От Моцарт
К All
Дата 15.12.2025 22:19:59
Рубрики ВВС;

Ещё об аварийности МиГ-21

Про индусов вы всё знаете.
А вот цифры по ВВС Чехословакии.
Поставлено 467 машин.
Потеряно 106 (23%).
Понятно, что за тридцать лет эксплуатации у вас наберется скорбный список погибших машин и пилотов.
Но в целом это как вы оцениваете?

От badger
К Моцарт (15.12.2025 22:19:59)
Дата 16.12.2025 00:15:07

Re: Ещё об...

>Но в целом это как вы оцениваете?

Для ВВС ФРГ закупили в США и собрали в Германии 916 самолётов, из них 292 (около трети) потеряны в лётных происшествиях за три десятилетия; погибло 116 лётчиков

https://ru.wikipedia.org/wiki/Lockheed_F-104_Starfighter

Вы можете смело оценивать, как то, что все самолёты того периода, с треугольным крылом, со слаборазвитой механизацией крыла ( без предкрылков) были ж--ой в плане пилотирования, с очень высокой посадочной скоростью.

От BP~TOR
К badger (16.12.2025 00:15:07)
Дата 16.12.2025 22:39:56

У старфайтера


>Вы можете смело оценивать, как то, что все самолёты того периода, с треугольным крылом, со слаборазвитой механизацией крыла ( без предкрылков) были ж--ой в плане пилотирования, с очень высокой посадочной скоростью.
никак не треугольное крыло :) к тому же с очень развитой механизацией :)
"Джонсон остановил свой выбор на прямом трапециевидном крыле очень малой площади, с удлинением всего 2,45, чрезвычайно тонким профилем и острой передней кромкой. ... Чтобы обеспечить более-менее приемлемые взлетно-посадочные характеристики, Джонсон оборудовал машину отклоняемыми носками крыла по всему размаху и крупными щелевыми закрылками с большой хордой."
http://airwar.ru/enc/fighter/f104.html

От Robert
К BP~TOR (16.12.2025 22:39:56)
Дата 17.12.2025 01:41:13

У ниx в несколько раз отличались небоeвые потери в США и в ФРГ

Амеры - налётывали часы, немцы - готовились к третьей мировой.

От Begletz
К Robert (17.12.2025 01:41:13)
Дата 17.12.2025 08:13:43

Потому что в ФРГ использовались не по назначению. (-)


От Robert
К Begletz (17.12.2025 08:13:43)
Дата 17.12.2025 17:50:40

Угу. Истребители ушли на малые высоты

Изза здоровенныx РЛС на земле и ЗРК (Пауэрс, Вьетнам, Китай, Куба). А на вооружении в ФРГ - остались истебители предыдущего поколения, и они - пытались иx применять на малыx высотаx, с закономерным результатом.

Страны же, у которыx был собственный авиапром - быстренько (тогда, потом - нашли другие решения) перешли на самолёты с изменяемой стреловидностью крыла. А тогдашняя ФРГ - не могла: вот есть в частяx парк Ф-104, и фсё.

От ttt2
К Robert (17.12.2025 17:50:40)
Дата 17.12.2025 18:57:29

Re: Угу. Истребители...

>Изза здоровенныx РЛС на земле и ЗРК (Пауэрс, Вьетнам, Китай, Куба). А на вооружении в ФРГ - остались истебители предыдущего поколения, и они - пытались иx применять на малыx высотаx, с закономерным результатом.

Справедливо

>Страны же, у которыx был собственный авиапром - быстренько (тогда, потом - нашли другие решения) перешли на самолёты с изменяемой стреловидностью крыла. А тогдашняя ФРГ - не могла: вот есть в частяx парк Ф-104, и фсё.

Никакие страны кроме СССР на истребители с изменяемой стреловидностью не переходили. Единственные исключения морской истребитель F-14 да F-111 который скорее бомбардировщик - как истребитель его не применяли.

Да и в СССР МиГ-23/27 с изменяемой стреловидностью считаются малоудачными и относительно быстро были выведены из боевого состава

Магистральный путь - уменьшение нагрузки на крыло и улучшение аэродинамики. F-16/F-15/Су-27

С уважением

От Robert
К ttt2 (17.12.2025 18:57:29)
Дата 17.12.2025 19:14:27

Су--17 и Су-24 забыли. А иx - было дофига ведь в ВВС. (-)


От ttt2
К Robert (17.12.2025 19:14:27)
Дата 18.12.2025 19:34:54

Это собственно не истребители. Скорее фронтовые бомберы (-)


От digger
К ttt2 (17.12.2025 18:57:29)
Дата 17.12.2025 20:02:33

Re: Угу. Истребители...

>Никакие страны кроме СССР на истребители с изменяемой стреловидностью не переходили. Единственные исключения морской истребитель F-14 да F-111 который скорее бомбардировщик - как истребитель его не применяли.

Торнадо - европейский многоцелевой.

От badger
К digger (17.12.2025 20:02:33)
Дата 18.12.2025 07:43:18

Re: Угу. Истребители...

>>Никакие страны кроме СССР на истребители с изменяемой стреловидностью не переходили. Единственные исключения морской истребитель F-14 да F-111 который скорее бомбардировщик - как истребитель его не применяли.
>
> Торнадо - европейский многоцелевой.

Который как раз для ФРГ и Италии шёл на замену того же F-104.
Правда итальянцы сохраняли F-104 на вооружении очень долго.

От Iva
К badger (18.12.2025 07:43:18)
Дата 18.12.2025 07:49:25

Re: Угу. Истребители...

Привет!

>Который как раз для ФРГ и Италии шёл на замену того же F-104.
>Правда итальянцы сохраняли F-104 на вооружении очень долго.

так стоил он немерено, ЕМПНИ, то в два раза дороже Ф-14.

Владимир

От ttt2
К digger (17.12.2025 20:02:33)
Дата 18.12.2025 19:43:21

Re: Угу. Истребители...

>>Никакие страны кроме СССР на истребители с изменяемой стреловидностью не переходили. Единственные исключения морской истребитель F-14 да F-111 который скорее бомбардировщик - как истребитель его не применяли.
>
> Торнадо - европейский многоцелевой.

Да, Торнадо я пропустил. Правда ни об одном сбитом ими самолете я не слышал. В той же популярной у некоторых Вике об этом ничего нет. В основном по земле били что в Ираке что в Югославии.

