Глава 7. Другие части и службы
Разведывательный взвод «Кобры»
Бывшие военные полицейские 92-й моторизованной бригады служили в основном в разведывательном взводе «Кобры». Он сразу по сформировании считался (и был) самым боеспособным подразделением, бросавшемся на опасные участки. 28 ноября 1992 г. погиб его первый командир Бранислав Илич (П. Деспотович ошибочно указывает декабрь ).
Разведывательная рота и разведывательный взвод
Бригадную разведроту создали летом 1993 г. объединением разведывательных взводов «Кобры», «Божури» (то есть пионы – сакральные сербские цветы, ассоциирущиеся с битвой на Косовом поле) и «Белые орлы» и разведывательно-диверсионных взводов «Чёрный» и «Тузла». Последние находились в части очень недолго и перешли в 1-ю Маевицкую бригады (см. наш очерк о ней). Поздней осенью 1993 г. после операции «Кладань-93» «Кобр» расформировали, а два оставшихся взвода вывели из зоны отвественности бригады.
Вместо роты заново был заново сформирован разведвзвод. Он всегда служил резервом для выполнения тяжелейших боевых задач; обыкновенным его применением были сбор разведданных в ближнем тылу противника, организация засад и возвращение потерянных позиций.
В 1994 г. взвод отличился в боях за вышку на Столицах, при остановке мусульманского наступления на направлении Томанича Коса – Кикови (вернул и удержал Кикови), а в июле – остановкой неприятельского прорыва на Панике (при этом был убит мусульманский офицер) и прорыва к Прибою. На Бихачском фронте взвод освободил школу.
За два года часть потеряла 4 бойцов убитыми и свыше 20 ранеными, причём многие – тяжело. Один разведчик получил шесть ранений и каждый раз возвращался во взвод. Многие бойцы быи награждены орденами и медалями (по сведениям Драгана Ребовича ).
Артиллерия
Бригадная артиллерия состояла из двух батарей – 105-мм гаубиц и 120-мм миномётов (более мощная) и 76-мм горных пушек Б-1 (условно говоря, облегчённая). Вторые показали себя наиболее подходящими для условий местности, но, к несчастью, для них имелось мало боеприпасов – этот тип орудий уже был снят с вооружения ЮНА. Впрочем, боеприпасов не хватало для всех типов орудий и миномётов. Это стало одной из причин тактики использования артиллерии: ведение массированного огня в основном для отражения неприятельского наступления или по уже прорвавшемуся противнику.
Каждая из двух батарей была расставлена на три огневые позиции, чтобы распределить стволы вдоль линии обороны бригады и постараться пристрелять все угрожаемые места, подходящие для активных действий противника. Некоторые объекты брались на прицел с нескольких позиций для ведения перекрёстного артогня.
С разделением батарей выявилась нехватка приборов управления огнём. Обычно батарее полагается главный и резервный прибор, теперь же их требовалось иметь шесть! Оригиналы были скопированы в местных мастерских.
Батареей пушек командовал Брано Ивкович – умелый артиллерист, однако любивший покидать часть, надеясь на хорошо налаженную службу (Перо Деспотович ).
82-мм и 60-мм миномёты и 82-мм безоткатные пушки находились непоредственно в пехотных частях, вне прямого подчиненения начальнику артиллерии бригады (Раде Миятович «Рашета» ).
Взвод 20-мм трёхствольных зениток и самоходных «Праг» использовался по отделениям. Особенно отличилась «Прага» с именем «Оля», экипаж – Икич и Гашич (Перо Деспотович ).
Танковый взвод
У бригады был танковый взвод на Т-34, машины которого придавались пехотным батальонам.
Взвод связи
По словам комбрига Деспотовича, связь между частями бригады имела серьёзные проблемы из-за нехватки технических средств и безалаберности офицеров. Относительно нормально она заработала по прошествии значительного времени, благодаря связистам Слободану Кнегиничу и Спасое Поповичу.
