного совета фронта Л. Р. Корниец поинтересо¬вался:
— Может ли бронепоезд к 23 октября выйти на боевые позиции?
— Бронепоезд «За Родину!» будет готов выполнять боевые задачи, — ответил А. Л. Бондаренко.
— Учтите, все должно быть готово к 22 октября, — подчеркнул Корниец и добавил: — Немцы приближаются к Ворошиловграду. Бои предстоят жаркие.
Днем 23 октября 1941 года на заводских путях Ворошиловградского завода имени Октябрьской революции в присутствии сотен трудящихся состоялась торжественная передача команде построенного бронепоезда. А. И. Гаевой от имени Военного совета фронта и Ворошиловградского обкома партии вручил команде Красное знамя, выразив при этом уверенность, что она не уронит чести советского воинства. Последним напутствием секретаря обкома были слова:
— Будьте смелыми. Смерть немецким оккупантам!
Ночью бронепоезд прибыл на свой боевой участок Родаково — Дебальцево — Алмазное. Местом его стоянки было определено депо станции Ро¬даково.
Несмотря на огромные потери в живой силе и технике, немепко-фашистские оккупанты упорно продвигались к Ростову-на-Дону — воротам Кавка¬за. По приказу штаба Южного фронта бронепоезд «За Родину!» в начале ноября 1941 года направляется в Ростов-на-Дону, в распоряжение коман¬дующего 18-й армией.
С этого времени команда бронепоезда «За Родину!» беспрерывно ведет боевые операции по сдерживанию противника: с помощью десантной роты и артиллерийского огня удерживалась оборона на линии между Заповед¬ная — Ровеньки, обеспечивалось движение по главному железнодорожному пути Донбасс — Ростов — Москва. Бронепоезд не имел передышки — под Новошахтинском вел огонь по прорвавшимся немецким танкам, отбивая налеты вражеской авиации; охранял участок железной дороги Новочеркасск— Шахты, громил вражеские десанты. Под Александровкой только за один день 28 ноября по гитлеровским позициям было выпущено до тысячи снаря¬дов.
Ночью 28 ноября советские войска завязали бои на окраинах Ростова, за неделю до того захваченного гитлеровцами. На второй день части 9-й и 56-й советских армий ворвались в город и заняли его. Эта наступательная операция советских войск сорвала вражеские планы вторжения на Северный Кавказ, сковала главные силы группы фашистских армий «Юг» и в немалой степени способствовала успешному контрнаступлению Красной Армии под Москвой.
Вскоре же немецкое командование предприняло массированный удар в направлении Дебальцево, угрожая Алчевску и Ворошиловграду. Броне¬поезд «За Родину!» получил приказание вернуться в Донбасс. 6 декабря 1941 года он прибыл на станцию Дебальцево-Сортировочная. Выходя оттуда на линию, бронепоезд в бой с врагом не вступал, вел активную разведку. Но однажды ночью, при отходе на свою базу, попал в западню, которую устроили ему фашисты, взорвав железнодорожный путь. Первый бой мог стать последним. Но мужество не покинуло команду. Взорванный путь был восстановлен, бронепоезд ушел из опасной зоны. Неудачи на Ростовском и Ворошиловградском направлениях вынудили гитлеровцев перейти к обо¬роне.
Неуловимый как призрак, бронепоезд наносил большой урон фашистским войскам метким огнем с закрытых позиций. Под Дебальцевом попал в окружение особый полк НКВД. Бронепоезд «За Родину!» по приказу штаба армии поспешил на выручку попавшим в беду товарищам. Большую часть окруженных удалось тогда вывести. За мужество в этом бою многие добро¬вольцы были награждены орденами и медалями.
Эффективные боевые операции бронепоезда вызвали ответные действия. Немецкие самолеты начали охотиться за бронепоездом. После очередного рейда на Дебальцево, 28 декабря, бронепоезд возвращался на свою базу. На перегоне Баронская — Мануйловка среди белого дня на него напали 8 или 9 «юнкерсов». Тяжелые бомбы сбрасывались на поездной состав. Бомбы падали совсем рядом и взрывались с такой адской силой, что паровоз с тендером были сброшены с рельсов. Зенитчики, однако, успели сбить два «юнкерса». Остальные ушли, полагая, что с бронепоездом все покончено. Последствия этого налета оказались тяжелыми. Авиабомбой большой мощ¬ности было разрушено железнодорожное полотно. Паровоз и тендер стояли под углом друг к другу. Ранения получили командир бронепоезда Бондаренко, машинист Рубежанский, военфельдшер Васильев, командир зенитчиков Андреев и еще несколько бойцов.
Ночью железнодорожный путь в сторону Мануйловки был восстановлен. Из Алчевска прибыл на помощь паровоз и по частям растащил состав. Пов¬режденный бронепаровоз пришлось отправить в Ворошиловград на «госпитализацию». После основательного ремонта бронепоезд с командой и десантной ротой отбыл с завода в Родаково.
