|
|
От
|
Владимир
|
|
|
К
|
All
|
|
|
Дата
|
13.02.2002 20:19:00
|
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
2 июня 1943 г. Вариант 1.
Ценой любых потерь гитлеровское командование решило разрушить железнодорожный узел Курск. С этой целью враг организовал налет 2 июня—один из самых крупных за время Великой Отечественной войны. Он осуществлялся соединениями немецкой авиации базировавшимися на Орловском и Донецком аэродромных узлах. Налет начался в 4.39 и закончился в 14.50. Самолеты противника шли к объекту пятью эшелонами (от 25 до 167 самолетов в каждом) с дистанцией между эшелонами по времени от 1 до 3 часов. Подход к объекту совершался с разных направлений на высотах от 1500 до 7000 м.
На перехват первого эшелона поднялось 53 истребителя 16-й воздушной армии Центрального фронта и 42 истребителя 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО. Фронтовая истребительная авиация связала боем истребителей сопровождения и атаковала бомбардировщиков севернее Фатежа.
Летчики 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО атаковали отдельные группы бомбардировщиков на подступах к Курску. В результате успешных действий истребитель-
ной авиации были рассеяны и частично уничтожены пять групп бомбардировщиков противника в зону огня зенитной артиллерии прорвались лишь около 30 бомбардировщиков. Шестой группе в количестве 24 бомбардировщиков удалось
обойти район воздушных боев и без потерь проникнуть к железнодорожному узлу но здесь она была встречена огнем 254-го зенитного артиллерийского полка.
Второй эшелон состоял из 20 бомбардировщиков под прикрытием 5 истребителей. Его обнаружили в 6.32 к югу от Курска. Для борьбы с ними направили 16 самолетов 101-й
истребительной авиационной дивизии ПВО. Они атаковали противника на подступах к Курску и сбили 8 машин.
Третий эшелон обнаружили в 8.25северо-западнее Курска. Он насчитывал 100 бомбардировщиков шедших пятью группами под прикрытием 50 истребителей. Через несколько минут в воздух поднялись 51 истребитель 16-й воздушной армии
и 16 самолетов 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО. Воздушный бой начался северо-западнее Фатежа и проходил вплоть до зоны огня зенитной артиллерии к которой прорвалось около 55 бомбардировщиков.
Четвертый и пятый эшелоны (167 бомбардировщиков и 14 истребителей) наносили удар по Курску с юга и юго-запада. Бомбардировщики шли на большой высоте (6000—
7000 м) несколькими группами под прикрытием истребителей.
Против них сражалось 205 истребителей. Однако им не удалось перехватить все эти группы. Около 100 бомбардировщиков нанесли удар по объектам железнодорожного узла. Всего в дневном налете на Курск 2 июня участвовало 543 самолета
из них бомбардировщиков—424 и истребителей—119.
В ночь на 3 июня немцы провели ночной налет. Их самолеты шли непрерывным потоком заходя на объект с разных сторон группами в 3—5 самолетов и по одному. В ночном на-
лете участвовало до 300 самолетов.
Всего при отражении налета 2 июня Войска ПВО страны совместно с силами и средствами войсковой ПВО уничтожили 145 самолетов.
Немецко-фашистской авиации несмотря на отчаянные усилия не удалось разрушить железнодорожный узел. Основные элементы узла сохранились и уже через 12 часов после
окончания ночного налета его работа возобновилась.
Мужественно и стойко сражались с врагом летчики истребительной авиации ПВО страны. В ожесточенных боях 2 июня они сбили 54 самолета противника. Заместитель
командира полка по политчасти Герой Советского Союза майор В. Ф. Башкиров в пяти воздушных боях сбил 2 самолета противника лейтенант А. А. Елдышев капитан Б. Я. Терновой — по 4 капитан П. П. Калюжный старший лейтенант М. П. Старжинский—по 3 комсомолец сержант С. Г. Яковенко сбил 2 самолета противника 2. В этом бою отличились также летчики старшие лейтенанты Г. К. Гультяев Н. Н. Кузнецов лейтенанты М. М. Митенков К. Ф. Карпов и многие другие.
Командующий 16-й воздушной армией генерал-лейтенант С. И. Руденко после боя заявил что он много наблюдал воздушных боев но такого упорства такой стремительности
такого мужества в борьбе в воздухе еще не видел.
«Войска ПВО страны. Исторический очерк».- М: Воениздат 1968. – 440с.
С уважением Владимир