ПО сравнению с одновременно с ним выпускавшимся Су-27 ночь и день.

С уважением

От Robert
К ttt2 (17.12.2025 18:57:29)
Дата 18.12.2025 04:13:02

Ре: Угу. Истребители...


>Да и в СССР МиГ-23/27 с изменяемой стреловидностью считаются малоудачными и относительно быстро были выведены из боевого состава

Китайцы - за один его образец буквально бешеные деньги заплатили Египту. А они - какоенидь говно копировать - ни за что не будут!

>I have knew that China obtained a handful of MiG-23s(and a few other vehicles like a BMP-1) from Egypt. However, it was mostly claimed as a single MiG-23MS or a few of the variants. Other souces claims that MiG-23BN was also transferred to China, namely the ones cited by wiki. There are only MS variants present in current museums, namely Minsk and Kyiv theme parks and Xiaotangshan memorial. Would be very glad to see more sources on the matter.

От Валера
К ttt2 (17.12.2025 18:57:29)
Дата 19.12.2025 08:45:17

"Торнадо" забыли (-)


От badger
К BP~TOR (16.12.2025 22:39:56)
Дата 17.12.2025 02:02:09

Что ж поделаешь...

>никак не треугольное крыло :)

Если гений Джонсон был такой оригинал, что треугольное, как у всех, ему делать претило.
Тем не менее, общая черта у МиГ-21 и F-104 наличествовала - очень высокая удельная нагрузка на крыло, хоть оно и не треугольное было у F-104.

Точнее даже, у МиГ-21 очень высокая удельная нагрузка на крыло, а F-104 безумно высокая. Что, не замедлило сказаться.

> к тому же с очень развитой механизацией :)

Отклоняемый носок крыла - это не предкрылок, хотя, конечно, тоже механизация, вы правы.
Но с такой высокой нагрузкой на крыло не помогло даже это, получился гроб на колесиках.

Поэтому в дальнейшем истребители ушли от удельных нагрузок на крыло 400+ кг/м2 в нормальной конфигурации ближе к 350 кг/м2




От digger
К badger (17.12.2025 02:02:09)
Дата 17.12.2025 16:09:30

Re: Что ж

>Поэтому в дальнейшем истребители ушли от удельных нагрузок на крыло 400+ кг/м2 в нормальной конфигурации ближе к 350 кг/м2

У Мираж-3 вроде небольшая нагрузка на крыло и большая его площадь, однако австралийцы умудрились угробить значительный процент.Помимо не особо совершенной аэродинамики и низкой тяговооруженности, играет роль увлечение полетами на сверхмалой высоте и энергичными маневрами, необходимыми при тогдашней тактике.


От Robert
К digger (17.12.2025 16:09:30)
Дата 17.12.2025 17:09:46

Ре: Что ж


> У Мираж-3 вроде небольшая нагрузка на крыло

Не "вроде" вовсе: так и есть. У бесxвостки при посадке - елеВоны отклонены вверx чтобы задрать нос (в отличие от закрылков у всеx остальныx: вниз).

Короче: "увидел еврейский мираж - не стновись в вираж!" (С) oдин видавший виды п\пк.

От Boris
К Моцарт (15.12.2025 22:19:59)
Дата 16.12.2025 00:33:27

Re: Ещё об...

Доброе утро,
>Про индусов вы всё знаете.
>А вот цифры по ВВС Чехословакии.
>Поставлено 467 машин.
>Потеряно 106 (23%).
>Понятно, что за тридцать лет эксплуатации у вас наберется скорбный список погибших машин и пилотов.
>Но в целом это как вы оцениваете?

Прекрасная тема), см., например
https://vif2ne.su/nvk/forum/9/archive/418/418112.htm , https://vif2ne.su/nvk/forum/9/archive/1225/1225083.htm , https://forum.dcs.world/topic/44429-avarijnost-aviatehniki/ На самом деле надо считать аварийность не только на часы налета, но и на число полетов (взлетов и посадок), убирать боевые потери, учитывать налет не только самолетов, но и летчиков, их стаж и квалификацию, принимать во внимание практику боевой подготовки - спокойные полеты в ясную погоду днем менее рискованны, чем ночные перехваты с СМУ и в условиях, "приближенных к боевым"


С уважением, Boris.

От Моцарт
К Boris (16.12.2025 00:33:27)
Дата 17.12.2025 03:51:38

Такой инфы нет и не будет, я больше эмоционально среагировал

Про Старфайтер ехидна от европейских авторов видна издалека: "американцы сами на них летали мало, а потом навязали нам эти гробы".
Про индусов прямо не говорят, но намекают, что это криворукий народ, чего не дай, всё угробят.
А вот про культурную европейскую армию, да в мирное время, да на проверенной технике... был удивлён.
И если дело в крыле, то у нас вокруг каждого аэродромы должны быть гектары надгробий, погибших авиаторов Миг-21, а о самолете вполголоса текли бы дурные слухи. А их нет.

От badger
К Моцарт (17.12.2025 03:51:38)
Дата 17.12.2025 09:43:44

Re: Такой инфы...

>И если дело в крыле, то у нас вокруг каждого аэродромы должны быть гектары надгробий, погибших авиаторов Миг-21, а о самолете вполголоса текли бы дурные слухи. А их нет.

Вы пытаетесь оценивать самолёт по критерию плохой/хороший, это слишком примитивный подход.

То что МиГ-21 был самолётом из поколения погоны за "сверхзвуком", когда эксплутационные характеристики приносились в жертву высокой сверхзвуковой скорости, это просто факт, на следующих поколениях истребителей ситуация более выровнялась в пользу маневренности и эксплутационных характеристик, по мере осознания того, что дальше "разгоняться" для строевых машин смысла уже нет.

И основной недостаток МиГ-21 не был предметом каких-то "дурных слухов", он был прямо озвучен, для всех кто умеет читать:

Одним из отрицательных свойств МиГ-21 была высокая посадочная скорость, возросшая с 250 км/ч у Е-5 до 270 км/ч у МиГ-21Ф-13, причем у перспективных модификаций она грозила дойти до 290 км/ч. В результате не только увеличивалась длина пробега, но и усложнялось пилотирование на самом ответственном участке полета - посадке, предъявляя повышенные требования к квалификации летчиков. Улучшить посадочные характеристики машины можно было лишь путем повышения максимального значения коэффициента подъемной силы. Но как ни "крути", все упиралось в многочисленные ограничения.

http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig21f13.html


Естественно, вы всегда можете компенсировать какие-то "перекосы" в эксплутационных характеристиках ЛА изменением самих процедур эксплутации, лучше обучать летчиков, использовать самолёты с высокой посадочной скоростью с более длинных аэродромов, но эксплутационный недостаток никуда от этого не денется.

