От Димыч Ответить на сообщение
К All
Дата 02.02.2002 13:22:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

"100000 $ за 13-й борт". О Герое Советского Союза В.С.Терехове...

Родился Виктор Степанович Терехов в 1928 году в д.Нижнее Муханово Жерновецкого с/с Троснянского района на Орловщине.
В 1931-м семья переезжает на Украину в пос.Юзовец. Отец Степан Васильевич Терехов служил старпомом на корабле "Червона Украина" и погиб в 1941-м: их торпедировала немецкая подводная лодка в районе Камышовой бухты под Севастополем.
В первых числах июля 41-го мама Пелагея Кузьминична с двумя ребятишками возвращается на Орловщину где осталось много родственников и знакомых....
...По направлению Железнодорожного райкома комсомола поступил и успешно окончил Борисоглебское училище военных летчиков. В июне 1949 в Борисоглебск приехал трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб. Он лично из двухсот выпускников училища отобрал двоих - Александра Шабанова и Виктора Терехова. Отбор был крайне жестким учитывалось буквально все: техника пилотирования личные качества пилотов их биография...
Кожедуб привез летчиков на авиабазу Кубинка где шло формирование авиачасти в обстановке строгой секретности.
В один прекрасный день личный состав посадили в эшелон и повезли в неизвестном направлении. Гадали: куда и зачем? Проехали Урал Манчжурию. Первая остановка была на станции Домна. Ситуация стала проясняться когда эшелон прибыл в Северную Корею в город Андунь что стоит на реке Ялунцзян.
Если американцы открыто выступили на стороне Республики Корея то наши войска своего присутствия в районе боевых действий не афишировали. Соблюдалась строжайшая секретность. Советских летчиков по прибытии в район дислокации авиачасти сразу переодели в китайскую форму. Самолеты были советского производства - МиГ-15 но с корейскими опознавательными знаками. Даже в полете летчикам разрешали переговариваться только на корейском языке. А перед вылетом каждому пилоту давали тюбик черной мази. Вымажешься ею и лицо становится смуглым а глаза узкими. Так маскировались под китайцев...
... 11 американских самолетов сбил молодой пилот Виктор Терехов. Впрочем в целях конспирации в период военных действий ему была дана совсем другая фамилия по армейским документам он два года проходил как капитан Тэн Ван Сэн а в третий год под фамилией Оськин. Первую "военную" фамилию пришлось поменять т.к. американская разведка работала четко. Истребитель под № 13 доставил им немало огорчений. За этим самолетом была объявлена охота. Командующий американским экспедиционным корпусом адмирал Эдвард Макартур пообещал 100 тысяч долларов тому кто собьет 13-й борт противника. Этот самолет пилотировал к-н Оськин.
ПОСЛЕДНИЙ БОЙ ОН ТРУДНЫЙ САМЫЙ
События 18 августа 1953 года навсегда врезались в память В.С.Терехова.
"Я шел на высоте 8000 метров ведомым у меня был молодой необстреляный корейский летчик еще толком не владеющий мастерством пилотирования реактивноым самолетом. Впереди по курсу мы обнаружили противника: несколько десятков "летающих крепостей" под прикрытием истребителей. Решил атаковать. Во время боя я бросил своий "МиГ" в пике чтобы сверху атаковать "Сейбр". Мой ведомый отстал от меня на расстояние более 800 метров хотя по всем летным правилам должен был держаться на дистанции 400-500 и прикрывать "Хвост" ведущего. Два американца воспользовались оплошностью моего ведомого и атаковали мой самолет сверху и снизу другими словами взяли в коробочку. Выпущенный снаряд из пушки противника "прошил" фюзеляж пробил бронеспинку кресла. Один осколок снаряда длиной сантиметров восемь застрял в позвоночнике. Левой рукой я сжимал рычаг сектора газа. Другим осколком срезало ладонь левой руки повыдергивало сухожилия. У "МиГа" загорелись топливные баки самолет потерял управление. Из последних сил я нажал на рычаг "Пап" - это прибор автоматического парашютирования (после его срабатывания через 19 секунд самолет самоуничтожается).
Упал я в Западно-Корейский залив Южно-Корейского моря. Спасательные жилеты мы называли "ошейниками" из-за большого надувного воротника. Когда упал в воду этот воротник надулся. Четыре часа болтался в холодной воде. Мысли разные лезли в голову даже хотел застрелиться. На мое счастье меня обнаружила поисковая группа. Надо мной завис вертолет из него спустили корзину на веревке. В эту корзину меня погрузили и подняли на борт дальше ничего не помню потерял сознание".
НАГРАДА НАШЛА ГЕРОЯ
Виктор Степанович Терехов закончил службу в звании капитана после ранения ему присвоили майора был представлен к званию Героя Советского Союза. Как часто это бывает - награда не сразу нашла героя. Свой отпечаток наложила секретность периода "холодной войны".
С приходом к власти М.С.Горбачева политический курс был взят на деморатию и гласность со многих исторических событий снят гриф секретности. Признано что одним из самых результативных летчиков 523 истребительного авиаполка 64 авиационно-истребительного корпуса войск ПВО (под командованием Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Георгия Агеевича Лобова) стал майор Оськин (В.С.Терехов). Указом Президиума Верховного Совета СССР № 280 от 17 мая 1990 года ему присвоено звание Героя Советского Союза за участие в боевых действиях в КНДР.
****************************************
Это - отрывки из газетной статьи М.Тапилина за 20 ноября 2001 года.
Герой помнит много интересных событий я попробую заинтересовать сотрудников какого-нибудь авиационно-исторического журнала в подготовке более полного материала.