|
|
От
|
Stepan
|
|
|
К
|
Сергей Исаев
|
|
|
Дата
|
25.09.2001 04:19:00
|
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
22.6.41г.
> Уважаемые коллеги!
> В рамках работы над проектом "22 июня 1941 г." Сергею Абросову (И15) удалось найти в архивах весьма интересные факты которые объясняют одну из причин скученности ("парадные" ряды)самолетов ВВС РККА на в том числе приграничных аэродромах накануне 22.0.41. На наш взгляд - это процедура и система запуска двигателей самолетов. Моторы основных советских истребителей накануне войны - И-15бис И-16 и И-153 - могли запускаться только от автостартера (АПА выражаясь современным языком).
> Серийные И-15бис согласно обнаруженным документам собственной (бортовой) системы запуска двигателя не имели. И-16 (в описании заводской комплектации этого самолета есть позиция - "электро-инерционный самопуск "Эклипс" - РГВА. Ф.29. Оп.35. Д.66. С.108-109) и вероятно И-153 комплектовались "самопуском "Эклипс". Упоминание о том как как должен работать этот "дивайс" содержится в "Отчете о госиспытании И-15 с нормальным верхним крылом": "Расположение снизу привода самопуска для ручного запуса неудобно. Техники раскручивающие самопуск стоят на коленях вблизи винта" (РГВА. Ф.29. Оп.38. Д.18. С.35). Кроме неудобного расположения бортовой системы запуска в других документах отмечается ненадежность и в целом практическая непригодность "самопуска". В результате -"Эклипс" в строевых частях не использовался а запуск производился от автостартеров.
> Для иллюстрации сказанного предлагаем сообществу посмотреть фотографии на с.36 в книге М.Маслова "Истребитель И-16" а также на с.50-51 и с.58 в его же книге "И-153".
> Интерес представляет и письмо зам.начальника ВВС РККА Смушкевича начальнику НИИ ВВС бригинженеру Филину А.И. от 19.04.39 г. в котором содержится приказ доложить 23.04.39 г. на Военном совете ВВС РККА ситуацию о самопусках и окончательное заключение какие именно самопуски должна давать промышленность а также доложить о запуске самолетов ручкой (РГВА. Ф.29. Оп.35. Д.95. С.53). Обращаем внимание уважаемого сообщества на дату письма!
> Сколько АПА было положено авиационным частям по штату - пока установить не удалось. Однако с большой долей вероятности можно предположить что с учетом взрывообразного роста числа авиационных частей накануне ВОВ вряд ли в реальной жизни было больше двух автостартеров на эскадрилью.
> Во-видимому и это обстоятельство заставляло советское авиационное командование держать самолеты на аэродромах в тесных рядах (чтобы не терять время на переезд АПА от одного самолета к другому) ибо рассредоточение самолетов по аэродрому катастрофически затягивало и без того небыстрый запуск моторов и вылет самолетов.
> С уважением
> И15 С.Исаев
> P.S.
> - в Испании в 1936-39 гг. авиачасти укомплектованные советскими летчиками и самолетами имели по 7-8 АПА на эскадрилью
> - 28.05.39 г. на Халкин-Голе одна из эскадрилий И-15бис имела только 1 автостартер. В результате по тревоге вылетела позже (по разным документам на 10-30 мин.) эскадрильи И-16 и была разгромлена в воздушном бою с японцами.
Наличие и отсутствие самопуска вероятно определяется двигателем. Инерционный стартер устанавливался на двигателях М-62 и М-63 так что более старые И-16 с М-25 возможно тоже его не имели. Такой самопуск до сих пор стоит на Ан-2 и используется с приводом от электростартера. О надежности ручного привода говорит уже то что в руководстве по летной эксплуатации Ан-2 не рекомендуется часто пользоваться ручным приводом во избежания быстрого износа механизма. Понятно что в 39-ом положение было по крайней мере не лучше.
Интересно что на новых самолетах с пневмозапуском не был стандартизован присоединительный штуцер системы пуска что создавало проблемы запуска при посадке на чужой аэродром по крайней мере в начале войны.
Степан
Степан