От badger
К badger (17.12.2025 09:43:44)
Дата 17.12.2025 09:47:25

Re: Такой инфы...

>То что МиГ-21 был самолётом из поколения погоны за "сверхзвуком", когда эксплутационные характеристики приносились в жертву высокой сверхзвуковой скорости,

та же мысль в виде цитаты

В авиационной истории 60-е гг. ознаменовались поступлением на вооружение ВВС основных авиационных держав мира сверхзвуковых истребителей, имевших при всех различиях в компоновке и полетной массе ряд объединяющих признаков. Они обладали скоростью, вдвое превышавшей звуковую, и потолком порядка 18-20 км, оснащались бортовыми радиолокационными станциями и управляемыми ракетами класса "воздух-воздух". Такое совпадение не было случайным, поскольку основной угрозой безопасности по обеим сторонам "железного занавеса" считались бомбардировщики, несущие ядерные бомбы. Соответственно формировались и требования к новым истребителям, основной задачей которых был перехват высотных скоростных неманевренных целей в любое время суток и в любых погодных условиях.

В результате в США, СССР и Западной Европе на свет появился ряд самолетов, которые впоследствии по совокупности компоновочных признаков и летно-технических характеристик отнесли ко второму поколению истребителей. Тезис об условности любой классификации подтвердил тот факт, что в одной компании с "вылизанными" аэродинамиками МиГ-21, "Миражом" III, "Старфайтером" и "Дракеном" оказались переделанный из учебного самолета легкий истребитель F-5 "Фридом Файтер" и тяжелый двухдвигательный двухместный F-4 "Фантом", прозванный самими американцами "победой грубых сил над аэродинамикой".

В погоне за высокой максимальной скоростью конструкторы пошли по пути внедрения крыльев с высокой удельной нагрузкой и тонким профилем, которые, безусловно, имели большие преимущества на сверхзвуке, но обладали серьезным недостатком -низкими несущими свойствами на малых скоростях. В результате, истребители второго поколения имели непривычно большие взлетные и посадочные скорости, неважной оказалась и маневренность. Но даже самые маститые аналитики тогда считали, что в будущем боевой самолет все больше будет походить на пилотируемую ракету многоразового применения. "Мы больше никогда не увидим воздушных боев, наподобие тех, что происходили в годы второй мировой войны..." - писал известный теоретик Камилл Ружерон. Время очень скоро показало, насколько суха теория, но до того, как в тактике истребителей наступил очередной крутой поворот, прошло еще несколько лет.

Пока же предстояло избавиться от основных недостатков второго поколения, а именно увеличить дальность и улучшить взлетно-посадочные характеристики для обеспечения базирования на слабо подготовленных аэродромах. Кроме того, непреклонно растущая цена истребителей диктовала необходимость уменьшения абсолютной численности парка с одновременным расширением функций самолетов. Качественного скачка не требовалось, хотя тактика воздушной войны уже менялась на глазах - широкое развитие зенитных управляемых ракет привело к отмиранию доктрины массированного вторжения бомбардировщиков на большой высоте. Основную ставку в ударных операциях все больше стали делать на тактические самолеты с ядерным оружием, способные прорывать рубеж ПВО на малой высоте.


https://www.airwar.ru/enc/fighter/su27.html

От Моцарт
К badger (17.12.2025 09:43:44)
Дата 17.12.2025 16:56:20

А изменяемое крыло Миг-23 не из этого ли выросло?

Правда, как мне кажется, не особо помогло.

От digger
К Моцарт (17.12.2025 16:56:20)
Дата 17.12.2025 17:00:18

Re: А изменяемое...

>Правда, как мне кажется, не особо помогло.

Более релевантный пример - Су-17 против Су-7, именно для ВПХ сделали и помогло.Миг-23 - совсем другой и не особо удачный самолет.

От ABM
К digger (17.12.2025 17:00:18)
Дата 18.12.2025 08:52:14

Re: А изменяемое...

>Миг-23 - совсем другой и не особо удачный самолет.
Наверное за это надо "поблагодарить" заказчика, для начала.
Который сначала хотел под скорость под 3000 и взлёт с грунтового пятачка.
Правда потом хотелки насколько поумерил.
Ну и концепция применения - одна атака по неманевренной цели по наведению с земли.
Т.е. речи ни о какой маневренности изначально не было.

От jazzist
К digger (17.12.2025 17:00:18)
Дата 18.12.2025 12:46:01

Re: А изменяемое...

>>Правда, как мне кажется, не особо помогло.
>
> Более релевантный пример - Су-17 против Су-7, именно для ВПХ сделали и помогло.Миг-23 - совсем другой и не особо удачный самолет.

МиГ-23/27 удачный самолет. Его сравнивают постоянно не с тем, для чего он построен. По причине начавшегося общего отставания сравнивают с Ф-15 и 16. А он против Фантома, просто доводили до кондиции машину долго, слишком сложная для авиапрома оказалась. Это первый наш истребитель, который истребитель в современном понимании, комплекс. На нем дорожку проторили для всего последующего. ИБАшная модификация 23БН/27 шла всегда впереди соответствующих Су-17-х, как и вообще фирма МиГ по ср. с фирмой Су в области именно комплексов.

Против Фантома он более чем боеспособен, не говоря уже про всю эту массу Мираж Ф1, Виггенов и прочих. История эта с Ф-5 своеобразная, американцы что-то не спешили на Ф-5 перейти, а на Фантомах летали. Потому, что у ИА задачи не только БВБ.

ша-ба-да-ба-да фиА...

От badger
К jazzist (18.12.2025 12:46:01)
Дата 22.12.2025 07:33:43

Re: А изменяемое...

>Против Фантома он более чем боеспособен, не говоря уже про всю эту массу Мираж Ф1, Виггенов и прочих.

"Фантом" до сих пор на вооружении Турции и Греции. Обе страны НАТО. Так что, при такой постановке вопроса, "МиГ-23 против Фантома", МиГ-23 был бы до сих пор актуален в качестве истребителя "второй линии", ну и он, естественно, прошёл бы какие-то программы модернизации, если бы оставался на вооружении так долго.

