От МИХАЛЫЧ
К All
Дата 03.11.2004 05:57:27
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

Угоны самолетов в войну - вопрос к знатокам.

Наиболее известным случаем угона самолета без сомнения является эпизод с Девятаевым и товарищами, перелетевшими на Хе-111 в 1945 г. В каком то модельном журнальчике (выпало название, кажется украинском), в монографии о Шторхах, упоминались 2 эпизода, когда наши пленные прелетали на них с немецких полевых аэродромов, в 1943 г.
В мемуарной литературе встречалось описание угона Ю-52 в воздухе нашими пленными летчиками.
Растапливая печь на даче, наткнулся старую книжку для детей, советского периода. Кстати для того времени -написано здорово, отличные картинки, доступный текст - комикс по советски.
Вкратце - летчик-штурмовик Кузнецов подбит в бою.
Плюхнулся на какую то площадку - оказалось немецкий замаскированный аэродром. К нему со всех ног бегут немцы, а рядом стоит мессер с работающим двигателем и механик суетится ( надо полагать без оружия)
Кузнецов не растерялся, прыгнул в кабину месса, взлетел и через полчаса был на своём аэродроме.

Дак вот - вопрос - это враньё от первого до последнего слова или какие то реальные события всё же были основой?
Были ли такие случаи в других странах?

От В.Кондратьев
К МИХАЛЫЧ (03.11.2004 05:57:27)
Дата 05.11.2004 14:11:46

Re: "Тройной" угон

В 4-м номере "Авиамастера" за этот год была статья о том, как трое летчиков из "1-й восточной эскадрильи Люфтваффе" (кстати, украинец, грузин и армянин) 3 июля 1944 года угнали от немцев к белорусским партизанам сразу три самолета! Есть даже фотка одного из них на месте посадки.



От amyatishkin
К В.Кондратьев (05.11.2004 14:11:46)
Дата 05.11.2004 16:15:44

Вот

Зевелев А. И. и др. Ненависть, спрессованная в тол.

19-летняя разведчица «Неуловимых» Александра Вайонен (Шура) обосновалась на крупном железнодорожном узле, связывавшем Белоруссию с Литвой, где был большой военный аэродром. Юный разведчик Николай Грибков сообщил в отряд, что на этом аэродроме работает группа пленных советских летчиков, которые задумали перелететь к партизанам на немецких самолетах и просят поддержки отряда.
Шура под видом переводчицы фельджандармерии Марты Вайс, якобы командированной из Полоцка, устроилась на работу и нашла по приметам одного из летчиков — Тиграна Айрапетяна. Связь была установлена. Вскоре Шура передала летчикам брусочек мыла, в котором они обнаружили пергамент.
На него был нанесен разработанный штабом и согласованный с другими отрядами план посадки самолетов, захваченных у немцев, на партизанском аэродроме в Налибокской пуще. Летчики воспользовались перемещением [210] немецкого авиаполка из Беловежска в Белосток. Им удалось войти в доверие к командованию полка: ведение трех последних в строю самолетов фашисты доверили пленным летчикам Т. Айрапетяну, И. Минашвили и Остапову. Все трое благополучно приземлились на партизанском аэродроме и вошли в состав бригады. Послужили партизанам и немецкие самолеты/ист: Прудников М. С. Разведчики «Неуловимых». М., 1972. /.

От В.Кондратьев
К amyatishkin (05.11.2004 16:15:44)
Дата 05.11.2004 18:47:57

Re: Вот так и рождаются легенды... :)

>Зевелев А. И. и др. Ненависть, спрессованная в тол.

Во-первых, летчиков звали Пантелеймон Чкуасели, Арам Карапетян и Владимир Москалец.
Во-вторых, как ни крути, а еще в ноябре-декабре 1943-го они добровольно записались в Люфтваффе. А начиная с марта 1944 года "1-й остштаффель" под командованием майора Тарновского (в том числе и будущие "перелетчики")регулярно летал бомбить партизан, осуществляя воздушную поддержку карателей из 1-го мусульманского полка СС. Надо полагать, что немцы этим пилотам вполне доверяли (интересно, чем они заслужили такое доверие?).
В-третьих, перелет состоялся лишь после того, как летчикам стало известно, что гитлеровцы в Белоруссии разгромлены и без оглядки драпают на запад.
В-четвертых, партизаны ничего заранее не знали о перелете (рассказ про отважную разведчицу Шуру и ее брусочек мыла - не более чем сказка). Самолет Чкуасели был обстрелян партизанами из отряда "Славного" и летчик разбил машину при вынужденной посадке на луг у деревни Островцы. Москалец при посадке на кочковатом поле сломал винт и шасси. Только Карапетяну удалось сесть благополучно.
В-пятых, ни один из перелетевших самолетов партизаны не использовали, тем более, что буквально через несколько дней этот район заняли советские войска.
И, наконец, в-шестых, всех троих "перелетчиков" за активное сотрудничество с гитлеровцами в декабре 1944-го прииговорили к 10 годам лагерей (правда, через 7-8 лет отпустили "за примерное поведение").

