От Pout Ответить на сообщение
К Begletz Ответить по почте
Дата 02.07.2023 20:48:00 Найти в дереве
Рубрики 1917-1939; Версия для печати

Re: КЕПС ->...

>>На Урал поедет коксующийся уголь, а обратно, в тех же вагонах - железная руда. Минимум транспортных затрат.
>
>Правда, на 1 т стали идет 1.2 т руды (бывает и больше) и 0.5 т угля, так что идеального равновесия нету.

что-вы-говорите
Там громадная литература. Таскать не перетаскать
Называется "маятниковый обмен" или просто "маятник", если что
Занимались крупнейшие умы и спецы, не один имярек,всё решили,обеспечили новые базы для будущей войны
В основу Урало-Кузнецкого проекта Госплан СССР положил проект 1918 г.Общества сибирских инженеров в Томске (внеся затем в него ряд изменений): «Четыре завода коксового металла по 820 тыс. т каждый, три на Урале — Магнитогорский,Алапаевский, Бакальский и один в Кузбассе»

В процессе исследований Госплана в 1921–1929 гг. были разбиты многочисленные возражения: 1) дороговизна перевозки сибирских углей на небывало далекие расстояния; 2) невозможность ее осуществления на одной двухпутной дороге;3) якобы убыточность в проекте угля из-за нарушения веберовской теории размещения промышленности, согласно которой нерационально перевозить уголь, сгорающий в процессе производства, к руде; 4) отсутствие местных железных руд в районе строительства Кузнецкого завода. Первые
два вопроса были сняты на основании теории электрических сверхмагистралей профессора Е. В. Михальцева. Третий вопрос был решен посредством конкретных расчетов.
Четвертый вопрос — о недостатке руды в Кузбассе — был снят принятием в 1929 г.предложения Н. Н. Колосовского о загрузке угольного порожняка, следующего с Урала, магнитогорской рудой для Кузнецкого комбината. Это и создало (запустило) знаменитый маятник.
...
https://cyberleninka.ru/article/n/mayatnik-xxi-veka-organizatsiya-krupneyshego-metallurgicheskogo-proizvodstva-na-baze-rud-chineyskogo-i-malotagulskogo-mestorozhdeniy
http://www.ecoross.ru/files/books/Kolosovskiy,%202006.pdf
Созданная еще в предреволюционные годы при РАН постоянная Комиссия по изучению естественных производительных сил (КЕПС) в 1920 году организует экспедиции на Кольский полуостров.
Оживлению работы Академии по изучению природных ресурсов России послужила инициатива
В. И. Ленина о скорейшем опубликовании лежавших в Комиссии материалов о природных богатствах нашей страны. Для этого были отпущены значительные кредиты и Академия стала разворачивать экспедиционную деятельность (Ферсман А. Е., 1940).

Экономико-географическое познание страны в этот период шло по нескольким направлениям.
Концепция территориально-промышленных комплексов, основы которой были заложены Н. Н. Колосовским. Процессы формирования ТПК экономико-географы изучают на основе энергопроизводственных циклов. Метод энергопроизводственных циклов, обоснованных изначально Н. Н. Колосовским, предполагает подбор таких составных частей материального производства, которые в пределах района образуют только взаимосвязанное единство, не производящее излишков и экономно расходующее вещество природы.
...
http://www.history.nsc.ru/website/history-institute/var/custom/File/social-ekonom/formirovanie_tpk.pdf
ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
В 1920–1980-е гг
Большой вклад в разработку теоретических основ территориально-производственных комплексов внес крупнейший советский эконом-географ Н.Н. Колосовский
Одним из первенцев советских комбинатов стал Урало-Кузнецкий (УКК), который можно назвать первой межрайонной целевой комплексной программой модернизации производительных сил на новой научно-технической базе. В ходе его реализации возникли новые организационно-экономические формы ускоренного развития хозяйства в условиях планового централизованного государственного управления. В рыночных условиях вряд ли был возможен такой вид межрегионального комбинирования: «маятниковый» обмен ресурсами удаленных друг от друга районов, формирование общей системы промышленных узлов и производственных комплексов на основе энерго-производственных циклов последовательного обогащения и облагораживания исходного сырья, магистрализация ранее разрозненных участков железных дорог и подчинение их работы единой цели.
УКК состоял из двух мощных производственных комплексов в рамках единого комбината: Уральского с центром в Магнитогорске и Кузнецкого с центром в Сталинске (Новокузнецке). Для их обслуживания построены новые заводы и электростанции в Кемерово, Новосибирске, Барнауле. Одновременно реконструировалась и укреплялась
Транссибирская железнодорожная магистраль, строилась новая – Южносибирская. В составе УКК начали действовать мощные металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия. Таким образом, УКК в целом и особенно его восточная часть – Кузбасс стали играть роль опорной базы хозяйственного освоения огромной территории Сибири