От Reader
К All
Дата 02.06.2004 21:13:38
Рубрики 1936-1945 гг.;

Реальное количество боевых вылетов у советских истребителей

На сайте опубликован следующий Приказ Сталина:

http://www.airforce.ru/history/ww2/ww2doc/09091942.htm

из которого следует, что истребителям не должен был засчитываться как боевой вылет на прикрытие штурмовиков или бомбардировщиков, в котором среди прикрываемых были потери от истребителей противника.

Вопрос: что в этой связи можно сказать об официальной статистике вылетов хотя бы известных советских асов?
У того же Покрышкина в воспоминаниях описаны вылеты на прикрытие, в которых были потери штурмовиков от немецких истребителей.

Засчитывался ли ему и остальным этот вылет как боевой?

Цифра его боевых вылетов (более 650) отражает те неудачные вылеты на прикрытие?
Если нет, то кто-нибудь пытался восстановить истинную цифру?

От Pavel
К Reader (02.06.2004 21:13:38)
Дата 03.06.2004 13:12:36

Re: Реальное количество...

>На сайте опубликован следующий Приказ Сталина:
Не раз пытался задавать этот вопрос ветераном, в том числе и на форумах, когда просили вопросы перед интервью.Никто из опрошенных даже не знал и не слышал о существовании такого приказа! Соответственно все вылеты с пересечением линии фронта считались боевыми.
Вот из интервью Кривошеева с сайта Драбкина
----------------------------------
- А. Д. Что считалось боевым и не боевым вылетом?

Если был самолет на территории противника, это боевой вылет. С любой задачей, линию фронта пересек - боевой. А не боевой - корректируешь огнь, но летаешь над своей территорией.

- А. Д. Если на перехват?

Если над своей территорией сбил противника - боевой, а не догнал, то не боевой.
Павел.


От М.Быков
К Pavel (03.06.2004 13:12:36)
Дата 03.06.2004 14:15:31

Re: Реальное количество...

Салют!
>>На сайте опубликован следующий Приказ Сталина:
>Никто из опрошенных даже не знал и не слышал о существовании такого приказа! Соответственно все вылеты с пересечением линии фронта считались боевыми.

Это не есть правда! :)

Я лично, своими глазами видел в ЖБД истребительных полков, когда при сопровождении теряли штурмовиков или бомберов, хотя бы одного - напротив фамилий пилотов группы в графе "вылет" стоит слово "не боевой".

А в одном случае в ЖБД 104-го ГИАП (емнип) потеряли 1 Ил-2 (подбитый сел на вынужденную на нашей территории) сначала записано "не боевой", а потом исправлено на "боевой" - когда экипаж Ила приперся с места ВП и доложил, дескать, что это их подбила ЗА, а не истребители (что тоже совсем не обязательно есть правда).

Так что кто-то "не слышал", а кто-то и "попадал" под действие этого приказа.

МБ

От Pavel
К М.Быков (03.06.2004 14:15:31)
Дата 03.06.2004 14:30:23

Re: Реальное количество...

>Я лично, своими глазами видел в ЖБД истребительных полков, когда при сопровождении теряли штурмовиков или бомберов, хотя бы одного - напротив фамилий пилотов группы в графе "вылет" стоит слово "не боевой".
Огромное спасибо за разъяснение.Значит приказ таки применялся! О чем я давно хотел узнать.
>А в одном случае в ЖБД 104-го ГИАП (емнип) потеряли 1 Ил-2 (подбитый сел на вынужденную на нашей территории) сначала записано "не боевой", а потом исправлено на "боевой" - когда экипаж Ила приперся с места ВП и доложил, дескать, что это их подбила ЗА, а не истребители (что тоже совсем не обязательно есть правда).
Где-то читал о похожем случае.Там штурмовики не хотели портить отношений с прикрывавшими их истребителями и обычно докладовали, что потерянные Ил-2 были сбиты ЗА.
>Так что кто-то "не слышал", а кто-то и "попадал" под действие этого приказа.
Выходит так, хотя ветераны могли и забыть о таких случаях, а ЖБД есть ЖБД. С другой стороны где-то могли следовать приказу строго, а где-то смотрели сквозь пальцы, например списать потери на З/А могло и само начальство, так же как порой приписывало и неподтвержденные сбитые истребителям.Ведь по результатам работы награждалось и само начальство. Еще раз спасибо, просветили.
С уважением, Павел.