От Hippo
К В.Кондратьев (05.11.2004 18:47:57)
Дата 05.11.2004 19:43:39

Re: Вот так и рождаются и умирают легенды... :)

Как говАривал в таких случаях Р.Киплинг:
"Существуют тысячи способов петь песни племен..."

На смены давно рожденным мифам приходят новые, в зависимости от состояния общества более светлые или более мрачные...

Прошу -Коллеги в борьбе с мифами полезно указывать источник.
С Уважением Hippo

От В.Кондратьев
К Hippo (05.11.2004 19:43:39)
Дата 05.11.2004 19:57:22

Re: Вот так...

>На смены давно рожденным мифам приходят новые, в зависимости от состояния общества более светлые или более мрачные...

А в то, что история состоит не только из мифов, Вы уже не верите? ;-)

>Прошу -Коллеги в борьбе с мифами полезно указывать источник.

Автор статьи - белоруский журналист Николай Качук ссылается на документы фонда партизанского движения Национального архива Республики Беларусь. Кроме того, ему удалось лично пообщаться с Москальцом, который (Кстати, возможно

От В.Кондратьев
К В.Кондратьев (05.11.2004 19:57:22)
Дата 05.11.2004 19:59:03

Re: Вот так...

Блин, сорвалось (кстати, вопрос к админам, почему при случай

>Автор статьи - белоруский журналист Николай Качук ссылается на документы фонда партизанского движения Национального архива Республики Беларусь. Кроме того, ему удалось лично пообщаться с Москальцом, который (Кстати, возможно

От В.Кондратьев
К В.Кондратьев (05.11.2004 19:59:03)
Дата 05.11.2004 20:05:58

Re: Вот блин...

Что за хрень? Почему когда случайно задеваешь клавишу "Tab" (которая, как известно, расположена вплотную к клавише "Й"), происходит автоматическая отправка постинга????
И почему автор не может после такой случайной отправки редактировать или удалять свои собственные "бракованные" постинги?

Ладно, закончу. И прошу удалить два предыдущих "срыва".
Автор статьи - белоруский журналист Николай Качук ссылается на документы фонда партизанского движения Национального архива Республики Беларусь. Кроме того, ему удалось лично пообщаться с Москальцом, который в конце 90-х жил где-то на Западной Украине. Кстити, возможно, что он жив и сейчас.

От badger
К В.Кондратьев (05.11.2004 20:05:58)
Дата 06.11.2004 03:31:38

Re: Вот блин...

>Что за хрень? Почему когда случайно задеваешь клавишу "Tab" (которая, как известно, расположена вплотную к клавише "Й"), происходит автоматическая отправка постинга????

В компъютере существует такое понятие как "фокус ввода", которое определяет элемент, кторый будет получать символы, которые вы набрали на клавиатуре и обрабатывать согласно заложенной в него логике.

В момент набора вами текста фокус ввода находиться на текстовом окне, а клавиша "Таб" служит именно для перемешения фокуса ввода на следующий в списке элемент (позволяя таким образом работать при отсутствии манипулятора мышь например). Итак, нажимая на клавишу Таб вы передаёте фокус ввода на следующий элемент, которым по стечению обстоятельст явлеться кнопка "Послать". Отпарвки сообщения при этом не происходит, поскольку кнопка "Послать" как и положенно кнопке реагирует только на "Пробел" или "Enter"(набор остальных символов игнорируеться), но поскольку буква "Й" в русском языке часто стоит последней в слове - вы нажимете вслед за ней "Пробел", для того что бы отделить набранное слово от следующего, или "Ентер", что бы начать новую строку. В этот момент и просходит отправка сообщения.

Я думаю достаточно очевидно что данное поведение всё-таки логично с точки зрения компъютера и не являеться багом.


>И почему автор не может после такой случайной отправки редактировать или удалять свои собственные "бракованные" постинги?

Сообщение может быть удалено его автором, если на него не было ответов:

https://vif2ne.su/nvi/forum/6/help.htm#10

От Hippo
К В.Кондратьев (05.11.2004 20:05:58)
Дата 05.11.2004 21:53:17

Re: Вот блин... позволь, добавлю свой к теме угонов

>Что за хрень? Почему когда случайно задеваешь клавишу "Tab" (которая, как известно, расположена вплотную к клавише "Й"), происходит автоматическая отправка постинга????
>И почему автор не может после такой случайной отправки редактировать или удалять свои собственные "бракованные" постинги?

>Ладно, закончу. И прошу удалить два предыдущих "срыва".
>Автор статьи - белоруский журналист Николай Качук ссылается на документы фонда партизанского движения Национального архива Республики Беларусь. Кроме того, ему удалось лично пообщаться с Москальцом, который в конце 90-х жил где-то на Западной Украине. Кстити, возможно, что он жив и сейчас.