В январе 1942 года бронепоезд «За Родину!» был направлен в район Попасной, занятый немцами. Перед ним была поставлена задача — парализо¬вать работу станции, которую гитлеровцы активно эксплуатировали. С за¬крытых позиций Попасная беспрерывно обстреливалась. Днем и ночью за¬хватчиков держали в состоянии постоянного напряжения. Появление вновь на позициях бронепоезда «За Родину!» явилось неожиданностью для немцев, которые полагали, что он уже выведен из строя.
Обстановка на фронтах быстро менялась и усложнялась. В апреле 1942 года командир бронепоезда А. Л. Бондаренко и его заместитель А. П. Цупов вместе с частью команды были откомандированы на формирование новых бронетанковых подразделений. Новым командиром назначается И. М. Бобриков, а бронепоезд «За Родину!» включается в дивизион вместе с бронепоез¬дом под командой Шурыгина, прибывшим из Полтавы.
В начале мая в распоряжение штаба фронта отбыла десантная рота. На ее базе был сформирован истребительный батальон. А дивизион бронепоездов продолжал боевые операции в районе Дебальцево до начала июля. Но когда советские войска вынуждены были отходить под воздействием превосходя¬щих сил противника за Северский Донец, для дивизиона бронепоездов воз¬никла опасность окружения. В это время на их долю выпали особенно суро¬вые испытания.
13 июля под станцией Родаково дивизион бронепоездов встретил передо¬вые немецкие части, наступавшие на Ворошиловград. Два дня подряд бро¬непоезда совершали неожиданные, смелые рейды то в Зимогорье, то в Славяносербск и прямой наводкой громили пехоту противника.
Но 15 июля для прославленного бронепоезда «За Родину!» оказался чер¬ным днем. На разъезде 61-го километра между станциями Родаково и Мело¬вая он подвергся массированному налету немецких «юнкерсов». Рано утром первая атака вражеских самолетов была отбита. Продвигавшийся вперед враг был остановлен шквальным огнем «стальной крепости». Немцы совер¬шили второй налет. Зенитчики ведут интенсивный огонь по самолетам. Фа¬шисты в звериной ярости наседают на бронепоезд значительно увеличенными силами. В этом поединке гибнут отдельные добровольцы, а экипаж продолжает сражаться.
В середине того тяжелого дня гитлеровская авиация совершает массированный третий налет. На этот раз в нем участвуют более 30 «юнкерсов». На неподвижный, лишенный возможности маневрировать бронепоезд вол¬нами из-за облаков пикируют вражеские бомбардировщики. Фонтаны дыма и земли от взрывов бомб скрывают за непроницаемой пеленой бойцов, веду¬щих отчаянную борьбу с врагом.
Вышел из строя бронепаровоз, тяжелая бомба попала в тендер. Смер¬тельно ранены машинист Воропаев и кочегар Корбань. Сброшены с рель¬сов платформа с тяжелой пушкой и платформа противовоздушной обороны. Загорелись платформы прикрытия и склады боеприпасов. Рвались запасные комплекты снарядов. Героический экипаж бронепоезда «За Родину!» про¬должал вести прицельный огонь из уцелевших пушек и пулеметов. Возле них в проходах образовались завалы отстрелянных гильз.
А налеты не прекращались. Весь израненный, под градом сотен осколков, обожженный пламенем огня бронепоезд «За Родину!» вел свой последний бой...
В этом неравном противоборстве высокое мужество проявили секретарь парткома командир платформы противовоздушной обороны П. В. Герасичкин и пулеметчик Ю. Роговой. Осыпанный землей, израненный, Герасичкин с открытой площадки отражал атаки вражеских самолетов огнем крупно¬калиберного пулемета. От прямого попадания бомбы в бронеплатформу оборвалась жизнь героя-коммуниста. Тогда же погибли помощник машиниста Николай Манохин, пулеметчик Гуревич, контужен командир бронепоезда старший лейтенант Бобриков.
Бронепоезд «За Родину!» был выведен из строя, а Полтавский оказался в ловушке и не мог уйти на новую позицию из-за разрушений железнодорож¬ного полотна. И тогда было принято решение под огнем противника вывести с бронепоездов команды. Они выполнили до конца свой воинский долг и сохранили Красное знамя.
Специально выделенной группе бойцов было приказано ночью демонти¬ровать и вывезти в тыл уцелевшее вооружение, а оставшуюся материальную часть подорвать.
Когда команды дивизиона бронепоездов отходили к Ворошиловграду, к своей технической базе, в районе Меловой они повстречались с бойцами одной из пехотных частей, наблюдавшими издали поединок с немецкими самолетами. Изумленные пехотинцы спросили:
— Неужели на бронепоезде кто-либо остался жив?
— Как видите, — последовал ответ. — Хотя и были жертвы, «стальная крепость» многих спасла от смерти, а сама погибла.
Потеря бронепоездов не являлась концом боевых ратных дел бойцов их команд. Перед ними лежали новые военные дороги.
С уважением, Евгений Дриг.
http://mechcorps.rkka.ru