"ПОЛИГОН" 1/2001 стр. 56

Кроме того, эта схема получила развитие также при разработке двигателя Р-27В-300 (изд. 49). Учитывая, что двигатели, созданные по данной схеме, являются новым перспективным направлением в развитии техники, было определено авторское вознаграждение в размере 5000 рублей. Таким образом, автоитетная комиссия признала, что работа К.В.Шуликова легла в основу создания первого отечественного самолета с вертикальным взлетом и посадкой.
Учитывая это, научно-технический совет при техническом управлении МАП под председательством И.Г.Загайнова в октябре 1969 г. счел правомерным признать приоритет в разработке проекта первого вертикально взлетающего самолета за отечественной авиационной техникой. Исходя из большого технического значения и перспектив, которое имело данное изобретение, предвосхитившее появление авиации вертикального взлета и посадки на много лет вперед, и вытекающее из этого первенство отечественной авиации в развитие этой области техники, технический совет оценил его, как техническое усовершенствование, близкое по своему значению к техническому открытию, и рекомендовал выплатить автору причитающееся вознаграждение.
Такова краткая история первого в мире проекта вертикально взлетающего реактивного самолета. И хотя детище выдающегося инженера и увлеченного техническим замыслом конструктора К.В.Шуликова в Советском Союзе не нашло своего воплощения в металле, это не умаляет прав автора и отечественной авиационной науки техники на приоритет в создании авиации вертикального взлета.
В публикации использованы документальные материалы, любезно предоставленные К.В.Шуликовым из личного архива, а также документы Российского государственного архива экономики.


Шуликов (Пеленберг) Константин Владимирович

РОДИЛСЯ 2 декабря 1911 года в г. Москва. В 1939 году с отличием окончил самолетостроительный факультет Московского Авиационного Института. Практическую деятельность в авиационной промышленности начал в 1937 году в качестве конструктора, а затем начальника бригады ОКБ Н.Н.Поликарпова, совмещая работу с учебой в институте. Участвовал в проектировании и постройке истребителей И-153 «Чайка» и И-180.
С декабря 1939 года по 1951 год работал в ОКБ А.И.Микояна. Принимал активное участие в разработке и постройке истребителей МиГ-1, МиГ-3, МиГ-8 «Утка», И-250, И-270, Ми Г- 9, МиГ-15 и Ми Г-17 и других. В годы Be -ликой Отечественной войны участвовал в восстановительном ремонте истребителей МиГ-3, состоящих на вооружении авиационных полков ПВО г. Москвы.
Во время работы в ОКБ-155 с 1943 по 1951 год по совместительству вел большую преподавательскую работу в МАИ, где являлся членом кафедры «Конструкция самолетов». Им было прочитано около 600 часов лекций по конструкции самолетов для студентов 5-го курса.
Работая в ОКБ С.А.Лавочкина, в период с 1958 по 1960 год руководил разработкой и организацией командного пункта управления ракетной системой «Даль». В дальнейшем, работая в ОКБ П. О.Сухого, являлся активным участником разработки и постройки сверхзвукового самолета-ракетоносца Т-4.

18. Рисунок самолета вертикального взлета К.Б.Шуликова.
С 1976 года работает в Научно-Производственном Объединении «Молния» возглавляемом Г.Е.Лозино-Лозинским. Принимал активное участие в проектировании и создании многоразового космического корабля «Буран», его аналога и экспериментальных образцов. Многие его технические предложения были приняты к разработке и производству.
К.В.Шуликову принадлежит ряд научных работ и более 30 изобретений в области авиации и космонавтики. При его участии (совместно с ЦАГИ, ЦНИИ-30 МО, НИИ-2 МАП) выполнены научно-исследовательские работы по «Исследованию авиационно-космического комплекса воздушного старта ракет», в том числе «Исследование облика са-молета-разгонщика изделия «100» В.Н.Чело-мея на базе сверхзвукового самолета Т-4». Им разработаны проект самолета вертикального взлета и посадки, проекты различных систем в области стабилизации и управляемости самолетов, проект стабилизирующей платформы высотной астрономической станции Академии Наук СССР для подъема в стратосферу крупного телескопа весом 7,5 тонн, проект надувного трапа для работы космонавтов в открытом космосе и другие.
В настоящее время им разработаны проекты двухмоторных многоцелевых самолетов-амфибий - «Ладога-бА» на 6 мест и «Ла-дога-9И» на 9-11 мест. В 1997 году проект самолета-амфибии «Ладога-бА» был удостоен «Золотой медали» на всемирной выставке «Брюссель - Эврика -97».

17. Авторское свидетельство, выданное К.В.Шуликову 29.08.1954г.

"ПОЛИГОН" 1/2001 стр. 56