От М.Быков
К Pavel (03.06.2004 14:30:23)
Дата 03.06.2004 14:37:23

Причем что забавно

Салют!
>>Я лично, своими глазами видел в ЖБД истребительных полков, когда при сопровождении теряли штурмовиков или бомберов, хотя бы одного - напротив фамилий пилотов группы в графе "вылет" стоит слово "не боевой".
>Огромное спасибо за разъяснение.Значит приказ таки применялся! О чем я давно хотел узнать.

Бывает, пилот сбил в этом вылете немца, причем победу подтверждают экипажи штурмовиков (а это - "железное" подтверждение), ему его засчитывают, заносят на счет и на боевой счет части тоже, денежки плотют - а вылет-то все равно не записывается как боевой! Парадокс, однако :))) Или просто маразм, коего, к сожалению, хватало.

МБ

От Pavel
К М.Быков (03.06.2004 14:37:23)
Дата 03.06.2004 15:07:39

Re: Причем что...

>Бывает, пилот сбил в этом вылете немца, причем победу подтверждают экипажи штурмовиков (а это - "железное" подтверждение), ему его засчитывают, заносят на счет и на боевой счет части тоже, денежки плотют - а вылет-то все равно не записывается как боевой! Парадокс, однако :))) Или просто маразм, коего, к сожалению, хватало.
Вообще-то житейская логика здесь есть.Задание на прикрытие штурмовиков они не выполнили(или выполнили не полностью), но сбить-то он сбил! Значит сбитый обязаны записать.Да и вроде как истребителей награждали в основном за сбитые(хотя по приказу 0299 за 40БВ к ГСС должны представлять, интересно получил ли кто из истребителей чисто за вылеты?), боевые вылеты важнее были как раз штурмовикам/бомберам.Вот интересно было бы приказы о БВ для них посмотреть.
Павел.

От Fishbed
К Reader (02.06.2004 21:13:38)
Дата 03.06.2004 11:45:21

Re: Реальное количество...

>На сайте опубликован следующий Приказ Сталина:

>
http://www.airforce.ru/history/ww2/ww2doc/09091942.htm

Эта тема безрезультатно обсуждалась месяца 3-4 назад. Проблема в том, что понятие "боевой вылет" менялось в течение войны. Если в начале войны боевым считался практически всякий вылет на боевое задание, то к концу войны требования ужесточились.

>У того же Покрышкина в воспоминаниях описаны вылеты на прикрытие, в которых были потери штурмовиков от немецких истребителей.

ИМХО многое зависело от командира полка и комиссара и практики,принятой в дивизии или ВА, засчитывать вылет в конкоретном случае боевым или нет.

>Если нет, то кто-нибудь пытался восстановить истинную цифру?

Боюсь, что это уже невозможно.

С уважением,

От Reader
К Fishbed (03.06.2004 11:45:21)
Дата 04.06.2004 21:06:51

Re: Реальное количество...

>Эта тема безрезультатно обсуждалась месяца 3-4 назад. Проблема в том, что понятие "боевой вылет" менялось в течение войны. Если в начале войны боевым считался практически всякий вылет на боевое задание, то к концу войны требования ужесточились.

А в чем суть этих ужесточений?

>>Если нет, то кто-нибудь пытался восстановить истинную цифру?
>
>Боюсь, что это уже невозможно.

Сопоставление записей летной книжки с записями о потерях (должна указываться их причина) в прикрываемых бомбардировочных и штурмовых полков по каждому вылету?

Никто не пробовал?