От ZaReznik
К All
Дата 24.11.2005 16:48:36
Рубрики 1936-1945 гг.;

[to Динамик] к старой дискуссии о качестве УБ

Перелистывал книжку и наткнулся на такой эпизод.

http://militera.lib.ru/memo/russian/karpov_aa/04.html

Комкор кивнул головой в сторону незнакомцев в штатском, стоявших поодаль.

— Это представители завода. Хотят знать ваше мнение о двухместном штурмовике и его вооружении.

К нам подошли двое пожилых людей; как потом мы узнали, оба они — потомственные оружейники с Урала.

— Как наш «Березин», товарищи? — спросил один из них.

— Сейчас вроде ничего, — ответил кто-то из воздушных стрелков. — Вот прилетим на фронт, посмотрим.

Из рассказов рабочих мы узнали, как создавался новый пулемет конструкции М. Е. Березина. Станков для обработки деталей этой сложной «машины» не было, но рабочий класс не мог подвести..

— Вначале не все ладилось, — вспоминали рабочие. — Особенно тяжело было, когда стволы «не шли».

— Как не шли? — удивились мы.

— Хороший ствол — вещь капризная. Старые мастера говорили, что ствол может «не пойти» из-за многого. Давление атмосферы на сталь влияет, да и с маслом трудновато: ведь на чистом растительном сверлили! Его и по карточкам не всегда достанешь, а мы железо им поливаем!

Рабочий замолчал, будто снова увидел, как течет масло в горячее сверло, а оттуда — в поддон станка вперемешку с металлом.

— Голодновато в тылу, — обронил говоривший, — и что греха таить, — иной раз так засосет под ложечкой, что возьмешь сохранившуюся корочку хлеба от дневного пайка, завернешь в тряпицу, чтоб стружка не попадала, и обмакнешь в масло. Ведь держаться-то надо...

— А с этим маслом был еще такой случай, — вступил в разговор другой рабочий. — Масло закончилось, а нового не подвезли, и цех мог остановиться. [87] В заводской столовке, правда, еще оставалось бочки две-три подсолнечного, по пять граммов в пустые щи его наливали специальным черпачком — на сколько бы обедов хватило! Но рабочие попросили директора столовой отдать это масло на станки. И отдали...

Рабочий-оружейник так произнес «отдали», что мне показалось, будто он очень обрадовался этому слову.

— В начале сорок второго стволы опять «не пошли», — продолжал рабочий. Срочно созвали заводской партактив. Повестка дня — «О стволе». А завтра стволы снова «шли» как надо...

Встреча с представителями завода и состоявшийся разговор дали нам сильный внутренний импульс, которого хватило не на один боевой вылет.

И тот, кто однажды послушал рабочих-ижевцев и воочию убедился в их заботе о своем детище, уже не мог остановиться в бою ни перед какими трудностями и испытаниями.

От Динамик
К ZaReznik (24.11.2005 16:48:36)
Дата 25.11.2005 15:31:59

Спасибо

>— Вначале не все ладилось, — вспоминали рабочие. — Особенно тяжело было, когда стволы «не шли».

Т.е. лишний раз доказывает, что с заводов шел брак.

От ZaReznik
К Динамик (25.11.2005 15:31:59)
Дата 28.11.2005 20:04:18

Re: Спасибо


>Т.е. лишний раз доказывает, что с заводов шел брак.

Не только. При этом брак шел какими-то "рваными порциями". Т.е можно было нарваться, а можно было благополучно миновать сию чашу.

От Динамик
К ZaReznik (28.11.2005 20:04:18)
Дата 02.12.2005 12:25:55

Re: Спасибо


>>Т.е. лишний раз доказывает, что с заводов шел брак.
>
>Не только. При этом брак шел какими-то "рваными порциями". Т.е можно было нарваться, а можно было благополучно миновать сию чашу.

Ну может и так.
Я вот как поменяю коммутатор на своей девятке, тоже все надеюсь, не брак ли. Сколько прослужит пять тысяч или десять. А вот заводской, тот который ОТК прошел, так исправно пятьдесят тысяч отходил.

Риторический вопрос, а у немцев как было с браком в авиастроении и вооружении?

От ZaReznik
К Динамик (02.12.2005 12:25:55)
Дата 02.12.2005 14:16:55

Re: Спасибо

>Риторический вопрос, а у немцев как было с браком в авиастроении и вооружении?
Вот так вот сходу - вспоминается один-единственный яркий эпизод с отказом движка на "нашем" Bf-109G. Но там вроде как очень искуссный саботаж.

А так АФАИК неоднократно мелькало, что качество сборки тех же Bf-109 в 1944-45 существенно подупало. Правда никаких серьезных проработок не встречалось (типа с указанием налета на один отказ). Ну и причины видятся практически те же что и у нас в 1941 - усиливающийся отток квалифицированных кадров в армию, дефицит определенных материалов, эвакуационно-транспортные перепитии.