От Robert
К badger (22.12.2025 07:33:43)
Дата 22.12.2025 10:25:58

Ре: А изменяемое...

>>Против Фантома он более чем боеспособен, не говоря уже про всю эту массу Мираж Ф1, Виггенов и прочих.
>
>"Фантом" до сих пор на вооружении Турции и Греции. Обе страны НАТО. Так что, при такой постановке вопроса, "МиГ-23 против Фантома", МиГ-23 был бы до сих пор актуален в качестве истребителя "второй линии", ну и он, естественно, прошёл бы какие-то программы модернизации, если бы оставался на вооружении так долго.


Дык четыре года назад всего (новее данныx не попадалось пока) и Миг-23 - был на вооружении ВВС кучи стран:

>As of 2021, the MiG-23 is operated by the air forces of Angola, Cuba, the Democratic Republic of the Congo, Ethiopia, Kazakhstan, Libya, North Korea, Sudan, Syria and Zimbabwe.

Наверняка и сейчас там еще сколькото иx летает.

От badger
К Моцарт (17.12.2025 16:56:20)
Дата 18.12.2025 07:28:38

Re: А изменяемое...

Ну, крыло изменяемой стреловидности даёт и лучшие взлетно-посадочные характеристики и маневренность на малых скоростях при прямом крыле, и высокую сверхзвуковую скорость при сложенном, так что, в принципе да, для этого.

>Правда, как мне кажется, не особо помогло.

Ну, после тестов против F-5 пришло осознание, что механизация крыла более перспективное направление.

http://www.testpilot.ru/review/runway/volga/16.php

От Dimka
К badger (18.12.2025 07:28:38)
Дата 18.12.2025 16:53:31

Странное сравнение

>Ну, после тестов против F-5 пришло осознание, что механизация крыла более перспективное направление.
Вести бой на виражах я так понимаю - для мига это просто ошибка.
Ну как на мессере с чайкой на виражах тягаться.

От digger
К Dimka (18.12.2025 16:53:31)
Дата 18.12.2025 17:40:08

Re: Странное сравнение

>>Ну, после тестов против F-5 пришло осознание, что механизация крыла более перспективное направление.
>Вести бой на виражах я так понимаю - для мига это просто ошибка.
>Ну как на мессере с чайкой на виражах тягаться.

Древние ракеты попадали только строго в хвост, а от ракет средней дальности можо было отвертеться, потому маневрировать приходилось интенсивнее, чем в ВМВ, а зум-бум с ракетой вообще не работал.Отсюда появилась сверхманевренность и 4-е поколение, а тем временем ракеты стали всеракурсными и это стало не нужно.У Миг-23 с буквой Л хорошей стороной была скорость, особенно на малых высотах со слиженным крылом, и маневренность на больших углах атаки, но он фатально уступал Ф-15 и Ф-16 в ракетах и радаре, плюс самолеты ДРЛО, отсутствовавшие у пользователей Миг-23, потому реализовать не удалось.

От Dimka
К digger (18.12.2025 17:40:08)
Дата 20.12.2025 10:45:54

Re: Странное сравнение

> Древние ракеты попадали только строго в хвост, а от ракет средней дальности можо было отвертеться, потому маневрировать приходилось интенсивнее, чем в ВМВ, а зум-бум с ракетой вообще не работал.
У миг-21 до появления Р-60м при сближении на встречных курсах по сути один вариант - за пару км включить форсаж и уйти в бок с набором высоты и попыткой пуска. Потом искать возможность для атаки. Никакого маневренного боя.

От badger
К Dimka (18.12.2025 16:53:31)
Дата 20.12.2025 10:02:47

Re: Странное сравнение

>Вести бой на виражах я так понимаю - для мига это просто ошибка.
>Ну как на мессере с чайкой на виражах тягаться.

Для реактивных машин вести бой на высоких скоростях становится проблематично, поскольку визуальный контакт разрывается.
Поэтому сравнение с "Bf109 vs И-153" тут не передает аналогию.


Что же происходило в воздухе? На скоростях около 800 км/ч и более борьба была на равных, никто не имел явных преимуществ, но и манёвренного визуального боя не получалось из-за больших радиусов фигур.

http://www.testpilot.ru/review/runway/volga/16.php

От Dimka
К badger (20.12.2025 10:02:47)
Дата 20.12.2025 10:47:11

Re: Странное сравнение

> Что же происходило в воздухе? На скоростях около 800 км/ч и более борьба была на равных, никто не имел явных преимуществ, но и манёвренного визуального боя не получалось из-за больших радиусов фигур.
Для миг-21 маневренный визуальный бой - ошибка. Он не под это.

От badger
К Dimka (20.12.2025 10:47:11)
Дата 22.12.2025 07:17:14

Re: Странное сравнение

>Для миг-21 маневренный визуальный бой - ошибка. Он не под это.

Вы такой умный, что вас можно показывать за деньги даже, думаю.

От Alex Medvedev
К Моцарт (15.12.2025 22:19:59)
Дата 17.12.2025 10:11:46

надо вычесть процент потерянных из-за остановки двигателя

А так если посмотреть на описание аварий, то большая часть - на малой высоте перетянул ручку и самолет сорвался.

Катастрофа самолета МиГ-21бис 06 января 1981 года.
фото Kowalewski Пилот: поручик-пилот инженер Витолд Михал Ковалевски (Witold Michal Kowalewski) сын Тадеуша родился 26 сентября 1952 года в м.Томашув Мазовецки (Tomaszo'w Mazowiecki); выпускник Офицерской школы летчиков в 1975 году, Технической школы ВВС в 1978 году; старший летчик 34 истребительного авиационного полка ПВО в Бабих Долах; летчик 2 класса.
Налет: 502 часа 09 минут на самолетах: TS-8 Bies, TS-11 Iskra, SBLim2, Lim-5, МиГ-21. Налет на МиГ-21 - 196 часов.
Задание: полет на перехват в облаках по упр.191 КБП ИА.
Обстоятельства катастрофы: летчик выполнял полет на самолете МиГ-21бис днем в СМУ. Во время полета произошел отказ радиосвязи. После неудачной попытки захода на полосу в метель, летчик принял решение выполнить заход по малой "коробочке". Во время выполнения четвертого разворота "перетянул" самолет. Самолет зацепил шасси и левым крылом за землю. Летчик катапультировался, однако из-за малой высоты купол парашюта не успел полностью наполниться. Летчик погиб.
Причина: ошибочное решение летчика о выполнении повторного захода и посадки на аэродроме вылета любой ценой (при отсутсвии радиосвязи), в плохих погодных условиях при которых пилотирование самолета превышало возможности летчика. На причины катастрофы оказывали влияние и следующие обстоятельства:
- отсутствие двухсторонней связи из-за технической неисправности;
- не полный анализ метеорологической обстановки проведенной метеослужбой и организаторами полетов;
- запоздалое решение РП о направлении самолетов на запасной аэрдром;
- непродуманные и хаотические действия летчика на заключительном этапе полета.
Место захоронения: кладбище в Томашове Мазовецком.