>А в то, что история состоит не только из мифов, Вы уже не верите? ;-)

Мифы это очень серьезно, нередко без мифа происходит разрыв времени? сам ход предыдущей истории делает его объективно необходимым. Миф порой ( для понимания времени)столь же важен как факт

К мифу необходимо бережно относиться.
Я сам автор нескольких мифов местного значения. Не шучу. (Уточню не к войне и не к авиации относящихся)
И они давно живут самостоятельной жизнью, местные журналисты в местных архивах находят все новые детали, новых свидетелей…. получают вознаграждения . Иногда страшно становятся.
"… И только старые интеллигенты помнили, что…"

Добавлю к теме угонов :

"А сколько труда было им вложено в не изданную повесть "Крылатый пленник", посвящённую другу "односидельцу, героическому лётчику Вячеславу Валэнтею, которому удалось вырваться из плена на угнанном немецком самолёте ."
Живет по адресу:
http://www.stockmail.ru/~daim/text/publications/Shtilmark_-_charmed_traveller.html

Не знаю, что с этим делать, до этого располагал такими данными:
Валентэй Вячеслав Александрович. 63 ГИАП, Ла-5 сбит 8.8.43 Сбит зениткой ЗА при штурмовке немецкого а/д.
Освобожден союзниками в 1945.

"Кончилась война. Волею судьбы бывший военный летчик оказался в Сибири". Пару лет был командиром авиаотряда в Енисейстрое"
Проверки продолжались, судьба неизвестна
Ист.-ки :
memorial.krsk.ru/dokument/People/gakk005.htm
и др.
С уважением Hippo


От В.Кондратьев
К Hippo (05.11.2004 21:53:17)
Дата 06.11.2004 04:23:20

Re: Насчет мифов

>Мифы это очень серьезно, нередко без мифа происходит разрыв времени? Сам ход предыдущей истории делает его объективно необходимым.

И в чем же Вы видите эту необходимость? С точки зрения истории, а не пропаганды, разумеется.

>Миф порой ( для понимания времени) столь же важен как факт

Только если точно знаешь, где миф, а где факт. А то ведь мифы они того... Все время норовят выдать себя за факты. :)

>К мифу необходимо бережно относиться.

Их надо заспиртовывать в стеклянных банках и выставлять в музее мифологии. С соответствующими табличками.

>Я сам автор нескольких мифов местного значения. Не шучу. (Уточню не к войне и не к авиации относящихся)
> И они давно живут самостоятельной жизнью, местные журналисты в местных архивах находят все новые детали, новых свидетелей…. получают вознаграждения . Иногда страшно становятся.

Извините, а зачем Вам это понадобилось? Народ дурачить и самого себя пугать? :-/

От Hippo
К В.Кондратьев (06.11.2004 04:23:20)
Дата 06.11.2004 14:11:08

Re: Насчет мифов

>>Мифы это очень серьезно, нередко без мифа происходит разрыв времени? Сам ход предыдущей истории делает его объективно необходимым.
>
>И в чем же Вы видите эту необходимость? С точки зрения истории, а не пропаганды, разумеется.

>>Миф порой ( для понимания времени) столь же важен как факт
>
>Только если точно знаешь, где миф, а где факт. А то ведь мифы они того... Все время норовят выдать себя за факты. :)

>>К мифу необходимо бережно относиться.
>
>Их надо заспиртовывать в стеклянных банках и выставлять в музее мифологии. С соответствующими табличками.

>>Я сам автор нескольких мифов местного значения. Не шучу. (Уточню не к войне и не к авиации относящихся)
>> И они давно живут самостоятельной жизнью, местные журналисты в местных архивах находят все новые детали, новых свидетелей…. получают вознаграждения . Иногда страшно становятся.
>
>Извините, а зачем Вам это понадобилось? Народ дурачить и самого себя пугать? :-/

Термины "дурачить, пугать, в банку поставить".

Ситуации бывали проще: когда оппоненты представили фальшивку ( но не было времени на доказательство) я с таким же умным видом, защищая достойного человека, придумал правдоподобную контрверсию.
Она оказалась живучее их злонамеренной фальшивки.
Что касается наших взаимонепониманий:
Современный руский язык катастрофически быстро "запутывается".
(Напомню, что среди должностей Черномырдина был пост председателя Совета защиты русского языка)
Такие слова как "стереотип мышления", "риторика", "мифы", "пропаганда".
Более того, страшно сказать "фашизм" потеряли свой первоначальный смысл.
Когда Горбачев начал компанию внедрения новых слов я в справочнике про "плюрализм" смог найти только - "половое извращение", а про "популисты" - инициаторы строительства дорог в США.
Я наблюдал, как ветеран рассказывая старшекласникам ярко и образно, владея аудиторией. произнес "... и я как трахнулся об прицел...".Дальше можно было расходиться.
Есть классические исследования о мифотворчестве, но это вне рамок форума.
С уважением Hippo

От А.Н.Платонов
К В.Кондратьев (05.11.2004 14:11:46)
Дата 05.11.2004 15:34:09

Какие типы самолетов угнали? (-)


От В.Кондратьев
К А.Н.Платонов (05.11.2004 15:34:09)
Дата 05.11.2004 15:44:16

Re: Какие типы...

Две "Готы" Go-145 и "Арадо" Ar-66C.
Кстати, интересный момент, не вошедший в журнальный текст статьи: Один из летчиков (грузин) прихватил с собой эээ... подругу, официантку из аэродромной столовой. Вот такая романтика :)

От Морской Подкотик
К МИХАЛЫЧ (03.11.2004 05:57:27)
Дата 03.11.2004 19:14:01

Re: Угоны самолетов...

>Были ли такие случаи в других странах?

