Стражи ислама
Рассказывает генерал-майор авиации в отставке Георгий Жуков – бывший заместитель советника по экономическим вопросам посольства СССР - уполномоченный Главного инженерного управления Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям (ГИУ ГКЭС) в Иране (1973 – 1978 гг.):
...
– Из Тегерана я уехал за два года до начала ирано-иракской войны. В течение пяти лет мне довелось работать в этой стране в качестве уполномоченного ГИУ Получилось так, что за это время советская сторона удовлетворила почти все запросы иранского шаха Резы Пехлеви в вооружении для его сухопутных войск.
...
Кроме того, сам шах имел претензии на лидерство в Персидском заливе и контроль над морскими коммуникациями во всей северо-западной части Индийского океана. При этом он проводил политику диверсификации, сохраняя разумный баланс между странами различной политической ориентации. Так, «рынок» сухопутных сил был в основном предоставлен вооружению из СССР и других соцстран.
...
Поток нашей военной техники шел по железной дороге, проходившей через советский Азербайджан. Чтобы переварить эту огромную массу различного имущества, ГИУ создало в 1976 г. в пограничном пункте Джульфа, как и в годы войны, когда через этот город шли поставки ленд-лиза союзников из зоны Персидского залива, свое представительство, которое занималось передачей военных грузов иранской стороне.
Характерным для советско-иранского военно-технического сотрудничества было то, что шах не посылал в массовом количестве своих военных на обучение в СССР (только около 500 иранских военнослужащих до начала войны прошли обучение в СССР. – Авт.). Весь же процесс обучения национальных кадров шел на месте. Для этого были созданы все условия. В трех городах – Тегеране, Исфахане и Ширазе, где сосредотачивалась советская военная техника и вооружение, имелись отличные учебные базы с удобными классами и полигонами, хорошими жилищными условиями для советских военных инструкторов и заводских специалистов по гарантийному обслуживанию. Персы были против введения в Иране, как это практиковалось в других странах, аппарата Старшего группы советских военных специалистов, поэтому все вопросы, связанные с их пребыванием, были возложены на уполномоченного ГИУ, в подчинении которого находился только один старший офицер.
...
Для капитального ремонта артиллерийского вооружения, бронетанковой и автомобильной техники в окрестностях Тегерана при техническом содействии советской стороны построили огромный заводской комплекс «Бабак». Это поистине прекрасное сооружение из бетона и стекла с современными цехами и лабораториями, полигоном для испытания гусеничной и колесной техники и стрельбищем для отстрела артиллерии. Такого ремзавода, пожалуй, не было и у нас, и он сыграл иранцам большую вспомогательную роль впоследствии, во время войны с Ираком (1980-1988 гг.).
Какое значение персы придавали этому объекту, к примеру, говорит тот факт, что на его открытие прибыл сам шах Ирана. Я был единственным приглашенным туда официальным представителем СССР (естественно, кроме наших специалистов на заводе), и то потому, что персы рассматривали меня как руководителя советских военных специалистов, а не как представителя посольства.
...
В Иран Советский Союз поставлял главным образом технику для сухопутных, инженерных войск и артиллерии. Например, БМП-1, БТР-60, БТР-50ПК, ЗСУ-57, ЗСУ-23-4 В, В1 «Шилка», пушки 137 мм М-46, 130-мм пушки, ПЗРК «Стрела-1М», МАЗы, танковые мостоукладчики, колейные минные тралы и т. д.