Катастрофа самолета МиГ-21 ПФМ 22 мая 1981 года.
фото Maslankiewicz Пилот: майор-пилот Леслав Масланкиевич (Leslaw Mas'lankiewicz) сын Хенрыка родился 09 апреля 1941 года в Данброва Гурнича (Da,browa Gornicza); выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1962 году; старший штурман 39 истребительного авиационного полка ПВО в Меженцицаз; летчик 1 класса, посмертно представлен к званию подполковник.
Налет: 1889 часов на самолетах: TS-8 Bies, Lim-5, МиГ-21.
Задание: полет в стратосфере на пуск управляемых ракет по воздушным целям по упр.4.
Обстоятельства катастрофы: катастрофа произошла на полигоне Ашулук, Астраханской области (СССР). Летчик самолета МиГ-21ПФМ погиб во время перехвата воздушной цели. Самолет летя со скоростью М=1,4 на высоте 13000 метров, перешел в пикирование и столкнулся с землей.
Причина: причина катастрофы, которую расследовала советско-польская комиссия, не установлена.
Место захоронения: кладбищена ул.Мирецкего в Сосновцу.

Катастрофа самолета МиГ-21УМ 05 июня 1981 года.
фото Sobania Пилот: подполковник-пилот Болеслав Юзеф Собаня (Boleslaw Jo'zef Sobania) сын Юзефа, родился 19 марта 1940 года в м.Колония Янув Подласки (Kolonia Jano'w Podlaski) повет Бяла Подласка; выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1962 году, Академии Генерального штаба в 1977 году; командир 34 истребительного авиационного полка ПВО; летчик 1 класса, посмертно представлен к званию полковник.
Налет: 2072 часа 45 минут на самолетах: TS-8 Bies, УТИ МиГ-15, МиГ-21. Налет на МиГ-21УМ - 1099 часов.
фото LesnikПилот: подполковник-пилот Анджей Лесьник (Andrzej Les'nik) сын Адама, родился 31 марта 1936 года в м.Воусерс (Wousiers) Франция; выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1957 году, Курсы доподготовки офицеров Центральной летной школы в 1968 году; старший летчик-инструктор отделов служб; летчик 1 класса, посмертно представлен к званию полковник.
Налет: 2193 часа на самолетах: TS-8 Bies, УТИ МиГ-15, Lim-2, Lim-5, Lim-5P, МиГ-21. Налет на МиГ-21 - 878 часов.
Задание: полет по маршруту на авиационную разведку погоды.
Обстоятельства катастрофы: экипаж из 34 иап ПВО 2 корпуса ПВО в Бабих Долах вылетел на самолете МиГ-21УМ для выполнения разведки погоды. После взлета, на высоте 150 метров, на 36 секунде полета, в момент выключения форсажа произошел взрыв и пожар на самолете. Экипаж принял решение на посадку, не взирая на то что давление в обеих гидросистемах упало. На расстоянии 50 метров от начала полосы, во время подхода на посадку в самолете произошел второй взрыв, который уничтожил самолет и вызвал смерть экипажа.
Причина: рассоединение топливной магистрали форсажа, вызванная самопроизвольным откручиванием штуцера датчика давления топлива в форсажном коллекторе.
Место захоронения: оба летчика похоронены на кладбище в Гдыни Витомино.

Катастрофа самолета МиГ-21 09 июля 1981 года.
фото Czerwinski Пилот: поручик-пилот Кжыштоф Червиньски (Krzysztof Czerwin'ski) сын Яна, родился 26 августа 1952 года в м.Избицко (Izbicko); выпускник Офицерской школы летчиков в 1977 году; старший летчик звена в 1 истребительном авиационном полку в Минску Мазовецким; летчик 3 класса.
Налет: более 402 часа на самолетах: УТИ МиГ-15, Lim-5, МиГ-21. Налет на МиГ-21 - 110 часов.
Задание: полет на перехват цели над облаками днем в ПМУ.
Обстоятельства катастрофы: летчик вылетел на самолете МиГ-21 с запасного аэродрома Шыманы и выполнял полет над облаками на перехват в составе пары. Последний доклад летчика был на высоте 4500 метров, должен был набрать высоту 10500 метров. На 37 минуте полета самолет столкнулся с землей в районе мюДражево. Летчик погиб. Самолет не был извлечен из земли.
Наиболее вероятная причина: потеря сознания летчиком и не возможность им управления самолетом или катапультирование.
Место захоронения: городское кладбище в Ласку

Катастрофа самолета МиГ-21М 22 сентября 1982 года.
фото Pawlak Пилот: подпоручик-пилот инженер Станислав Павлак (Stanislaw Pawlak) сын Михала, родился 09 мая 1953 года в м.Кросьневице (Kos'niewice); выпускник Офицерской школы летчиков в 1977 году; летчик в 9 истребительном авиационном полку в Дебжне; летчик 2 класса.
Налет: 561 час на самолетах: УТИ МиГ-15, Lim-5, МиГ-21. Налет на МиГ-21 - около 240 часов.
Задание: полет на перехват в облаках.
Обстоятельства катастрофы: во время полета на перехват цели днем в СМУ на самолете МиГ-21М летчик доложил:"Вывожу". После этого доклада самолет столкнулся с землей не далеко от м.Рогово. Летчик погиб.
Вероятна причина: ошибка летчика допущенная при выводе самолета из атаки. В результате допущенной ошибки летчик потерял пространственную ориентировку.
Место захоронения: нет данных.


