От Alex
К All
Дата 09.01.2005 16:25:47
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

Re: Наблюдения по Як-9У.

Если можно, до завтрашнего полудня пришлите кто-нибудь чертежик обеих разновидностей (а то я полазил - у меня тока ранняя), чтобы не на пальцах беседовать. По-моему, где-то ниедавно их как раз публиковали.

>С ув. Алексей.

С ув. Алексей:)

От Alex
К Alex (09.01.2005 16:25:47)
Дата 10.01.2005 09:32:49

Спасибо! Вечерком, часов в 10 по Москве, думаю,

будут уже первые результаты вскрытия. Спасибо всем, но, знаете - тут уже отдельная дискуссия нарисовалась, не утонуть бы мне в мнениях и уважаемого ветерана не утопить:)

От Alex
К Alex (10.01.2005 09:32:49)
Дата 10.01.2005 22:00:50

Чем богаты:)

На все Ваши вопросы, кроме одного, получены четкие и однозначные ответы. Законцовки крыла срезанные, фары нет, козырек с бронестеклом, радиоприемники и передатчики на Як-9У уже стояли на всех (в отличие от Як-7Б), на полке под фонарем, РПК и Friend-or-Foe не было, ЭБО - только голубые коки в полку (об этом уже писал), номера в полку только белые, про другие полки сказать не может. Единственное, в чем сомневается - в расположении воздухозаборника, но, возможно, ближе к носу. К сожалению, фоток Як-9У у А.С. не обнаружилось.

С уважением, А.Пекарш

От Bear
К Alex (10.01.2005 22:00:50)
Дата 10.01.2005 23:00:01

Просто нет слов! Спасибо огромное! (-)


От Bear
К Alex (09.01.2005 16:25:47)
Дата 10.01.2005 01:49:07

Re: Наблюдения по...

Приветствую!
> Вопрос - Вы по Як-9У что-то ваяете? Уж больно интерес у Вас подозрительный - все в одну точку:) Почему не про И-16, допустим?:)

Борис (Бомбер) все правильно написал, пытаюсь разобраться в линейке разития 9У-9П. Вроде что-то складывается, но есть отдельные моменты, которые надо уточнять. К сожалению, фотографий строевых 9У крайне мало, в основном машины с испытаний, поэтому буду благодарен за любую информацию.
С уважением,
Михаил

От Ю.Тепсуркаев
К Bear (10.01.2005 01:49:07)
Дата 10.01.2005 18:38:48

Re: Наблюдения по...

>К сожалению, фотографий строевых 9У крайне мало, в основном машины с испытаний, поэтому буду благодарен за любую информацию.

Фоты строевых есть у Евгения Арсеньева, но он хочет за них чего-нибудь "по бартеру".

BR, Юрий

От Bear
К Ю.Тепсуркаев (10.01.2005 18:38:48)
Дата 10.01.2005 20:52:38

Re: Наблюдения по...

Юра, привет!

>Фоты строевых есть у Евгения Арсеньева, но он хочет за них чего-нибудь "по бартеру".

А он бартер в чем принимает? Чем его можно заинтересовать?
С уважением,
Михаил

От Ю.Тепсуркаев
К Bear (10.01.2005 20:52:38)
Дата 11.01.2005 00:22:36

Re: Наблюдения по...

>А он бартер в чем принимает? Чем его можно заинтересовать?

А фих его знает... Он, вроде, МиГовскими машинами интересуется, но заинтересовать его ими сложно - он сам на микояновских архивах "сидит". Я сам с ним не говорил по этому поводу, это со слов... Забыл, как зовут, но он владелец "Москита" - вот с его слов :)

От Алексей Матвиенко
К Alex (09.01.2005 16:25:47)
Дата 09.01.2005 18:28:33

Re: Наблюдения по...

>Если можно, до завтрашнего полудня пришлите кто-нибудь чертежик обеих разновидностей (а то я полазил - у меня тока ранняя), чтобы не на пальцах беседовать. По-моему, где-то ниедавно их как раз публиковали.
Свежих публикаций я не встречал, но можешь воспользоваться этим.