Greetings,

Although here were many cases when Allied pilots downed over the Nazi occupied territory were able to evade capture or to escape and to return to combat, non of those cases involved hijacking of airplanes. Perhaps it happened because unlike Soviet prisoners many of whom were forced to provide labor services and had close access to German planes, captured Allied airmen were kept in prisoner of war camps.

The are only two cases that I know of in which Allied airmen came close to using an aircraft to facilitate their escape from captivity.

First happened in August 1941 to Douglas Bader who after a mid-air collision with Bf109 bailed out over France. Upon capture he was invited by Adolf Galland to stay at Luftwaffe airbase before being transferred to POW camp. During the visit Badder was allowed unprecedented access to the field and airplanes. While sitting in the cockpit of Bf109 Badder asked Galland if he would be permitted to test the machine over the airfield. Galland gallantly declined he request motivating it that he did not want to chase and shoot down Badder for whom he had outmost respect and nothing but friendly feelings.

The second case involved an attempt of a group of British POW to build a glider that could carry a couple of them from the castle in which they were imprisoned. However by the time the construction was almost finished the Allied forces were only a short distance away and the escape did not occur. Sometimes in late 1990 a group of surviving POW and volunteers build and flight tested the copy of that glider which although designed and build with most primitive tools and methods, turned out to be a wonderful flyer.

Sorry for lack of Russian translation.

От amyatishkin
К МИХАЛЫЧ (03.11.2004 05:57:27)
Дата 03.11.2004 09:28:16

Лень ссылку искать, потому вот текст

(ВИФ2не)

От Сергей Зыков [Послать личное сообщение] [Ответить на сообщение]
К All [Информация о пользователе] [Ответить по почте]
Дата 15.02.2003 08:21:12 [Позвать санитаров] [Версия для печати]
Рубрики WWII; ВВС; [Найти в дереве]
"полночный экспресс" летчика Николая Лошакова
------------------------------------
"листая старые страницы" наткнулся на интересную заметку. Уже третий по счету (с Девятаевым) известный мне угон самолета у фашистов. Второй - снизу подклеен.

==============================
Гражданская АВИАЦИЯ 1-1992

«Дорогая редакция! Посетив народный музей авиации Севера, я сделал для себя открытие. Оказывается, в годы Великой Отечественной войны из фашистского пле­на на немецком самолете первым переле­тел на сторону советских войск летчик Н. Лошаков. А широко известный летчик М. Девятаев совершил такой же подвиг значительно позже. Расскажите, пожа­луйста, как это было.
А. ДВОРЖАК, штурман воздушного корабля Ту-134 Архангельского аэропорта.



