От летнаб
К amyatishkin
Дата 15.05.2006 14:55:10
Рубрики до 1936 г.; 1936-1945 гг.;

Re: Угу, Савицкий... и Кир Булычев....и ...А.С.Яковлев:-) Сборище неучей.:) (+)

>И если Савицкий и Ко предпочитали читать книжку Шпанова в 130 стр., изданную только в 1939 году (и далее не переиздававшуюся) - то это говорит только об их уровне знаний.
Понятно, что уровень знаний Савицого и Ко в 1939г. в области военной истории несколько уступает нашему уровню знаний в 2006г.:)
Однако, Савицкий давал оценку книге Шпанова уже через много-много лет ПОСЛЕ войны.
А вот еще одно мнение еще одного неспециалиста в теме.
Известный российский фантаст Кир Булычев так писал о Николае Шпанове и его книге:
"...он удивил нашу Родину, создав великолепную липу - боевой непобедимый роман, радость Сталина, "Первый удар". И как удачно он попал в цель! ... Он достаточно убедительно и боевито доказал, что мы закидаем шапками любого агрессора, разгромим его малыми силами и только на его территории. Так учил товарищ Сталин. Шпанов все сделал как надо. Враги поднимают в воздух свои воздушные армии. Наши славные пилоты тоже поднимают в воздух боевые машины. Без потерь, без убитых и раненых мы громим агрессора, закидываем его бомбами и шапками, после чего переносим войну на его территорию, сравниваем с землей его города, ожидая, что благодарный капиталистический народ восстанет и скинет иго капитализма. Что благодарный народ (недобитая нашими бомбами его часть) и сделал. Все в нашей истории удручающе повторяется. И мы ничему не учимся. Впрочем, никто никогда не учится на своих ошибках. Книга Шпанова была одобрена на самом верху. Именно так надо готовиться к победоносной войне. Ее начали издавать энергично и большими тиражами. Особенно много издали ее в "Библиотечке командира" издательства Наркомата обороны. А если так делается в Советском Союзе, значит, эта книга становится руководством к действию. Я представляю, как проклинали Николая Шпанова командиры, которые в 1941 году бежали от фашистов или сдавались им в плен."

А вот из Яковлева "Цель жизни":
В тяжелые и беспокойные дни и ночи начала войны мысли невольно обращались к недавнему прошлому. Многие искали ответа на мучительный вопрос: как получилось, что к войне наша авиация оказалась неподготовленной? Ведь все были уверены, что, "если завтра война", враг будет немедленно сломлен и разбит, что наша могучая авиация нанесет по врагу уничтожающий удар. Об этом много говорилось в книгах, кинофильмах, в песнях...
Вспоминается книга Н. Шпанова, изданная перед самой войной, летом 1939 года. Она называлась "Первый удар. Повесть о будущей войне". Книга эта посвящена авиации. Повесть Шпанова рекламировалась как "советская военная фантастика", но она предназначалась отнюдь не для детей. Книгу выпустило Военное издательство Наркомата обороны, и притом не как-нибудь, а в учебной серии "Библиотека командира"! Книга была призвана популяризировать нашу военно-авиационную доктрину.
Не один командир с горечью вспоминал впоследствии о недоброй "фантастике", которой, к сожалению, пронизывалась наша пропаганда перед войной, сеявшая иллюзии о том, что война, если она произойдет, будет выиграна быстро, малой кровью и на территории противника...Конечно, всякая сильная армия, разрабатывая свою доктрину, исходит из конечной цели — полного разгрома противника. Армия Советского государства в случае вражеской агрессии нацеливается на безусловное сокрушение врага. Советские военные уставы ставили перед авиацией непременную задачу завоевания господства в воздухе и содействия успеху наземных войск в бою и операции. "Боевой устав истребительной авиации" 1940 года указывал, что истребительная авиация является главным средством борьбы с воздушным противником и имеет своим основным назначением уничтожение его в воздухе и на земле. "Боевой устав бомбардировочной авиации" предусматривал применение ближней и дальней бомбардировочной авиации для разгрома авиации противника на аэродромах, а также для уничтожения крупных авиационных баз, учебных центров, складов, горючего, боеприпасов. Все это было верно и при благоприятном ходе войны могло принести победу. А при неблагоприятных обстоятельствах? А в случае завоевания противником господства в воздухе? Я хорошо помню атмосферу головокружения от рекордов, когда не допускалась и мысль о каких-то стечениях обстоятельств, могущих привести к неудачному для нас началу войны. По книге Н. Шпанова наши воздушные силы без особого труда бьют авиацию противника, за какие-нибудь полчаса вытесняют вражеские самолеты из советского неба, через четыре часа после начала войны, почти не встречая сопротивления, ведут воздушные бои в тысяче километров от нашей границы, наносят поражение немцам, а затем взрывают военно-промышленные объекты. Только таким рисовалось начало войны Н. Шпанову.
А что получилось на самом деле? "
Вобщем, Вы правы - фигня все это.








От amyatishkin
К летнаб (15.05.2006 14:55:10)
Дата 15.05.2006 16:05:09

Re: Угу, Савицкий......