От Bear
К Алексей Матвиенко (09.01.2005 18:28:33)
Дата 10.01.2005 02:27:42

Re: Наблюдения по...

Алексей, привет!
Спасибо за информацию, несколько комментариев и вопросов:

> На известных фото строевых самолетов, которые относятся к военному периоду заметно следующее: масло- и водорадиаторы на всех машинах ОП-554 и ОП-555, т.е. маленькие,

Насколько я помню, на Як-3 стояли аналогичные, верно?

> гондола водорадиатора имеет сильно скошенный воздухозаборник, заборник обдува коллекторов всегда впереди, между пулеметными портами, там,где это видно - законцовки крыла срезанные, не закругленные,

Если есть статья "Долгий путь на фронт улучшенной "девятки" Д.Хазанова из ИА 1-2/2000, глянь пожалуйста. Там в заголовках 1 и 2 частей размещены фотки в полете "борт 9". Так вот воздухозаборник на капоте в переднем положении, мачты рдиоантенны нет, а законцовка крыла по-моему как раз скругленная.

> фары скорее всего нет,

Как правило нет, согласен. Но у нас ведь фары и на других Яках ставили и не ставили от серии к серии внутри одной модификации, насколько я помню. Опять же посмотри пожалуйста, интересно твое мнение. В книге А.Станкова на стр.90 и далее машины 66 ГИАП, ИМХО все-таки не 9П, а поздние 9У. На стр.90 нижняя фотка - на левом крыле есть светлое прямоугольное пятно, похоже на фару. Или меня глючит?

> козырьки - граненные, но без бронестекол, хотя прозрачный заголовник имеется.

А из чего ты заключил, что без бронестекол? На 9У, который в Монино бронестекло есть, хотя это более поздняя машина, но козырек аналогичный.
С уважением,
Михаил

От Алексей Матвиенко
К Bear (10.01.2005 02:27:42)
Дата 11.01.2005 13:30:13

Re: Наблюдения по...

>Алексей, привет!
>Спасибо за информацию, несколько комментариев и вопросов:

>> На известных фото строевых самолетов, которые относятся к военному периоду заметно следующее: масло- и водорадиаторы на всех машинах ОП-554 и ОП-555, т.е. маленькие,
>
>Насколько я помню, на Як-3 стояли аналогичные, верно?

Совершенно верно.

>> гондола водорадиатора имеет сильно скошенный воздухозаборник, заборник обдува коллекторов всегда впереди, между пулеметными портами, там,где это видно - законцовки крыла срезанные, не закругленные,
>
>Если есть статья "Долгий путь на фронт улучшенной "девятки" Д.Хазанова из ИА 1-2/2000, глянь пожалуйста. Там в заголовках 1 и 2 частей размещены фотки в полете "борт 9". Так вот воздухозаборник на капоте в переднем положении, мачты рдиоантенны нет, а законцовка крыла по-моему как раз скругленная.

Статьи у меня этой нет, но фото этих машин есть 2 штуки. Дело в том, что если посмотреть фотки обычных девяток, то законцовки у них выглядят почти так же. На второй фотке очень явно видна прямая составляющая. Тут вероятнее всего, что круглые законцовки пошли в серию на цельнометаллическом крыле. Возможно, что на крыльях смешанной конструкции законцовка оставалась срезанной, но АНО были сделаны по типу Як-3.

>> фары скорее всего нет,
>
>Как правило нет, согласен. Но у нас ведь фары и на других Яках ставили и не ставили от серии к серии внутри одной модификации, насколько я помню. Опять же посмотри пожалуйста, интересно твое мнение. В книге А.Станкова на стр.90 и далее машины 66 ГИАП, ИМХО все-таки не 9П, а поздние 9У.

А как это определить?

На стр.90 нижняя фотка - на левом крыле есть светлое прямоугольное пятно, похоже на фару. Или меня глючит?

По-правде сказать, качество фото не позволяет что-то утверждать.