ИЗ ПЛЕНА-В СТАЛИНСКИЙ ЛАГЕРЬ

В 1977 году в Воркуте мне посчастливилось встретиться с бывшим военным летчиком Лошаковым. Он в то время работал председа­телем Воркутинского территориального Сове­та ВОИР. Тогда же впервые узнал что Нико­лай Кузьмич прошел круги ада фашистской неволи (76 суток) и первым в истории войны бежал из плена на фашистском самолете. Бы­ло ему тогда девятнадцать.
...27 мая 1943 года. Бой только что затих. Возбужденные победой — удалось разогнать фашистских стервятников на подступах к Ле­нинграду — возвращались пилоты на аэро­дром. Отдых был недолгим: едва хватило вре­мени заправиться и пополнить боекомплект, как снова взлетели в воздух. На этот раз пред­стояло перехватить и уничтожить корректи­ровщика врага. Младший лейтенант Николай Лошаков совершил тогда свой 121-й боевой вылет, имея на счету два сбитых вражеских самолета в индивидуальном и один — в груп­повом бою.
Благополучно миновали завесу загради­тельного огня, нашли цель. И вдруг у самолета Лошакова забарахлил мотор. Заметив это, фашист сделал разворот в его сторону и дал длинную очередь. С пробитыми плоскостями, со шлейфом дыма за бортом, потянулся ис­требитель на базу.
Зенитчики у станции Мга, прикрывавшие самолет от погони, облегченно вздохнули:
«Теперь, кажется, сядет на нашей стороне». Но радость оказалась преждевременной. Неожи­данно самолет вспыхнул, как свеча, и начал падать. С земли увидели, что из кабины выва­лился пилот и вскоре над ним раскрылся па­рашют. Но и на этот раз радость была прежде­временной. На большой высоте встречный ве­тер начал относить парашют к немецким око­пам. Тело летчика безжизненно повисло на стропах. Позже выяснилось, что осколком фа­шистского снаряда он был тяжело ранен.
Так, в бессознательном состоянии, и попал Николай в плен.
По донесениям бойцов, видевших происхо­дящее в воздухе, была составлена похоронная матери, а в воинских документах появилась запись: «Исключен из списков как погибший в бою 27 мая 1943 года».
...Очнулся Лошаков в лагере для военно­пленных № 140. За колючей проволокой у станции Сиверская находились сотни раненых бойцов попавших в лапы к фашистам. Почти каждый из них был взят в бессознательном или полусознательном состоянии. Но боль­шинство ребят отличали сила духа и мужест­во. Таким оказался и Лошаков.
Первым, кого увидел Николай, был склони­вшийся над ним человек в белом халате.
— Не бойся, — сказал ему врач, — мы русские, такие же, как и ты.
— Что он хочет? — вдруг послышалось за спиной врача. Спрашивал человек в эсэсовс­кой форме. «Неужели западня?» — пронес­лось в голове. А сам ответил: «Пить». Воды ему дали и начали допрос. «Где находится аэродром? Какие самолеты стоят там? Сколь­ко? Фамилии командиров?».
Николай молчал. Его избивали, и кровь на бинтах, на лубках, наложенных на руку, не успевала засыхать. Потом вдруг допросы пре­кратились и Николай стал понемногу прихо­дить в себя.
Набравшись сил, он решил не мешкать. Ко­роткими июньскими ночами ему удалось пе­реговорить с несколькими военнопленными, которые, как и он, решили бежать. Его едино­мышленниками стали Геннадий Кузнецов и Михаил Казанов, тоже летчики. Но побег не удался. Нашелся предатель, который выдал их планы немцам. Лошаков и его друзья попали в так называемый дом пыток. Но и там не смог­ли сломить волю патриота. Военнопленных фашисты решили разбросать по лагерям. Ген­надия Кузнецова отправили в Освенцим, а за­тем в Майданек. Забегая вперед, скажу, что позже, когда у Лошакова появился сын, он назвал его именем друга. И еще: встретились они через много лет после воины, на Волге, где живет Г. Кузнецов. Судьба же Михаила Казанова неизвестна до сих пор.
Лошакова перевели в другой лагерь. Нача­лись новые допросы и пытки, но верность Родине придавала сил. Видя бесполезность .попыток выведать у летчика какие-либо сведе­ния, Лошакову «подбросили» «даму из Пите­ра», которая стала склонять его к службе на немцев. Было это в Риге, куда Николая пере­вели к тому времени.
Надо сказать, что Лошаков никогда не терял веры в то, что рядом есть люди, которые, как и он, готовы пожертвовать даже жизнью ради свободы. Таким в Риге оказался майор Евге­ний Михайлович Банщиков.
Однажды Николай поделился с Банщиковым разговором, навязанным ему «дамой».
— Я знаю, — сказал тот, — что гитлеровцы замыслили создать эскадрилью из числа предателей. Надо сорвать им планы!
Конвоир, услышав фразу Банщикова, уда­рил его сзади прикладом, и больше его Нико­лай никогда не видел. Майора угнали в Герма­нию, и следы его потерялись. Но слова майо­ра крепко засели в памяти Лошакова.
Через несколько дней Николая переводят в лагерь у озера Горохового, около города Ост­ров. Шесть тысяч военнопленных, скученных во временных бараках, использовались нем­цами для сооружения шоссейной дороги вок­руг аэродрома. Опыт лагерной жизни уже на­учил Николая пристально присматриваться к тем, кто окружал его в фашистской неволе. Нет, он не только остерегался предателей — он скорее искал тех, с кем можно совершить побег. В те немногие минуты отдыха, которые выпадали на обед, исхудалый, с незажива­ющей раной на ноге, с лубком на руке, всмат­ривался жадно в ту сторону аэродрома, откуда взлетали немецкие самолеты. Однажды он и сам не заметил, как возле него оказался чело­век в немецком комбинезоне.
— Что, любуешься? Или тянет туда?— за­говорил тот первым.
— А кому в конце концов не хочется? — осторожно переспросил Николай. — А тебе, собственно, разве не хочется?.
— Да куда уж мне без летчика... — то ли раздумывая вслух, то ли желая вызвать Нико­лая дальше на откровенность, проговорил тот.
Николай промолчал, но с тех пор надежда на возвращение вспыхнула с новой силой. Он узнал, что зовут парня Иван Денисюк, на аэро­дроме он и его товарищи поневоле занимают­ся заправкой военно-транспортных самоле­тов.
Время стало лететь быстро: Иван и Нико­лай, поняв, что их теперь связывает одна мысль и, наверное, одна судьба, скрепленная риском, стали лихорадочно строить планы по­бега. Прежде всего выяснили четкое расписа­ние смены караулов. Затем Денисюк, име­вший доступ к самолетам, но не имевший никакого представления, как они взлетают, стал учиться элементарной пилотской азбуке. Он запоминал расположение приборов в «хейншелях» и рассказывал Николаю.
И вот, казалось, долгожданный день насту­пил: Гитлер объявил траур по танковым арми­ям, уничтоженным на Курской дуге. Полеты были отменены. Друзья решили бежать во время обеденного перерыва. Николаю уда­лось после переклички незаметно от патруля заползти в кусты, окружавшие аэродром, на поле которого возился Иван. Улучив момент, они заскочили в ангар. Николай уже было перекинул ногу в кабину, как вдруг Иван стоя­вший у двери, подал сигнал опасности. С бью­щимся сердцем Николай упал на пол ангара и змеей пополз к выходу. А случилось следу­ющее: главный инженер аэродрома решил проверить готовность самолетов.
Попытка сорвалась. К счастью, без послед­ствий.
Прошло еще несколько дней. Наступило 11 августа 1943 года. Пленные узнали, что вскоре их могут перебросить в глубь немецкого тыла. Иван и Николай решают: «Сегодня или никог­да!» Побег запланировали на вечер.
С особым усердием в тот день Денисюк заправлял самолеты. Немецкую форму, пред­назначенную Николаю, он раздобыл в прачеч­ной аэродрома и спрятал в кустах.
Вот подрулил к заправке один самолет. другой... Из караульного помещения уже вы­валивались солдаты с овчарками: предстояла смена патрулей, охранявших аэродром. Нико­лай лихорадочно оделся и, стараясь не хро­мать (рана все еще не зажила), решительно направился к самолету, у которого уже хлопо­тал Иван. Он шел, ожидая окрика, пули в спи­ну, но все было тихо.
Очутившись в кабине, впился глазами в приборную доску. А Иван уже выбивал колод­ки из-под шасси.
— Залезай! — крикнул Лошаков и запустил мотор.
Самолет вздрогнул и побежал по летному полю. Николай включил форсированный ре­жим и взлетел.
У линии фронта немецкие зенитчики, уже оповещенные о случившемся, открыли ураган­ный огонь по самолету. В девяти местах по­явились пробоины, а сзади уже виднелся по­сланный вдогонку истребитель. И тогда на на­ших батареях, угадав необычность ситуации, пропустив первый самолет, открыли огонь по второму. Гитлеровец отстал.
Но до Тихвина, куда держал курс Лошаков, не дотянули. Пролетев более 400 километров бреющим полетом, самолет закружил у де­ревни Бритино Новгородской области. Нико­лай то включал, то выключал фары, но всюду внизу виднелись остроконечные верхушки ле­са. Наконец Лошаков увидел небольшое поле и только со второго захода посадил самолет. Пробежав полсотни метров по овсяному по­лю, он уткнулся левой ногой шасси в старый окоп, сломав винт.
Подростки Миша Веселов, Яша Сидоров и Ваня Кудрявцев, бывшие в ночном, увидели, как из самолета вышли двое пилотов в немец­кой форме, обнялись и начали плясать: один на двух ногах, другой... на одной.
В фашистском плену Николай Лошаков пробыл 76 дней, никогда не оставляя мысли о побеге. Но вместо того, чтобы высоко отме­тить верность присяге, его сослали на одну из шахт в Воркуту.
Реабилитировали отважного летчика лишь после выступления «Правды» спустя много лет после войны. Он стал почетным шахтером, награжден знаками «Шахтерская слава» II и III степеней, позже выдвинут председателем Воркутинского территориального Совета ВОИР.
Из приказа № 36 от 30 марта 1961 года Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами Главного маршала авиации Вершини­на:
«...приказываю: за стойкость и мужество, проявленные при нахождении в плену и побег из плена на вражеском самолете, бывшему летчику 14-го гвардейского истребительного авиационного полка, ныне лейтенанту запаса Лошакову Николаю Кузьмичу объявить благо­дарность и наградить ценным подарком — охотничьим ружьем ИЖ-54».
Ныне Николай Кузьмич Лошаков живет в Краснодаре, занимается военно-патриотичес­ким воспитанием молодежи и школьников. Он оказал значительную помощь в сборе матери­алов — о первооткрывателях воздушных трасс Коми республики 20—40-х годов для народ­ного музея авиации Севера.
И еще вот о чем я думаю сейчас. Нас при­учили к «официальным» героям. Известно, что Матросов был не первым из закрывших собой вражескую амбразуру. Но главная слава до­сталась ему. Также и Девятаев. Не хочу ниско­лько принизить подвига этих героев. Но народ должен знать истинную правду. Впрочем, дру­гой и не бывает.