Катастрофа самолета МиГ-21ПФМ 01 сентября 1983 года.
фото Jozwik Пилот: капитан-пилот инженер Роман Юзьвик (Roman Jo'z'wik) сын Юлиана, родился 28 марта 1948 года в Бялымстоку (Bialymstoku); выпускник Офицерской школы летчиков в 1972 году, Высших Курсов доподготовки офицеров в 1983 году; заместитель командира эскадрильи в 2 истребительном авиационном полку в Голенове; летчик 1 класса, посмертно представлен к званию майора.
Налет: 1129 часов на самолетах: SBLim-2, Lim-2, Lim-5, МиГ-21. Налет на МиГ-21 - около 634 часов.
Задание: полет на выполнение стандартных атак наземных целей днем в ПМУ.
Обстоятельства катастрофы: летчик на самолете МиГ-21ПФМ выполнял на полигоне Наджыце стандартные атаки наземных целей. Во время первого захода не нашел цели и не открыл стрельбу. После вывода самолета из не удачной атаки выполнил маневр в право, чтобы повторить атаку. Вероятно был занят поиском цели и не заметил снижения скорости. Не желая потерять из поля зрения территорию полигона, выполнил разворот с малым радиусом, выводя самолет на закритичные углы атаки. Это вызвало "перетягивание" самолета и сваливание. Летчик погиб.
Причина: ошибка в пилотировании, выразившиеся в вводе самолета на закритические углы атаки.
Место захоронения: кладбище Парафии Фарней в Бялымстоку.



Катастрофа самолета МиГ-21 МФ 02 декабря 1983 года.
фото Wojciechowski Пилот: поручик-пилот инженер Еугениуш Войцеховски (Eugeniusz Wojciechowski) сын Чеслава, родился 21 декабря 1955 года в м.Рыбник (Rybnik); выпускник Офицерской школы летчиков в 1978 году; старший летчик звена 41 истребительного авиационного полка в Малборку; летчик 2 класса.
Налет: 529 часов. На самолетах МиГ-21МФ - около257 часов.
Задание: полет в зону на средний пилотаж на малой высоте.
Обстоятельства катастрофы: после выполнения задания в зоне на самолете МиГ-21МФ днем в ПМУ летчик снизил высоту полета почти до 200 метров. Выполняя опасные маневры довел до "перетягивания" самолета и сваливания в штопор. Катапультировался на высоте 40 метров, при вертикальной скорости 50 м/сек. В связи с малой высотой каиапультирования - погиб. Самолет столкнулся с землей в районе села Рыхова около Новего Двору Гданьскего. Во время полета летчик выполнял маневры до которых был не подготовлен - с большими кренами, на высоте ниже допустимой для такого вида полета.
Причина: нарушение установленых условий выполнения задания.
Место захоронения: нет данных.

Катастрофа самолета МиГ-21 ПФМ 21 декабря 1983 года.
фото Stachurski Пилот: капитан-пилот инженер Збигнев Стахурски (Zbigniew Stachurski) сын Здзислава, родился 13 февраля 1951 года в Лодзи; выпускник Офицерской школы летчиков в 1973 году; командир звена в 62 истребительном авиационном полку ПВО в Кжесинах; летчик 1 класса, посмертно представлен к званию майора.
Налет: 1949 часов на самолетах: УТИ МиГ-15, SBLim-1, Lim-1, Lim-5, МиГ-21. Налет на МиГ-21 - около 271 часа.
Задание: полет по системе РСП в составе звена днем в СМУ.
Обстоятельства катастрофы: катастрофа произошла на аэродроме Кжесины, во время снижения по прямой для посадки по системе РСП в очень плохих погодных условиях. Летчик самолета МиГ-21ПФМ потерял пространственную ориентировку и самолет столкнулся с землей между дальним и ближним приводом. Руководитель полетов, не смотря на резко ухудшающиеся погодные условия, не отправил самолеты на запасной аэродром.
Причина: выполнение захода на посадку во время усиливающегося тумана.
Место захоронения: нет данных.

Катастрофа самолета МиГ-21ПФ 18 февраля 1984 года.
фото Moryc Пилот: капитан-пилот инженер Ежи Морыц (Jerzy Moryc) сын Едварда, родился 15 июля 1950 года в м.Липовец (Lipowiec); выпускник Офицерской школы летчиков в 1972 году; заместитель командира эскадрильи в 1 истребительном авиационном полку в Минску Мазовецким; летчик 1 класса, посмертно представлен к званию майора.
Налет: 1174 часа на самолетах: TS-11 Iskra, SBLim-2, Lim-5, МиГ-21. Налет на МиГ-21 - около 595 часов.
Задание: полет на технический облет.
Обстоятельства катастрофы: летчик выполнял технический облет самолета на высоте 14000 метров, днем в ПМУ. Через 18 минут после взлета самолета была прервана радиосвязь с летчиком. Самолет столкнулся с землей под углом 85o, со скоростью соответствующей 1,6 числа М, в районе м.Колония Чарно. Летчик погиб. Обломков самолета из земли не вытащено.
Причина: возникновение неожиданной ситуации на борту самолета, которая лишила летчика возможности для дальнейшего продолжения полета или катапультирования. Это могла быть техническая неисправность самолета, либо резкая недееспособность летчика связанная с потерей сознания вызванная отказом кислородного оборудования.
Место захоронения: нет данных.

Катастрофа самолета Су-7БКЛ 01 августа 1984 года.
фото Fendrych Пилот: майор-пилот Здзислав Фендрых (Zdzislaw Fendrych) сын Стефана, родился 01 января 1946 года в м.Болесьцице (Boles'cice) повет Келце; выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1968 году; заместитель командира эскадрильи в 3 истребительном бомбардировочном авиационном полку в Быдгошчы; летчик 1 класса.
Налет: 1758 часов на самолетах: SBLim-2, Lim-6, Су-7Б. Налет на самолете Су-7БКЛ - около 622 часов.
Задание: полет на пуск НРС по наземным целям днем в ПМУ.
Обстоятельства катастрофы: летчик на самолете Су-7БКЛ выполнял показательный полет на атаку наземных целей ракетами на полигоне Надажыце. Полет снимался на кинопленку группой кинообъединения "Czolo'wka". После пуска серии ракет с меньшего расстояния чем обычно, летчик вывел самолет с пикирования с большой перегрузкой и резко перевернул самолет на спину вокруг продольной оси на 140o, чтобы увидеть результаты стрельбы. Потом уменьшил перворот и создал перегрузку 7 единиц, что вызвало "перетягивание" самолета. Неожиданно появилось самовращение которое закончилось штопором. Самолет столкнулся с землей в перевернутом положении, на скорости 470 км/час., с углом наклона пути 4o, и креном влево 40o. Летчик погиб. Трагедия была снята на кинопленку, которая помогла комиссии установить причину происшествия.
Причина: выполнения с большим креном не запланированного маневра и не правильные действия во время вывода самолета из перевернутого положения. Фактором который мог повлиять на неправильные действия летчика, был короткий отдых пред полетами, из-за не правильной организации полетов, также мог сказаться сильный психологический настрой летчика на показание наилучших результатов в стрельбе.
Место захоронения: нет данных.