>> козырьки - граненные, но без бронестекол, хотя прозрачный заголовник имеется.
>
>А из чего ты заключил, что без бронестекол? На 9У, который в Монино бронестекло есть, хотя это более поздняя машина, но козырек аналогичный.

А бронестекло, если оно есть, очень здорово видно на фотографиях, даже не его само, а мощную его раму выступающую внутрь кабины и ее крепеж.
См. в книге А. Станкова фото №18 и 24 и сравни эти фотки с теми, где бронестекло явно присутствует. Если нужно, пришлю фотки.


>С уважением,
>Михаил
С уважением. Алексей.

От Bear
К Алексей Матвиенко (11.01.2005 13:30:13)
Дата 11.01.2005 18:18:17

Re: Наблюдения по...

Алексей, привет!

>Статьи у меня этой нет, но фото этих машин есть 2 штуки. Дело в том, что если посмотреть фотки обычных девяток, то законцовки у них выглядят почти так же. На второй фотке очень явно видна прямая составляющая. Тут вероятнее всего, что круглые законцовки пошли в серию на цельнометаллическом крыле. Возможно, что на крыльях смешанной конструкции законцовка оставалась срезанной, но АНО были сделаны по типу Як-3.

Надо будет еще посмотреть на разные ракурсы обычных девяток... По крайней мере на Монинском 9У (подразумевается "поздний") со смешанным крылом вполне себе круглая законцовка.

>>В книге А.Станкова на стр.90 и далее машины 66 ГИАП, ИМХО все-таки не 9П, а поздние 9У.
>А как это определить?

- летом-осенью 46г. Як-9П еще не начали поступать в войска. Войсковые испытания первой партии 29шт. проходили зимой 46-47гг. под Новосибирском;
- Отсутствует окошко РПК на фюзеляже;
- Фотопулемет установлен пред кабиной, на Як-9П он был встроен в правое крыло;

>См. в книге А. Станкова фото №18 и 24 и сравни эти фотки с теми, где бронестекло явно присутствует. Если нужно, пришлю фотки.

Да, ты прав, похоже, что ставили не всегда. Еще один повод для разбирательств :)
С уважением,
Михаил

От Бомбер
К Алексей Матвиенко (09.01.2005 18:28:33)
Дата 09.01.2005 18:42:42

Re: Наблюдения по...

>Свежих публикаций я не встречал, но можешь воспользоваться этим.
Естесственно, учитывая, что на нижнем профиле все-таки 9П.
А самая свежая публикация по поздним "девяткам" была в АиК№2,3-2004. К сожалению, до завтра я те чертежи отсканить не успею-а там как раз 9У именно послевоенный, по внешнему облику максимально приближенный к 9П.
С уважением, Борис

От Bear
К Бомбер (09.01.2005 18:42:42)
Дата 10.01.2005 02:06:22

Re: Наблюдения по...

Боря, привет!
>А самая свежая публикация по поздним "девяткам" была в АиК№2,3-2004. К сожалению, до завтра я те чертежи отсканить не успею-а там как раз 9У именно послевоенный, по внешнему облику максимально приближенный к 9П.

Да, чертеж интересный, но по нему тоже вопросы есть :). В частности, я не понял, какую законцовку крыла попытались изобразить - прямую или скругленную. Получилось нечто среднее :). Форма водорадиатора тоже смущает, особенно на видах снизу и спереди. Форма воздухозаборника нагнетателя (под сеткой в нижнейчасти фюзеляжа между ниш шасси) тоже непонятна. На фотках, где он виден, он имеет не трапециевидную, а Т-образную форму, как на 9П.
В книге "Yakovlev's piston-engined fighters" Е.Гордона и Д.Хазанова есть фото машины сер.№52166082 (та же самая?), но там он представлен как эталон 1946г., а не 45-го, имеет скругленную законцовку, увеличенные масло- и водорадиаторы и все прочие характерные собенности 9П за исключением:
- обшивка крыла и фюзеляжа сохраняется из шпона,
- отсутствует окошко РПК в фюзеляже,
- отсутствует фотопулемет в правом крыле,
- отсутсвует посадочная фара в левом крыле.
Пока я склоняюсь к этой конфигурации "позднего" 9У.
С уважением,
Михаил
Пока

От Бомбер
К Bear (10.01.2005 02:06:22)
Дата 10.01.2005 15:31:37

Re: Наблюдения по...