Г. ЛИЧКОВ,
директор народного-музея авиации Севера г. Архангельск.

=====================================
Нельзя не упомянуть об исключительной находчи­вости советского летчика Смирнова. Его сбили над фа­шистским аэродромом, который он вылетел бомбить. Вернувшиеся с задания товарищи сообщили, что Смир­нов погиб, так как видели, что его самолет вспыхнул и упал на вражеский аэродром. Даже если летчик и ос­тался жив, то попал в руки фашистов, но поскольку в руки врагу живым он не сдастся, следует считать его погибшим.
На самом деле летчик хоть и попал в тяжелое по­ложение, но не погиб. Самолет Смирнова, охваченный пламенем, упал на аэродром. Гитлеровцы бросились к самолету и не заметили, как советский летчик опустил­ся на парашюте на этот же аэродром. Он сел на землю, снял парашют и стал размышлять о том, что делать дальше. Оставаться на месте нельзя — с рассветом об­наружат — и пошел на хитрость. Стал осматриваться, в какую бы сторону пойти, чтобы проскочить мимо гит­леровцев. Впереди был виден ряд самолетов, стоящих на земле, слышны голоса. В противоположном направ­лении темно и тихо, а это опасно, потому что неизвест­но. И Смирнов решает просто и спокойно пройти мимо ангара к выходу. На нем комбинезон и шлем. В темно­те не различат, подумают — свой идет.
Летчик уже хотел направиться к выходу мимо домика аэродромной службы. Вдруг на аэродром въехала лег­ковая машина. Поднялась суматоха: замелькали огни карманных фонарей, послышались резкие голоса. Вы­катили из ангара самолет и начали его заводить. Стало понятно, что готовят его для какого-то начальника, только что приехавшего на машине. У Смирнова мельк­нула мысль улететь на этом самолете. Сердце забилось от волнения при такой мысли. Он, немного помедлив, смело направился к самолету. Пока он шел, мотор за­работал. Пассажир уселся на свое место. Кабина пилота была свободной. Летчик, видимо, где-то замешкался, Смирнов неторопливо вошел в освещенный круг, мино­вал группу людей, толпившихся у самолета, сел в ка­бину. Самолет побежал по траве.
Бросив взгляд на домик аэродромной службы, Смир­нов увидел выскочившего из него летчика. Но в этот момент самолет оторвался от земли и начал набирать высоту. Пассажир спокойно сидел позади. Он, как и все, бывшие около самолета, не понял, что за штурвал сел не тот пилот. На рассвете Смирнов приземлился на своем аэродроме. Гитлеровский генерал долго не мог понять, что прибыл на советский аэродром и что доста­вил его русский летчик.
===========================