Катастрофа самолета МиГ-21УМ 11 мая 1985 года.
фото Pawelek Пилот: капитан-пилот инженер Збигнев Павелек (Zbigniew Pawelek) сын Юзефа, родился 23 января 1950 года; выпускник Офицерской школы летчиков в 1974 году; командир звена в 32 разведывательно-тактическом авиационном полку в Сохачеве; летчик 1 класса.
Налет: 1085 часов. На самолетах МиГ-21УМ - около 167 часов.
фото TworzydloИнструктор: подполковник-пилот инженер Тадеуш Твожыдло (Tadeusz Tworzydlo) сын Станислава, родился 18 сентября 1942 года; выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1964 году; командир эскадрильи в 32 разведывательно-тактическом авиационном полку в Сохачеве; летчик 1 класса.
Налет: 2149 часов. На самолетах МиГ-21УМ - около 1234 часов.
Задание: полет в зону в зашторенной кабине.
Обстоятельства катастрофы: катастрофа произошла днем в ПМУ. Летчик самолета МиГ-21УМ, выполняя полет в зоне в зашторенной кабине, наиболее вероятно во время вывода самолета из сложного положения разогнал его до скорости более 1000 км/час., летя с большим углом пикирования. Инструктор среагировал на ошибку слишком поздно. Самолет столкнулся с землей на конечной фазе вывода из пикирования, при наклоне траектории полета 4o, при перегрузке 9 и вертикальной скорости снижения 175 м/сек. Летчики попыток катапультирования не предпринимали.
Причина: слишком позднее реагирование инструктора на ошибку контролируемого летчика во время вывода самолета из сложного положения.
Место захоронения:нет данных.


Катастрофа самолета МиГ-21ПФ 21 мая 1985 года.
фото Lubojan'ski Пилот: подпоручик-пилот инженер Станислав Лубояньски (Stanislaw Lubojan'ski) сын Лонгина, родился 05 ноября 1957 года; выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1983 году; старший летчик 1 истребительного авиационного полка ПВО; летчик 3 класса.
Налет: 350 часов 31 минуту. На самолетах МиГ-21 - около 75 часов 54 минут.
Задание: полет на воздушный бой днем в ПМУ.
Обстоятельства катастрофы: катастрофа произошла в районе аэродрома в Минску Мазовецким. По окончании воздушного боя на самолете МиГ-21ПФ, во время выполнения дополнительного разворота пары с включенным форсажем, ведомый летчик допустил ошибку, в результате которого произошло аэродинамическое "перетягивание" самолета. Самолет сорвался в штопор на высоте 4000 метров, однако летчик катапультировался значительно ниже - ниже границы безопасности.
Причина: ошибка в пилотировании. Летчик ввел самолет в штопор и не покинул его на безопасной высоте.
Место захоронения: нет данных.


место катастрофы

Катастрофа самолета МиГ-21УМ 06 августа 1985 года.
фото Siniarski Пилот: капитан-пилот инженер Веслав Синярски (Wieslaw Siniarski) сын Яна, родился 09 марта 1955 года в; выпускник Офицерской школы летчиков в 1977 году; штурман эскадрильи 9 истребительного авиационного полка в Дебжне; летчик 1 класса.
Налет: 804 часа. На самолетах МиГ-21УМ - около 463 часов.
фото MackowiakИнструктор: подполковник-пилот инженер Зыгмунт Мацковяк (Zygmunt Mac'kowiak) сын Петра, родился 28 марта 1937 года; выпускник Офицерской школы летчиков в Радоме в 1959 году; старший инструктор 9 истребительного авиационного полка в Дебжне; летчик М класса.
Налет: 2969 часов. На самолетах МиГ-21УМ - около 1379 часов.
Задание: тренировочный полет к аваиционному показу.
Обстоятельства катастрофы: катастрофа произошла во время подготовки к авиационному показу на празднике День авиации, днем в СМУ. В первом тренировочном полете экипаж самолета МиГ-21УМ, выполняя разворот влево, вывела самолет на закритические углы атаки. Это привело к "перетягиванию" самолета в развороте на высоте 200 метров, а затем - сваливание и столкновение самолета с землей. Погибли летчики, а также 3 гражданских лица.
Причина: вывод самолета на закритические углы атаки, а также не полная подготовка экипажа к показательным полетам.
Место захоронения: нет данных.

Катастрофа самолета МиГ-21СПС 02 июля 1986 года.
фото Wilczek Пилот: капитан-пилот инженер Рышард Вилчек (Ryszard Wilczek) сын Юзефа, родился 28 января 1954 года в м.Огродзинец (Ogrodzieniec); выпускник Офицерской школы летчиков в 1978 году; командир звена 62 истребительного авиационного полка в Кжесинах; летчик 2 класса.
Налет: 704 часа на самолетах: SBLim-2, Lim-2, Lim-5. Налет на МиГ-21 - около 371 часа.
Задание: полет на средний пилотаж в составе пары.
Обстоятельства катастрофы: пара самолетов выполняла средний пилотаж днем в ПМУ.Командир пары, майор-пилот инженер Анджей Бак (Andrzej Bak), ввел самолет в спираль с креном 60o. Не убедился, что летчик самолета МиГ-21СПС, занимает свое место в паре, так как тот не докладывал о каких-либо трудностях. Ведомый не выдержал своего места в паре, опередил ведущего и тормозя, привел к столкновению самолетов. При столкновении самопроизволно сработало катапультное устройство в самолете ведомого. Летчик погиб. Ведущий безопасно приземлился на поврежденном самолете на аэродроме вылета.
Причина: столкновение в полете в результате не правильного занятия места в паре ведомым (ведомый не видел самолета ведущего).
Место захоронения:нет данных.

