От Владимир Ответить на сообщение
К Андрей Попов
Дата 02.08.2001 19:30:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

к вопросу ...

>Спасибо Владимир за Ваш ответ!
Негде мне взять такой информации – в Подольск ездить времени нет. Наши не спешат написать а буржуи откуда ж это возьмут.
Проясните еще такой вопрос. Какое время отводилось в боевой части на летную подготовку молодых летчиков? За какое время или за сколько вылетов можно было в части подготовить летчика к полетам в СМУ. И еще интересней - какое время отводилось на стрельбу? Чудес же не бывает если у немцев на подготовку летчика отводилось определенное время то и у американцев и у нас это время должно быть приблизительно равным.
А за шутку прошу извинить – не со зла.

Я не историк доступа к архивам у меня тоже нет поэтому ответить однозначно не могу.
На мой взгляд лётный состав прибывающий на пополнение в боевые полки из запасных полков и училищ зачастую имел довольно низкий уровень подготовки. Причинами этого являлась в основном слабая подготовка летчиков в запасных полках и училищах.
О недостатках в подготовке летного состава в запасных полках и училищах так вспоминает Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации А. Ф. Семенов в своей книге «На взлете». Он пишет что командиры фронтовых частей не раз высказывали претензии в адрес училищ и запасных авиационных полков. Прибывшее на фронт летное пополнение было слабо подготовлено к ведению воздушных боев плохо знало технику и тактику немецкой авиации.
Управление боевой подготовки направило своих инструкторов-летчиков сразу в несколько запасных авиационных полков и летных училищ чтобы разобраться в причинах этих недостатков. Для этого использовались учебные воздушные бои контроль плановых занятий и просто товарищеские беседы с молодыми летчиками. Вникали и в повседневный процесс обучения летчиков в запасном полку. При этом выяснилось что по чьему-то указанию резко сократили учебную программу. Вместо тридцати часов налета как это требовал Курс боевой подготовки истребительной авиации планировалось всего по двадцать на каждого лётчика. Примерно половина этого времени отводилось на технику пилотирования. А обучение боевому применению выглядело так: учебных воздушных боев — пять-шесть стрельб по наземным целям — две-три по конусу — одна-две. Ясно что при такой спешке не могло быть и речи о высоком качестве подготовки молодых кадров в запасных авиационных полках.
Группа побывала в училищах: Оренбургском Кустанайском Челябинском Троицком. Знакомясь с учебным процессом с методикой обучения курсантов и в училищах обнаружили почти ту же картину с которой встретились в запасном полку. Так же как и там в училищах время расходовалось главным образом на освоение курсантами техники пилотирования самолета и явно недостаточное внимание уделялось боевому применению истребителей. Иначе говоря будущий летчик не вооружался в должной степени теми знаниями и навыками которые необходимы ему для борьбы с реальным противником на фронте. Да и обучение пилотированию самолета шло по старинке: предпочтение отдавалось соблюдению «классических» правил. От курсантов строго требовали совмещать на взлете капот самолета с горизонтом а в полете смотреть за «стрелкой и шариком» координировать разворот по крену и скольжению. Таким образом у молодого летчика вырабатывалась привычка неотступно следить за приборами и не видеть что происходит в воздухе маневрировать плавно округло. А для противника самолет управляемый таким летчиком — это лучшая мишень. Здесь же на месте приходилось долго и упорно растолковывать инструкторам училищ фронтовой опыт.
В дальнейшем для приобретения опыта действий в боевых условиях была введена регулярная стажировка каждого из них в действующей армии. Кроме того были пересмотрены учебные программы и разработаны конкретные рекомендации по их осуществлению. В результате уже в 1943 году не говоря о более позднем времени запасные авиационные полки и летные училища стали гораздо лучше удовлетворять потребности фронта в подготовке летного состава.


Для приобретения боевого опыта на стажировку в боевые полки посылались инструкторы запасных полков и училищ. Вот как о стажировке инструкторов запасных авиационных полков рассказывает заслуженный военный летчик СССР полковник А. Л. Иванов в книге «Скорость маневр огонь». Он пишет что в самый разгар боев под Керчью в полк на стажировку прибыли несколько летчиков-инструкторов из запасного истребительного полка. Они были хорошо подготовлены технике пилотирования но о тактике реальных воздушных боев имели весьма ограниченное представление. Им крайне необходим был хотя бы незначительный боевом опыт чтобы потом его можно было передать курсантам-летчикам в процессе обучения. Инструкторы неплохо знали вопросы теории ведения воздушных боев боевых действий много слышали и читали о сражениях под Москвой Ленинградом о Сталинградской битве и не было необходимости им разжевывать премудрости боевой техники. В задачу летчиков боевого полка входило показать все на практике в воздушных боях при выполнении различных боевых задач. Стажеры летали на прикрытие наземных войск сопровождение бомбардировщиков штурмовку живой силы и техники врага на разведку и даже на свободную «охоту». Инструкторы жадно воспринимали боевой опыт старательно выполняли боевые вылеты в качестве ведомых. Так в ходе Великой Отечественной войны инструкторы запасных полков и училищ приобрели боевой опыт чтобы потом учить ему курсантов.


Однако несмотря на принимаемые меры по уточнению программ увеличению налета и стажировке инструкторов в боевых частях в подготовке летного состава в запасных авиационных полках и курсантов в училищах и в дальнейшем были недостатки. Так совершенно не отрабатывались действия ночью и в сложных метеорологических условиях и проводилась только одиночная подготовка летного состава а действиям даже в составе звена летчика не обучали. Маршрутных полетов проводилось мало. Вследствие этого летный состав продолжал прибывать на фронт недостаточно подготовленный для боевых действий. Поэтому требовалось дальнейшее обучение летного состава в строевых частях в процессе боевых действий или в специально созданных в воздушных армиях учебно-тренировочных авиационных полках.

Что касается подготовки молодого лётного состава в боевых частях то насколько мне известно в начальный период ВОВ не существовало единой методики ввода его в строй. В различных соединениях и частях это делалось по-разному и мнения командиров на этот счёт тоже различались. Чтобы выработать единство в этом вопросе группа инструкторов-лётчиков Управления боевой подготовки была направлена в авиационные полки. Общими усилиями были разработаны соответствующие указания войскам. Разослал их ГШ ВВС. Суть их заключалась в том что молодых лётчиков следует равномерно распределять по всем эскадрильям полка и вводить в строй постепенно. Таким образом устанавливалась единая методика ввода в строй молодого лётного состава в полках в ходе боевых действий.
Наиболее интересна методика обучения молодого летного состава А. И. Покрышкина. О впечатлениях обучаемых можете почитать например в мемуарах Голубева «В паре с «сотым» Сухова «Эскадрилья ведёт бой».
Если очень заинтересовало то напомните через две недели (т. к. сейчас я в отпуске) попробую найти цифры.