От МИХАЛЫЧ
К amyatishkin (03.11.2004 09:28:16)
Дата 03.11.2004 09:59:55

Re: Лень ссылку...


Про Лошакова как то правдивей выглядит. А остальное...... туманно.....

От hunter019
К МИХАЛЫЧ (03.11.2004 05:57:27)
Дата 03.11.2004 07:55:14

О, и у меня такая книжка была :) (-)


От nomad
К МИХАЛЫЧ (03.11.2004 05:57:27)
Дата 03.11.2004 06:42:25

Re: Угоны самолетов...

>В книгах попадалось несколько эпизодов.
1. Михаил Девятаев - угон Не-111 с острова Узедом в 1945 г.(приобрел этим летом его книжку в Казани. Выпуск 2003 г. Цена - 15 рублей).
2. Где-то дома есть книжка о Николае Лошакове. Летчик-истребитель. Сбит на Яке под Ленинградом в 1943 г. Работал в аэродромной команде. Познакомился с механиком самолета, тоже наш пленный. Тот достал ему летный комбинезон. В обеденный перерыв потихоря залезли в кабину и взлетели на "Шторхе". Приземлились за линией фронта, у своих. Это было в 1944 г.
3. Опять же в сборнике, по-моему название "Подвиг", был документальный рассказ о том, что во время полета Ю-52 немец-бортстрелок или механик пристрелил одного из членов экипажа и, угрожая оружием, заставил летчиков лететь к нашим. Приземлились благополучно, а немец этот потом вроде бы был заброшен к немцам в тыл с диверсионным заданием. Имя его сейчас не помню, но там приведены все имена и звания членов экипажа. То-ли конец 1941 г., то-ли начало 1942 г.
4. Есть еще пара эпизодов, но это из художественной литературы, так что особо это на веру принимать не стоит.

>Дак вот - вопрос - это враньё от первого до последнего слова или какие то реальные события всё же были основой?

Так что, все-таки это были реальные события.

>Были ли такие случаи в других странах?

Ждем дополнения уважаемых участников форума.

От Hippo
К nomad (03.11.2004 06:42:25)
Дата 06.11.2004 21:00:24

Re: Угоны самолетов...продолжение списка угонов


>Ждем дополнения уважаемых участников форума.
Версия истории Лошакова и продолжение списка историй про угоны
Точнее анонс истории
"Автор данной публикации располагает данными, что еще один летчик-штурмовик Александр Кузнецов, будучи сбитым в воздушном бою на немецкой территории, сумел захватить самолет “Мессершмидт-109” и прилететь к себе на Родину. Об этом уже была публикация в газете “Доживем до понедельника”."

Живет по адресу
http://ddp-main.narod.ru/2003/nomer_17/velikaa_otechestvennaa.htm
C уважением Hippo




От МИХАЛЫЧ
К Hippo (06.11.2004 21:00:24)
Дата 07.11.2004 06:34:09

Re: Угоны самолетов...продолжение...


>"Автор данной публикации располагает данными, что еще один летчик-штурмовик Александр Кузнецов, будучи сбитым в воздушном бою на немецкой территории, сумел захватить самолет “Мессершмидт-109” и прилететь к себе на Родину. Об этом уже была публикация в газете “Доживем до понедельника”."

Ну, очевидно, это то с чего я и начал....... Но вот как на самом деле было, вот это узнать интересно! И было ли вообще....



От LONESTAR
К nomad (03.11.2004 06:42:25)
Дата 04.11.2004 00:57:47

Re: Угоны самолетов...

>3. Опять же в сборнике, по-моему название "Подвиг", был документальный рассказ о том, что во время полета Ю-52 немец-бортстрелок или механик пристрелил одного из членов экипажа и, угрожая оружием, заставил летчиков лететь к нашим. Приземлились благополучно, а немец этот потом вроде бы был заброшен к немцам в тыл с диверсионным заданием. Имя его сейчас не помню, но там приведены все имена и звания членов экипажа. То-ли конец 1941 г., то-ли начало 1942 г.

- a можно эти имена (и даты) привести?

От nomad
К LONESTAR (04.11.2004 00:57:47)
Дата 04.11.2004 06:16:44

Re: Угоны самолетов...