Катастрофа самолета МиГ-21Р 03 июня 1987 года.
фото Przychodzien Пилот: подполковник-пилот Хенрык Пжыходзень (Henryk Przychodzien') сын Яна, родился 13 февраля 1943 года в м.Козенице (Kozienice); выпускник Офицерской школы летчиков в 1964 году, Высших Курсов доподготовки офицеров в 1986 году; командир эскадрильи 32 авиационного полка тактической разведки; летчик 1 класса.
Налет: 2602 часа на самолетах: SBLim-2, Lim-6, МиГ-21. Налет на МиГ-21Р - около 1243 часа.
Задание: полет на разведку днем в ПМУ.
Обстоятельства катастрофы: катастрофа произошла во время полета самолета МиГ-21Р на развелку и фотографирование целей днем в ПМУ. Летчик, читая с карты координаты обнаруженной цели и ведя доклад по радио, отвлекся от пилотирования самолета, выполняя маневр на малой высоте. Самолет перешел на снижение и столкнулся с землей с углом пикирования 22o, скоростью полета 850 км/час.
Причина: отвлечение внимания от пилотирования самолета на малой высоте.
Место захоронения: нет данных.

Катастрофа самолета МиГ-21МФ 04 марта 1988 года.
фото Gorecki Пилот: поручик-пилот инженер Ярослав Гурецки (Jaroslaw Go'recki) сын Яна, родился 25 октября 1959 года в м.Бяла Подласка (Biala Podlaska); выпускник Авиационного Лицея в 1978 году, Офицерской школы летчиков в 1982 году; летчик звена 11 истребительного авиационного полка ПВО в Вроцлаве; летчик 3 класса, посмертно представлен к званию капитан.
Налет: 510 часов на самолетах: TS-11 Iskra, Lim-5, МиГ-21. Налет на МиГ-21МФ - около 241 часа.
Задание: полет ночью ПМУ.
Обстоятельства катастрофы: летчик самолета МиГ-21МФ выполнял старт с форсажом на аэродроме в Вроцлаве. После отрыва от земли, на высоте 15 - 20 метров, во время набора высоты, произошло короткое замыкание топливного насоса в режиме форсажа и двигатель перестал работать. Летчик не предпринял попытки катапультирования несмотря на команды РП и наличия условий для безопасного катапультирования.
Причина: неисправность двигателя вытекающая из-за повреждения воздухопровода подводящего воздух под давлением к топливному форсажному насосу. Черезмерное количество топлива вызвало перегорание лопток турбины и отказ в работе двигателя.
Место захоронения: нет данных.

Катастрофа самолета МиГ-21 бис 17 июня 1988 года.
фото Kucharski Пилот: подпоручик-пилот инженер Войтех Кухарски (Wojciech Kucharski) сын Казимежа, родился 08 февраля 1964 года в м.Цеплице (Cieplice); выпускник Офицерской школы летчиков в 1986 году; летчик 34 истребительного авиационного полка ПВО в Бабих Долах; летчик 3 класса.
Налет: 363 часа на самолетах: TS-11 Iskra, Lim-2, Lim-5, МиГ-21. Налет на самолетах МиГ-21бис - около 84 часов.
Задание: полет ночью в ПМУ.
Обстоятельства катастрофы: катастрофа произошла во время захода самолета МиГ-21 бис на посадку ночью в ПМУ. Летчик после выполнения четвертого разворота допустил резкое снижение самолета перед БРП и столкновения с земляной обваловкой курсового радиолокатора КРЛ-5 на расстоянии 400 метров от начала ВПП. Летчик погиб.
Причина: ошибка летчика из-за малого налета на данном типе. Летчик не выдержал установленных условий выполнения захода на посадку ночью, пытался сесть не взирая на рекомендации РП, которвй дал команду на выполнение повторного захода на посадку.
Место захоронения: нет данных.

Катастрофа самолета МиГ-21 бис 16 ноября 1990 года.
фото Seroka Пилот: поручик-пилот инженер Анджей Серока (Andrzej Seroka) сын Тадеуша родился 23 января 1962 года в м.Дарлово (Darlowo); выпускник Авиационного лицея в 1981 году, Офицерской школы летчиков в 1985 году; командир звена 9 истребительного авиационного полка в Зегжу Поморским; летчик 1 класса.
Налет: 683 часа на самолетах: TS-11 Iskra, Lim-5, МиГ-21. Налет на самолетах МиГ-21 бис - около 387 часов.
Задание: полет на совершенствование перехвата воздушной цели в облаках ночью в СМУ.
Обстоятельства катастрофы: летчик самолета МиГ-21 бис выполнял полет на перехват воздушной цели в облаках ночью в СМУ. Во время выполнения энергичного выхода из атаки, не правильно распределил внимание и потерял пространственную ориентировку. Самолет перешел в крутую спираль и столкнулся с землей. Летчик не использовал автопилот для вывода самолета из сложного положения, попыток катапультирования не предпринимал.
Причина: не правильное распределение внимания во время энергичного выхода из атаки.
Место захоронения: городское кладбище в Дарлове.


От Моцарт
К Alex Medvedev (17.12.2025 10:11:46)
Дата 17.12.2025 16:17:39

Было бы любопытно узнать статистику других стран

эксплуатирующих этот самолёт в это время и в этих количествах.

От Robert
К Моцарт (17.12.2025 16:17:39)
Дата 17.12.2025 18:00:34

Re: Было бы...

>эксплуатирующих этот самолёт в это время и в этих количествах.

Ну вот, например (такого - просто полно):

>Early in its history, during 1961, the F-105 had the lowest rate of accidents of any jet fighter in the history of the Air Force. But by June of 1964 accidents in the F-105 Thunderchief increased remarkably. There were a reported 33.7 accidents per 100,000 flying hours in the F-105 by half way through 1964, a massive increase compared to earlier years.


[135K]



От jazzist
К Моцарт (15.12.2025 22:19:59)
Дата 18.12.2025 12:32:48

Re: Ещё об...

>А вот цифры по ВВС Чехословакии.
>Поставлено 467 машин.
>Потеряно 106 (23%).

это сравнительно невысокий уровень. Но, как правильно заметили в ветке, лучше иметь относительную цифру на число полетов. А так, например, Лайтнингов выпустили 339 потеряли 116.

ша-ба-да-ба-да фиА...