Срджан Текич вспоминает о своём друге, связисте Предраге Иличе «Браде» (то есть Бороде – таким было его прозвище), известном до войны радиолюбителе родом из Краины, жившем прежде в Вогане под Румой. Он служил в нескольких соединениях Семберии и Маевицы, в том числе у «Пантер», а до войны имел мировую известность под позывным знаком YU7EU. Он отличился во время пребывания маевичан в Босанской Краине в сводной 1-й Сербской бригаде. Тогда недалеко от Великой Кладуши два связиста, Младжо и Маза, остались на своём пункте в нескольких километрах от сербских войск. Метрах в ста через отверстие в крыше они увидели мусульманских солдат, которые пока не замечали связистов. Сообщили о своём положении «Бороде», и тот немедленно примчался на «пинцгауеэре» – передвижном центре связи! Маза и Младжо моментально покидали в кунг радиостанции, карты и документацию, машина описала полукруг и понесласть обратно. Мусульмане были настолькопоражены, что открыли автоматный огонь только при отходе, и машина получила всего несколько попаданий.
Предраг Илич преждевременно покинул этот мир в августе 2005 г. от последствий болезни почек и псориаза .
Взвод военной полиции
В формировании взвода военной полиции большая роль принадлежит Зорану Коичу (жестоко убит в плену в декабре 1992 г.) и Саво Йовановичу. Трудность создания части заключалась главным образом в том, что новобранцы из местных жителей не имели опыта службы в данной структуре и не всегда хорошо представляли обязанности и задачи. В засаде 21 апреля 1993 г. погибла и была переранена почти половина подразделения.
Тыловая рота
Тыловая рота была унаследована от резервного состава 92-й моторизованной бригады. Кадровыми офицерами в ней были лишь помощник по тылу Вукосав Делич, Дражен Бошкович и Миодраг Стоянович . Остальные поступили на службу во время вывода части в Прибой через Гоино брдо у Пожарницы. Далее ротой командовали Стево Настасич (любил свободно распоряжаться временем и, наладив службу, часто отсутствовал в бригаде, оправдываясь поиском ГСМ, по словам Перо Деспотовича ) и Радомир Савич. Различные должности занимали Владо Томич (впоследствии переведён в 1-ю Маевицкую; до войны служил в Загребе подофицером и с увлажнившимися глазами вспоминал, что, эвакуируясь оттуда, он с женой и детьми смог забрать из квартиры только личные вещи. Теперь же – на момент написания мемуаров Йовицы Марковича в 2013 г., гды мы находим эту подробность, – Маркович знал Томича состоятельным человеком)), Недо Стеванович, молодой дипломированный врач Горан Ивкович, командир санитарного взвода доктор Зденка Остоич (Перо Деспотович ), Милена Секулич, Раде Стеванович, Жико Рикич, Милан Младженович по прозвищу «Сердце», Бошко Лакич. Из женщин роты Перо Деспотович по именам перечисляет ещё Елену, Миру, Зорицу и Милицу .
Здесь, в Прибое и западной части села Тобут, рота простояла всю войну, снабжая едой и остальными необходимыми наименованиями бригаду и окрестное население. Кухня кормила солдат и мирных людей, в особенности беженцев из Тузлы. В сентябре 1992 г. прибойский колхоз уступил роте часть своего свинарника. В некоторый период военнослужащие бригады собирали урожай и обрабатывали 30 га полей.
Рабочим взводом командовал Радован Церовина, уроженец Сараева, раненый на том фронте и вместе с семьёй переехавший на Маевицу. Взвод в основном занимался заготовкой дров и сучьев для отопления солдат и домов одиноких стариков.
Несмотря на то, что в тылу служили в основном люди старших возрастов и с ограниченными физическими возможностями, личный состав роты принимал участие в боях на Маевице и на других фронтах.
Интересные происшествия
По воспоминаниям Раде Миятовича «Рашеты», часовой-артиллерист однажды застрелил медведя. Зверя зажарили на огне и угостили бойцов своей и других бригад. Отведать медвежатины предложили даже расположенным напротив солдатам противника, но те унылым голосом ответили, что им не позволяет их вера.