Миша, салют!
>Да, чертеж интересный, но по нему тоже вопросы есть :). В частности, я не понял, какую законцовку крыла попытались изобразить - прямую или скругленную. Получилось нечто среднее :)
Что интересно, у 9П нормальная эллиптическая законцока, а здесь действительно гибрид какой-то непонятный.

>Форма воздухозаборника нагнетателя (под сеткой в нижнейчасти фюзеляжа между ниш шасси) тоже непонятна. На фотках, где он виден, он имеет не трапециевидную, а Т-образную форму, как на 9П.
Это воздухозаборник нагнеталя разве? Насколько я в курсе, воздухозаборники нагнеталя располагаются вместе с воздухозаборниками маслорадиаторов в корне крыла. Там же входное отверстие как раз на две половины разделено-к нагнетателю и к маслорадиатору.Или я ошибаюсь?
Дополнительно к твоим претензиям к чертежам я вот еще чего скажу-на чертеже 9П какие-то непонятные створки шасси, цельный щиток. Помнится я предполагал наличие на 9П именно такого щитка (в отличие от всех предыдущих "девяток", где щиток разрезной), но ни одного фото 9П с таким щитком мне на глаза так и не попалось...

>В книге "Yakovlev's piston-engined fighters" Е.Гордона и Д.Хазанова есть фото машины сер.№52166082 (та же самая?), но там он представлен как эталон 1946г., а не 45-го, имеет скругленную законцовку, увеличенные масло- и водорадиаторы и все прочие характерные собенности 9П за исключением:
>- обшивка крыла и фюзеляжа сохраняется из шпона,
>- отсутствует окошко РПК в фюзеляже,
>- отсутствует фотопулемет в правом крыле,
>- отсутсвует посадочная фара в левом крыле.
>Пока я склоняюсь к этой конфигурации "позднего" 9У.
Помнится именно на такой конфигурации мы с тобой и остановились, когда только начали копать тему. Что-ж похоже истина уже где-то совсем близко)))
Кстати, получается, что варианты окраски 9П, которые дает Амодел (что из книги Станкова)-это все-таки поздние 9У?
С уважением, Борис

От Bear
К Бомбер (10.01.2005 15:31:37)
Дата 10.01.2005 23:34:26

Re: Наблюдения по...

Привет, Боря!

>Это воздухозаборник нагнеталя разве? Насколько я в курсе, воздухозаборники нагнеталя располагаются вместе с воздухозаборниками маслорадиаторов в корне крыла. Там же входное отверстие как раз на две половины разделено-к нагнетателю и к маслорадиатору.Или я ошибаюсь?

Это однозначно верно для Як-9У ранних и Як-3. С поздними У и П - не совсем понятно. На чертежах, фото и компоновке в польской книжке на 9П (очень толковая книженция, ни малейшего сарказма не вызывает) этот появившийся снизу воздухозаборник именуется "wlot powietrza do sprezarki", т.е. воздухозаборник нагнетателя. Как я понимаю, в борьбе за увеличение охлаждения, корневые воздухозаборники целиком отдали под маслорадиаторы. Но нигде в литературе однозначного указания на сей факт я не встречал.

>Дополнительно к твоим претензиям к чертежам я вот еще чего скажу-на чертеже 9П какие-то непонятные створки шасси, цельный щиток. Помнится я предполагал наличие на 9П именно такого щитка (в отличие от всех предыдущих "девяток", где щиток разрезной), но ни одного фото 9П с таким щитком мне на глаза так и не попалось...

Мне кажется, что эта вещь упомянута у Степанца, нет? Возможно что-то такое планировали сделать, но ни на одной фотке я цельного щитка не видел. Везде только разрезной.