>>>- a можно эти имена (и даты) привести?
Надо дома найти эту книжку. Как найду - выложу информацию.

От МИХАЛЫЧ
К nomad (03.11.2004 06:42:25)
Дата 03.11.2004 06:58:13

Re: Угоны самолетов...

>2. Где-то дома есть книжка о Николае Лошакове. Летчик-истребитель. Сбит на Яке под Ленинградом в 1943 г. Работал в аэродромной команде. Познакомился с механиком самолета, тоже наш пленный. Тот достал ему летный комбинезон. В обеденный перерыв потихоря залезли в кабину и взлетели на "Шторхе". Приземлились за линией фронта, у своих. Это было в 1944 г.
Да, похоже это один из двух случаев угона Шторхов.
>3. Опять же в сборнике, по-моему название "Подвиг", был документальный рассказ о том, что во время полета Ю-52 немец-бортстрелок или механик пристрелил одного из членов экипажа и, угрожая оружием, заставил летчиков лететь к нашим. Приземлились благополучно, а немец этот потом вроде бы был заброшен к немцам в тыл с диверсионным заданием. Имя его сейчас не помню, но там приведены все имена и звания членов экипажа. То-ли конец 1941 г., то-ли начало 1942 г.

Не знал.

>4. Есть еще пара эпизодов, но это из художественной литературы, так что особо это на веру принимать не стоит.

Дак вот, самое интересное - угон мессера - чистая фантазия или что такое было?

>
>Ждем дополнения уважаемых участников форума.

От А.Н.Платонов
К МИХАЛЫЧ (03.11.2004 06:58:13)
Дата 03.11.2004 21:36:18

Re: Угоны самолетов...

>>2. Где-то дома есть книжка о Николае Лошакове. Летчик-истребитель. Сбит на Яке под Ленинградом в 1943 г. Работал в аэродромной команде. Познакомился с механиком самолета, тоже наш пленный. Тот достал ему летный комбинезон. В обеденный перерыв потихоря залезли в кабину и взлетели на "Шторхе". Приземлились за линией фронта, у своих. Это было в 1944 г.
>Да, похоже это один из двух случаев угона Шторхов.

А другой какой?

От Hippo
К А.Н.Платонов (03.11.2004 21:36:18)
Дата 09.11.2004 23:15:54

Re: Угоны самолетов...А "Шторх-156" угнал Ковязин

>>>2. Где-то дома есть книжка о Николае Лошакове. Летчик-истребитель. Сбит на Яке под Ленинградом в 1943 г. Работал в аэродромной команде. Познакомился с механиком самолета, тоже наш пленный. Тот достал ему летный комбинезон. В обеденный перерыв потихоря залезли в кабину и взлетели на "Шторхе". Приземлились за линией фронта, у своих. Это было в 1944 г.
>>Да, похоже это один из двух случаев угона Шторхов.
>
>А другой какой?

Может уже и было: история угонщика л-та Ковязина:
"4 октября 1943 года возле города Ржева в расположение наших войск приземлился боевой самолет немцев. На нем бежал из фашистского плена летчик советских Военно-воздушных сил лейтенант Ковязин Аркадий Михайлович…» (Шторх-156»
А что до и после по адресу:
http://www.pravdasib.ru/index.html?article=623
С уважением Hippo

От МИХАЛЫЧ
К Hippo (09.11.2004 23:15:54)
Дата 10.11.2004 06:06:35

Re: Угоны самолетов...А...

Ну чтож, как я понял, за все время войны есть только 3 ДОСТОВЕРНЫХ случая угона - 2 Шторха и Хе-111. Остальное - не подтверждается документами. Перелеты то же не в счет.
Обидно, конечно, что во всех случаях герои прошли через лагеря НКВД......
Хорошо хоть потом опомнились!

От nomad
К МИХАЛЫЧ (03.11.2004 06:58:13)
Дата 03.11.2004 08:06:18

Re: Угоны самолетов...


>>4.
>Дак вот, самое интересное - угон мессера - чистая фантазия или что такое было?

- Опять-таки, из художественной литературы два эпизода.
1. На Севере сбили нашего летчика-штурмовика. Сразу по приземлении попал в плен. Немцы оказали медицинскую помощь (мазь от ожогов, бинты) и сразу с ним стал работать офицер разведки, агитировать за переход на сторону немцев. Через несколько дней привезли на аэродром (в бинтах, с ожогами), предложили полетать на "мессере", на котором он благополучно и сквозанул к нашим. В общем похоже на художественный вымысел автора.
2. Нашего на Яке подожгли при штурмовке немецкого аэродрома. Дело было вечером. Приземлился благополучно, подобрался к самому аэродрому - видит, немец присел за кустиками по большой нужде, дал ему по башке рукояткой пистолета, одел его комбинезон, пилотку и спокойненько подошел к ближайшему "мессеру". Запустил двигатель и взлетел. Добрался почти до самой линии фронта - навстречу пара "лавочкиных". От радости забыл, что летит на немецком самолете. "Лавочкины" зашли ему в хвост и дали из всех дудок. Очнулся уже в немецком госпитале. Плен. Освободили американцы в конце войны. Проверка, демобилизация из армии. После войны вроде работал испытателем.