>Понятно, что уровень знаний Савицого и Ко в 1939г. в области военной истории несколько уступает нашему уровню знаний в 2006г.:)
>Однако, Савицкий давал оценку книге Шпанова уже через много-много лет ПОСЛЕ войны.

Ну так вот - без сравнения с вышеперечисленными книжками ругать Шпанова некорректно.

>А вот еще одно мнение еще одного неспециалиста в теме.
>Известный российский фантаст Кир Булычев так писал о Николае Шпанове и его книге:
>"...он удивил нашу Родину, создав великолепную липу - боевой непобедимый роман, радость Сталина, "Первый удар". И как удачно он попал в цель! ... Он достаточно убедительно и боевито доказал, что мы закидаем шапками любого агрессора, разгромим его малыми силами и только на его территории. Так учил товарищ Сталин. Шпанов все сделал как надо. Враги поднимают в воздух свои воздушные армии. Наши славные пилоты тоже поднимают в воздух боевые машины. Без потерь, без убитых и раненых мы громим агрессора, закидываем его бомбами и шапками, после чего переносим войну на его территорию, сравниваем с землей его города, ожидая, что благодарный капиталистический народ восстанет и скинет иго капитализма. Что благодарный народ (недобитая нашими бомбами его часть) и сделал. Все в нашей истории удручающе повторяется. И мы ничему не учимся. Впрочем, никто никогда не учится на своих ошибках. Книга Шпанова была одобрена на самом верху. Именно так надо готовиться к победоносной войне. Ее начали издавать энергично и большими тиражами. Особенно много издали ее в "Библиотечке командира" издательства Наркомата обороны. А если так делается в Советском Союзе, значит, эта книга становится руководством к действию. Я представляю, как проклинали Николая Шпанова командиры, которые в 1941 году бежали от фашистов или сдавались им в плен."

Это в перестройку, ес-но, написано? Когда Булычев всячески пытался доказать, что все книжки писал с фигой в кармане?
Повторяю: у Шпанова нет разгрома на вражеской территории малыми силами. А есть кровавые и страшненькие бои с убитыми и ранеными.
И замалчивается, что книга Шпанова была запрещена в том же самом 1939 году.


>А вот из Яковлева "Цель жизни":
>В тяжелые и беспокойные дни и ночи начала войны мысли невольно обращались к недавнему прошлому. Многие искали ответа на мучительный вопрос: как получилось, что к войне наша авиация оказалась неподготовленной? Ведь все были уверены, что, "если завтра война", враг будет немедленно сломлен и разбит, что наша могучая авиация нанесет по врагу уничтожающий удар. Об этом много говорилось в книгах, кинофильмах, в песнях...
>Вспоминается книга Н. Шпанова, изданная перед самой войной, летом 1939 года. Она называлась "Первый удар. Повесть о будущей войне". Книга эта посвящена авиации. Повесть Шпанова рекламировалась как "советская военная фантастика", но она предназначалась отнюдь не для детей. Книгу выпустило Военное издательство Наркомата обороны, и притом не как-нибудь, а в учебной серии "Библиотека командира"! Книга была призвана популяризировать нашу военно-авиационную доктрину.

Я лично думаю, что примерно 40-80 тыс тиража было выпущено Воениздатом (тогда не писали тираж), 275 - Роман-газета, 25 - Детская литература.
Для сравнения, в войну, в 43-45 года его же книга "Тайна профессора Бураго" выпущена тиражом ~280 тыс. экз. Хороший, должно быть писатель оказался.

Да, и запретили книжку уже в августе 1939 года - сами понимаете почему.








От летнаб
К amyatishkin (15.05.2006 16:05:09)
Дата 15.05.2006 16:20:36

Re: Угу, Савицкий......

>Ну так вот - без сравнения с вышеперечисленными книжками ругать Шпанова некорректно.
Согласен, что козлом отпущения назначать только Шпанова будет не правильно. Неправильно без учета общей остановки, публиковавшихся в то период работ других авторов, политических "установок" и еще массы факторов. Но почему-то запомнился многим не Дуэ, или еще кто, а именно Шпанов.
Почему? Потому что Дуэ - это где-то там, далеко-далеко (в другом мире), а Шпанов - это у нас, наш, отечественный.
Но главную причину все же озвучил (ИМХО) Яковлев вот здесь:
>>"Книга была призвана популяризировать нашу военно-авиационную доктрину."
Акцентирую внимание на этом моменте - НАШУ доктрину, а не чью-то "западно-импортную".
>Да, и запретили книжку уже в августе 1939 года - сами понимаете почему.
Запретили понятно почему. А если бы не начали мы с Гитлером дружить с 23 августа? Была бы у Шпанова в 1940-м Сталинская премия в кармане. Как пить дать, стал бы он лауреатом Сталинки.
Не срослось. Уж очень быстро Гитлер из врагов в "друзья" попал к Сталину.
А книжка, как паятник той эпохи - очень и очень даже.:)








От amyatishkin
К amyatishkin (15.05.2006 16:05:09)
Дата 15.05.2006 16:09:39

еще

Булычев/Можейко родился в 1934 году. Так что сомневаюсь, что ему удалось до войны прочитать книгу Шпанова.