От Pout
К Begletz
Дата 02.07.2023 20:48:00
Рубрики 1917-1939;

Re: КЕПС ->...

>>На Урал поедет коксующийся уголь, а обратно, в тех же вагонах - железная руда. Минимум транспортных затрат.
>
>Правда, на 1 т стали идет 1.2 т руды (бывает и больше) и 0.5 т угля, так что идеального равновесия нету.

что-вы-говорите
Там громадная литература. Таскать не перетаскать
Называется "маятниковый обмен" или просто "маятник", если что
Занимались крупнейшие умы и спецы, не один имярек,всё решили,обеспечили новые базы для будущей войны
В основу Урало-Кузнецкого проекта Госплан СССР положил проект 1918 г.Общества сибирских инженеров в Томске (внеся затем в него ряд изменений): «Четыре завода коксового металла по 820 тыс. т каждый, три на Урале — Магнитогорский,Алапаевский, Бакальский и один в Кузбассе»

В процессе исследований Госплана в 1921–1929 гг. были разбиты многочисленные возражения: 1) дороговизна перевозки сибирских углей на небывало далекие расстояния; 2) невозможность ее осуществления на одной двухпутной дороге;3) якобы убыточность в проекте угля из-за нарушения веберовской теории размещения промышленности, согласно которой нерационально перевозить уголь, сгорающий в процессе производства, к руде; 4) отсутствие местных железных руд в районе строительства Кузнецкого завода. Первые
два вопроса были сняты на основании теории электрических сверхмагистралей профессора Е. В. Михальцева. Третий вопрос был решен посредством конкретных расчетов.
Четвертый вопрос — о недостатке руды в Кузбассе — был снят принятием в 1929 г.предложения Н. Н. Колосовского о загрузке угольного порожняка, следующего с Урала, магнитогорской рудой для Кузнецкого комбината. Это и создало (запустило) знаменитый маятник.
...
https://cyberleninka.ru/article/n/mayatnik-xxi-veka-organizatsiya-krupneyshego-metallurgicheskogo-proizvodstva-na-baze-rud-chineyskogo-i-malotagulskogo-mestorozhdeniy
http://www.ecoross.ru/files/books/Kolosovskiy,%202006.pdf
Созданная еще в предреволюционные годы при РАН постоянная Комиссия по изучению естественных производительных сил (КЕПС) в 1920 году организует экспедиции на Кольский полуостров.
Оживлению работы Академии по изучению природных ресурсов России послужила инициатива
В. И. Ленина о скорейшем опубликовании лежавших в Комиссии материалов о природных богатствах нашей страны. Для этого были отпущены значительные кредиты и Академия стала разворачивать экспедиционную деятельность (Ферсман А. Е., 1940).

Экономико-географическое познание страны в этот период шло по нескольким направлениям.
Концепция территориально-промышленных комплексов, основы которой были заложены Н. Н. Колосовским. Процессы формирования ТПК экономико-географы изучают на основе энергопроизводственных циклов. Метод энергопроизводственных циклов, обоснованных изначально Н. Н. Колосовским, предполагает подбор таких составных частей материального производства, которые в пределах района образуют только взаимосвязанное единство, не производящее излишков и экономно расходующее вещество природы.
...
http://www.history.nsc.ru/website/history-institute/var/custom/File/social-ekonom/formirovanie_tpk.pdf
ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
В 1920–1980-е гг
Большой вклад в разработку теоретических основ территориально-производственных комплексов внес крупнейший советский эконом-географ Н.Н. Колосовский
Одним из первенцев советских комбинатов стал Урало-Кузнецкий (УКК), который можно назвать первой межрайонной целевой комплексной программой модернизации производительных сил на новой научно-технической базе. В ходе его реализации возникли новые организационно-экономические формы ускоренного развития хозяйства в условиях планового централизованного государственного управления. В рыночных условиях вряд ли был возможен такой вид межрегионального комбинирования: «маятниковый» обмен ресурсами удаленных друг от друга районов, формирование общей системы промышленных узлов и производственных комплексов на основе энерго-производственных циклов последовательного обогащения и облагораживания исходного сырья, магистрализация ранее разрозненных участков железных дорог и подчинение их работы единой цели.
УКК состоял из двух мощных производственных комплексов в рамках единого комбината: Уральского с центром в Магнитогорске и Кузнецкого с центром в Сталинске (Новокузнецке). Для их обслуживания построены новые заводы и электростанции в Кемерово, Новосибирске, Барнауле. Одновременно реконструировалась и укреплялась
Транссибирская железнодорожная магистраль, строилась новая – Южносибирская. В составе УКК начали действовать мощные металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия. Таким образом, УКК в целом и особенно его восточная часть – Кузбасс стали играть роль опорной базы хозяйственного освоения огромной территории Сибири



От VVS
К Pout (02.07.2023 20:48:00)
Дата 03.07.2023 07:47:58

Re: КЕПС ->...

А есть ли подробности про электрические сверхмагистрали? Это привычная нам электрификация жд или что-то более фантастическое? Какие намечались сроки? И как вышло в реальности?

От Pout
К VVS (03.07.2023 07:47:58)
Дата 03.07.2023 08:59:46

Re: КЕПС ->...

>А есть ли подробности про электрические сверхмагистрали? Это привычная нам электрификация жд или что-то более фантастическое? Какие намечались сроки? И как вышло в реальности?


