Немного предистории создания Таманской Красной армии.
В начале мая 1918 г. для защиты Таманского п-во от возможного вторжения германских войск был создан Таманский боевой участок во главе И.Т. Беликовым. Основу войск участка составил Темрюкский красногвардейский отряд и мобилизованные казаки таманских станиц. 25 мая в результате белоказачего мятежа Беликов был убит. Более 2000 красногвардейцев взято в плен. Подошедшими красногвардейским отрядами был организован фронт против казаков во главе А.А. Романенко. 15 июня на Тамань высадился германский десант.
23 июня 1918 г. на смену заболевшему Романенко из Екатеринодара прислали нового командующего Таманским фронтом – бывшего офицера С.П. Колышко, который энергично взялся за восстановление дисциплины и порядка в войсках.Оправданные действия нового командующего тем не менее вызывали недовольство, а порой открытый саботаж со стороны комсостава и политруководства таманских войск. Отцы-командиры не доверяли бывшему офицеру. Во всех действиях командующего видели вредительство и измену. В свою очередь Колышко пугал комсостав фронта расстрелом, ссылаясь на данные ему полномочия.
Свои характеристики командующим Таманского фронта оставил Г.Н. Батурин, занимавший в тот период должность военного комиссара по организации и формированию Красной армии:
"Командующий фронтом бывш. фельдфебель Романенко, которого больше звали Андрюша, был человек тихий, в душе истинный защитник прав трудового народа, хотя беспартийный и человек слабохарактерный. Работал день и ночь, рисковал своей жизнью, но вся его работа сводилась к работе белки в колесе. Его мало кто слушал и выполнял его распоряжения.
…новый командующий вместо Романенко – бывший капитан Колышко, человек энергичный, но странный и неизвестно к какой партии принадлежащий. Большевиков он называл сумасшедшими, комиссаров ругал и ни с кем не считался".
Естественно такое отношение к правящей партии и к её представителям не могло долго продолжаться. 24 июля 1918 г. ровно через месяц после вступления в должность «Идиотам» и «сумасшедшим» в лице Революционного совета Таманского отдела пришлось арестовать Колышко и отправить в Екатеринодар для дальнейшего разбирательства. Справедливости ради надо отметить, что один из главных оппонентов Колышко - политкомиссар Таманского фронта товарищ Ермаков через месяц действительно сошел с ума и был отправлен в обоз Таманской армии.
Затем главком Сорокин назначил Ойцева, а дальше история известна по воспоминаниям Ковтюха.