>Помнится именно на такой конфигурации мы с тобой и остановились, когда только начали копать тему. Что-ж похоже истина уже где-то совсем близко)))

В общем-то все косвенные доказательства налицо, еще бы какой-нибудь документ найти, регламентирующий введение упомянутых изменений в конструкцию Як-9У... ;) А то пока все только исходя из здравого смысла мы себе придумываем.

>Кстати, получается, что варианты окраски 9П, которые дает Амодел (что из книги Станкова)-это все-таки поздние 9У?

Выходит, что так. Если только он с временным периодом не ошибся и это именно лето-осень 46г., а не год-два попозже. Тогда У и П практически равновероятны, зацепиться особо не за что. Хотя у меня есть один неубиваемый аргумент в пользу 9У - установка фотопулемета перед кабиной. На 9П он был уже встроен в правое крыло. Второй - отсутствие окошка РПК. Но тут еще неизвестно, все ли 100% Як-9У имели РПК?
С уважением,
Михаил

От Алексей Матвиенко
К Бомбер (09.01.2005 18:42:42)
Дата 09.01.2005 18:58:05

Re: Наблюдения по...

>>Свежих публикаций я не встречал, но можешь воспользоваться этим.
>Естесственно, учитывая, что на нижнем профиле все-таки 9П.
>А самая свежая публикация по поздним "девяткам" была в АиК№2,3-2004. К сожалению, до завтра я те чертежи отсканить не успею-а там как раз 9У именно послевоенный, по внешнему облику максимально приближенный к 9П.
>С уважением, Борис
Большая просьба, чертежик из АиК скинь по-возможности на "мыло": prokhorishko-kot@mail.ru
Заранее спасибо!
Алексей.

От Бомбер
К Алексей Матвиенко (09.01.2005 18:58:05)
Дата 09.01.2005 19:01:28

Re: Наблюдения по...

>Большая просьба, чертежик из АиК скинь по-возможности на "мыло": prokhorishko-kot@mail.ru

А сама статейка нужна?Или только чертежи?Денька через два сделаю.Потерпишь?
С уважением, Борис

От Алексей Матвиенко
К Бомбер (09.01.2005 19:01:28)
Дата 09.01.2005 19:05:33

Статья тоже очень интересна!

Не горит, подожду.
С ув. Алексей.

От Бомбер
К Алексей Матвиенко (09.01.2005 19:05:33)
Дата 09.01.2005 19:15:06

Re: Статья тоже...

К слову, про матчасть в тех статьях мало чего написано, название "Поршневые Яки в послевоенных конфликтах", Корея в основном. Чертежи Як-9У,9П, Як-11 - это как бонус)))Чертежи Юргенсона, кстати.
С уважением, Борис

От Нvostoff
К Бомбер (09.01.2005 19:15:06)
Дата 09.01.2005 19:43:57

А нельзя ли будет в копилку - оч. интересно! (-)


От Бомбер
К Нvostoff (09.01.2005 19:43:57)
Дата 09.01.2005 19:55:51

Re: А нельзя...

Что-ж, если многим интересно, можно и в копилку))
С уважением, Борис

От Бомбер
К Бомбер (09.01.2005 19:55:51)
Дата 11.01.2005 13:25:00

Статья в копилке

В двух частях))
Если кому понадобится, чертежи могу потом выложить отдельными страничками, неужатые.
С уважением, Борис

От hardy
К Бомбер (11.01.2005 13:25:00)
Дата 11.01.2005 16:09:45

Выложите и чертежи, пожалуйста, если вам не трудно (-)


От Бомбер
К hardy (11.01.2005 16:09:45)
Дата 11.01.2005 17:16:44

Уже))

9У и 9П в копилке. Як-11 выкладывать не буду, он отсканился очень уж кривовато...
С уважением, Борис

От Нvostoff
К Бомбер (11.01.2005 17:16:44)
Дата 12.01.2005 10:06:10

Спасибо!(-)