"ПОЛИГОН" 1/2001 стр. 33

14. Трактор ТДТ-55М «Онежец» в работе. Подмосковье 1994 г.

Это был ярославский Я-12/Я-13 и потому заказ на реплику RSO для нужд артуправления в 1944 г. был отменен.
Однако в 1946 г. к трактору вернулись, когда в КБ по общему машиностроению под руководством Б.Кашперского в Ленинграде прибыли специалисты Ленинградской лесотехнической академии с техническими требованиями на разработку специального трактора для трелевки леса, который остро требовался для восстановления разрушенной промышленности и строительства жилья.
Анализ имеющихся шасси для трактора показал, что наибольшей пригодностью для трелевки леса обладает шасси RSO, имеющее большой клиренс и простую конструкцию и из КБ запросили в ОГК НКТП эскизный проект артиллерийского тягача, разработанного в 1944 г.
Вскоре работы над трактором были переданы Ж.Котину, вернувшемуся из Челябинска в должности главного конструктора Ленинградского Кировского завода. Возглавил же работы над ним в КБ Н.Курин, назначенный начальником «тракторного бюро» ОГК ЛКЗ. В 1947 г. трактор был прописан в плане опытных работ КБ ЛКЗ под индексом КТ-12 и 5 марта 1947 г. Министерство Транспортного Машиностроения (бывш. НКТП) выпустило приказ завершить опытные работы над КТ-12 и выпустить трактор на испытания в III квартале текущего года.
Летом 1947 г. задание на трактор было откорректировано. В частности, в нем предписывалось снабдить все «тракторы КТ» газогенераторными установками типа ЗИС-21. Это было очень важно, так как снабжать лесосеки бензином, или соляркой в то время было трудно, а деревянные чурбачки не являлись здесь дефицитом. После долгих прений трактор было решено дополнить лебедкой для облегчения сбора срезанных хлыстов в пакет.
В ноябре 1947 г. первые пять опытных КТ-12 с силовой установкой газогенератр-ного автомобиля ЗИС-21, мощностью 45 л.с. при 2300 об/мин, были готовы и после парада 7 ноября, поступили в Волосовский леспромхоз Ленинградской обл. Но то, что было хорошо на фронте, не сразу нашло свое место в мирной жизни. Прошел почти год, прежде чем доработанный КТ-12 прошел все испытания и был признан годным для эксплуатации в качестве трактора для трелевки и вывозки леса.
1 января 1949 г. на Кировском заводе начался серийный выпуск тракторов типа КТ-12, а в 1950 г. в КБ был разработан также его вариант с дизельмотором мощностью 50 л.с., но в серию он в то время не пошел ввиду дефицита таких дизельмоторов.
В начале 1951 г. производство трелевочного трактора КТ-12 было передано на Минский тракторный завод, где он четыре года производился с газогенераторным и один год — с дизельным мотором.
В 1956 г. трелевщик передали на воссозданный Онежский тракторный завод в Петрозаводске, где он пошел в производство под индексом ТДТ-40.
И до сих пор в лесах на просторах России, от ее западных границ до Дальнего Востока, можно встретить немного необычный облик трелевочного трактора ТДТ-55М «Онежец», сохранившего в себе многие черты неказистого RSO, который должен был покорить (и по-своему покорил) весь Советский Союз до самого последнего дня его существования. Точнее — леса Советского Союза. Впрочем, покорил своим трудолюбием и безотказностью в наших условиях.

ТТХ тягачей RSO

Тип                 RSO/01                  RSO/03
Изготовитель        Steyr-Daimler-Puch AG   Kloekner-Humboldt-Deutz AG
Выпуск              1942-1944               1944-1945
Двигатель           Steyr 1500A             KHDF4L514
Тип                 8-цил, карб             4-цил, дизель
Объем цилиндров     3517                    5322
Обороты             2500/3000               2250
Мощность, л.с.      70/85                   70 -
Порядок 
воспламенения       1-3-6-2-7-8-4-5         1-3-4-2
Степень сжатия      15,75:1                 13,1:1
Скорость движения, 
макс км/ч           17,2                    18,8
Запас хода, км 
(шоссе/местн)       250/150                 ?
Размерения          4425x1990x2530          4425x1990x2530
Клиренс             550                     550
Ширина трака, мм    340                     340
Уширители, мм       660                     -
Вес снаряженной 
машины, кг          5200                    5500
Грузоподъемность, 
кг                  1500                    1500
Масса прицепа, кг   2000                    2000
Посадочных мест 
в кабине            2                       2
Расход топлива      ок.90 л/100 км          4-9 л/час
Объем топлива, л    180                     140
Преодолеваемые 
препятствия
Уклон               30°                     30°
Брод, мм            670                     850
Ров, мм             1700                    1700

"ПОЛИГОН" 1/2001 стр. 33