Я рассказал в декабре 2005 г. Долгушину о том что мне рассказал артиллерист 152-го КТАПа Васьковский - о том как его полк встретил начало войны и как они наблюдали за воздушными боями их И-16 над мостами через Неман в Гродно, найдя таким образом Долгушину наземного наблюдателя - подтверждение его первого сбитого бомбардировщика - Юнкерс-88 во время войны.
(ссылку на воспоминания Васьковского могу дать если кому нибудь интересно).
Если коротко, то Васьковский (и его однополчанин Дмитриенко) рассказал сначала руководителю поискового клуба "Батьковщина" А.Дударёнку, а потом и мне что:
- ещё до войны они шутили что мол "скоро будем в Берлине",
- за несколько дней до войны комполка закрыл Васьковского в лен.комнате (которая сохранилась и по сей день в нескольких ста метров от моего учебного корпуса в Гродно), дал ему карты немецкой территории и приказал наносить на карту цели для их новейших 152-мм габуиц,
- вечером 21 июня командир 152-го КТАПа поднял полк по тревоге и послал дивизион в котором служил Васьковский по всей вероятности туда к границе, откуда наступала впоследствии на Конюхи и Наумовичи дивизия в составе которой был Хорст Слезина (написавший об этом книгу изданную в 1942-43 г. в Дюссельдорфе "Солдаты фюрера против смерти и дьявола" - её можно прочитать на нашем гродненском универском "Рубоне"). И где потом разразился первый танковый бой - 29-й т.д. с дивизионом немецких штурмгешуцев (в одном из которых служил в то время легендарный Пауль Витман - возможно даже и в этом).
Но до места развёртывания артдивизион Васьковского не доехал и на пол дороги когда границу перешли немцы - они сделали привязку к местности, развернули свои гаубицы и выпустили весь боекомплект по немецкой территории (хотя немцы в то время могли уже и сняться с места и двинуться в глубь нашей территории).
Долгушин: "А молодец командир этого полка»!
Бардов: «152-й Корпусной Тяжёлый Арт. Полк».
Долгушин: «Молодец! Теперь вот что: я не знаю, как у них орудия сохранились!
Что Павлов сделал: всю артиллерию собрал в Борисовские лагеря на сборы – на отстрел: проверка и отстрел – практические стрельбы. Всю собрал! И артиллерия то в первый день войны не работала! И войска оказались без артиллерии, которая в Борисовских лагерях оказалась!
Ведь можно было один дивизион вывести не трогая остальные и на нём тренироваться – всё это дело. А эту артиллерию… он же всю собрал»!
Бардов: «Если и не всю, то значительную часть»?
Долгушин: «Так почти што не было артиллерии! Потом же с пехотой встречались».
Бардов: «А-а – и пехота рассказывала»?
Долгушин: «Мы то про это дело не знали – что вся артиллерия собрана в Борисовских лагерях. Из лагерей она ушла, но в такой неразберихе трудно было обеспечить всё это и знать куда стрелять. И в результате она начала работать».... (с большим опазданием и очень слабой эффективностью да ещё и без зенитного прикрытия и прикрытия с воздуха - В.Б.).
>Если коротко, то Васьковский (и его однополчанин Дмитриенко) рассказал сначала руководителю поискового клуба "Батьковщина" А.Дударёнку, а потом и мне что:
>- ещё до войны они шутили что мол "скоро будем в Берлине",
Некоторые продолжали так шутить и когда война началась.
>- за несколько дней до войны комполка закрыл Васьковского в лен.комнате (которая сохранилась и по сей день в нескольких ста метров от моего учебного корпуса в Гродно), дал ему карты немецкой территории и приказал наносить на карту цели для их новейших 152-мм габуиц,
Так ведь там противник, почему нет?
>Но до места развёртывания артдивизион Васьковского не доехал и на пол дороги когда границу перешли немцы - они сделали привязку к местности, развернули свои гаубицы и выпустили весь боекомплект по немецкой территории (хотя немцы в то время могли уже и сняться с места и двинуться в глубь нашей территории).
Наиболее вероятный вид огня - ДОН (дальнее огневое нападение), а оно ведется по районам (площадям) вероятного движения или скопления пр-ка. Так что они могли обстреливать или перекресток дорог, или нас.пункт.
>Ведь можно было один дивизион вывести не трогая остальные и на нём тренироваться – всё это дело. А эту артиллерию… он же всю собрал»!
Вообще вызывает сомнение сбор "всей" артиллери округа (нескольких тысяч орудий) в одних лагерях.
К вопросу же о "тренировке на одном дивизионе" - известно ли генералу авиации Долгушину о такой вещи как "сострел матчасти"?
>>Если коротко, то Васьковский (и его однополчанин Дмитриенко) рассказал сначала руководителю поискового клуба "Батьковщина" А.Дударёнку, а потом и мне что:
>>- ещё до войны они шутили что мол "скоро будем в Берлине",
>Некоторые продолжали так шутить и когда война началась.
К подобным воспоминаниям надо относиться с некоторой осторожностью. Поскольку помимо информации о том как все было, они содержат довольно много и ложных воспоминаний, навеянных дальнейшими печальными событиями. Так сказать, компенсировать в реале не смогли, так хоть в памяти ... При этом люди вовсе не врут, просто такой психологический блок в мозгах появляется.
Не говоря о том, что бывшая в реале сказанная походя реплика "вот бы по гадам пострелять, орудия-то новейшие..." в памяти могла превратиться в стрельбу. Просто потому что очень хотелось, чтобы эта стрельба была.