попытка быстрого обзора темы по поднятым вопросам

магистрализация ранее разрозненных участков железных дорог и подчинение их работы единой цели.
Магистрализация была одним из устоев Плана ГОЭЛРО
https://istmat.org/node/29009
Магистрализация (повышение скорости движения и провозоспособности) и агломерирование (повышение доли экономичных коротких связей) обеспечили экономическое сжатие пространства. Не сжатие путем “выбраковывания” территорий, а именно экономическое сжатие на основе рациональной территориальной организации.
https://cyberleninka.ru/article/n/buduschee-uralo-kuznetskogo-kombinata
Будущее Урало-Кузнецкого комбината Колосовский 1932
(магистрализация транспорта на базе электрификации)

Идея магистрализации транспорта и его электрификации является здесь основной. Себестоимости транспортирования по территории комбината, очевидно, совершенно необходимы для учета при организация энергетики и, следовательно, производства в отдельных подрайонах комбината.

Михальцев, Е. В. Себестоимость перевозки Кузнецкого угля на Магнитогорский металлургический завод / проф. Е. В. Михальцев и инж. Н. А. Морщихин. -Москва : Уралплан, 1929
https://www.logistics-gr.com/index.php?option=com_content&id=20991&c-72&Itemid=99

диссер 2007
https://www.dissercat.com/content/zheleznodorozhnoe-stroitelstvo-na-territorii-kuzbassa-1896-1941-gg
В 1920-е гг. развитие железнодорожной сети на территории Кузнецкого бассейна происходило за счет достройки линий, начатых в дореволюционный период. Новое железнодорожное строительство в Кузбассе не проводилось. Незначительные финансовые вложения в многочисленные сибирские стройки значительно растягивали сроки их завершения.
Большевистская власть, поддержав деятельность комиссии Академии наук по изучению природных ресурсов России, возглавляемую В.И. Вернадским, инициировала разработку проектов развития народного хозяйства на основе долгосрочного планирования. Перспективы Кузнецкого бассейна определялись решением проблемы Урало-Кузбасса, которая в принятом плане ГОЭЛРО рассматривалась уже в общегосударственном аспекте. Взятый курс на индустриализацию, требовал организации высокоэффективного транспортного сообщения, развитие которого должно было приобрести опережающий характер.
Между разработкой проектов и их реализацией существовала огромная временная дистанция причиной которой был в том числе и политический фактор. Вопрос о выборе пути индустриализации страны и целесообразности строительства Урало-Кузбасса в середине 1920-х гг. оказался в эпицентре идейно-политической борьбы. В сущности, предметом раздора крупнейших регионов страны и их партийных комитетов стали инвестиции на новое индустриальное строительство.
В условиях форсированной индустриализации большой объем промышленного строительства потребовал организации высокоэффективного железнодорожного сообщения...электрификация участка Белово - Кузнецк была значительным достижением в реконструкции железнодорожного транспорта.
Жесткая централизация, концентрация материальных и людских ресурсов на приоритетных железнодорожных стройках позволили в кратчайшие сроки завершить их строительство и приступить к достройке законсервированных объектов.
Введение в строй новых линий сочеталось с модернизацией существовавшего транспорта. Успехи индустриализации позволили оснастить железнодорожный транспорт техникой отечественного производства, электрификация народного хозяйства - осуществить перевод на электротягу наиболее грузонапряженного и сложного в эксплуатационном отношении участка Белово - Кузнецк, тем самым значительно увеличить пропускную способность всей линии.
Вопрос улучшения работы транспорта заключался не только в успехах его технического перевооружения, но и в поиске и внедрении новых методов и форм работы его производственных звеньев (тягового, эксплуатационного и др.). После назначения в конце февраля 1935 г. наркомом путей сообщения Л.М. Кагановича начался новый этап в развитии транспорта страны. Практика жесткого администрирования, подкрепленная репрессивными мерами, обеспечивала четкое исполнение директив, тем самым позволила вывести работу железнодорожного транспорта на более высокий уровень.
https://electro.nekrasovka.ru/en/books/6160961/pages/2
Участок Белово — Кузнецк — один из наиболее напряженных по грузообороту
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ДОРОГА В СИБИРИ
НОВОСИБИРСК, От нашего Kopреспондента). Закончена электрификация участка Томской ж. д. Белово —Кузнецк, протяжением в 142 километра. Недавно по новой злектромагистрали прошел пробный поезд.
Участок Белово — Кузнецк — один из наиболее напряженных по грузообороту. Почти непрерывной лентой идут поезда с уральской ' рудой и строительными материалами для Кузбасса,углем, железом и рельсами для Урала. Электрификация этого участка позволит значительно ускорить движение поездов.
В 1937 году намечена электрификация’всей железнодорожной трассы Новосибирск — Кузнецк.
...

мы как-то работали в 2010е с крупным ремонтным энергохолдингом, они эксплуатационным обслуживанием этого сверхнапряженного участка перевозок как раз занимались. Там гигантские составы по 4-5 тыс т кажется ходят беспрерывно, и это возможно только при мощной электротяге ЕМНИП

От VVS
К Pout (03.07.2023 08:59:46)
Дата 03.07.2023 09:26:13

Re: КЕПС ->...

Спасибо! Чрезвычайно интересно.

От zero1975
К Pout (02.07.2023 20:48:00)
Дата 02.07.2023 21:47:22

Большое спасибо! Очень познавательно. (-)