От Валера Ответить на сообщение
К VLADIMIR
Дата 06.01.2026 09:40:48 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Re: Анекдот недавн...

>На стороне СССР Я воевали около 45000 чехов и словаков, был чешсккий батальон в Тобруке, позднее чехословацкая танковая бригада воевала в Европе.

Из каких чехов он формировался?

Пишут такое: "костяк батальона составил всего 93 человека. К концу марта 1942 года удалось собрать около 600 человек, из которых 80 процентов нигде и никогда не служили — в том числе карпатских русинов и евреев.

Чтобы скорее нарастить численность, советские власти провели амнистию среди граждан Чехословакии, задержанных за бегство из оккупированной и разделённой нацистами и венграми Чехословакии через границу в СССР. Впрочем, по извечной местной традиции, часть из них, несомненно, были вполне аполитичными контрабандистами.

И вот к концу 1942 года в Бузулуке под Оренбургом (тогдашний Чкалов) появился-таки боеготовый и качественно выученный чехословацкий батальон: 979 человек, включая 38 женщин, «подобных героиням гуситских войн». Большинство из них стали санитарками, но некоторые — снайперами, как Мария Лялькова, убившая более 30 немецких солдат и офицеров.

Батальон, по требованию правительства в Лондоне, получил не советскую, а английскую униформу, оставшуюся от поставок для уехавшей к англичанам польской армии Андерса. Чехословацкими были только знаки различия и характерные пилотки. Ну а зимой форму дополняли тёплые советские ушанки, британской униформой не предусмотренные.

Чехословацкий батальон как элитную и политически важную часть довооружили самозарядными СВТ-40, в том числе в снайперском варианте. Дали 40 пулемётов ДП, 12 «максимов», 16 противотанковых ружей, две «сорокапятки» и два десятка миномётов.

Проигнорировав «настоятельные рекомендации» президента Бенеша и министра обороны Ингра, командир батальона Свобода настоял на немедленном вводе его людей в бой. И не просто в бой, а на особо важном направлении.

Тридцать первого января 1943 года батальон погрузился в эшелон и двинулся на запад, к линии фронта, под руководством Людвика Свободы — теперь полковника. В Бузулуке остался растущий запасной полк, насчитывавший уже полторы тысячи человек: почти исключительно карпатских русинов."