В темные ночи обнаружение самолетов противника без освещения их прожекторами могло быть только случайным. В связи с этим в советской ПВО была разработана методика, облегчающая поиск самолетов противника и ведение боя с ними в ночных условиях. «Изюминкой» этой методики являлось грамотное применение осветительных авиабомб (ОАБ), сбрасываемых самими истребителями. Наилучшим типом осветительных авиабомб для освещения самолетов противника из имевшихся на вооружении ВВС в период Великой Отечественной войны оказалась ОАБ-100-55, которая давала наибольшую силу света, наибольший диаметр освещаемой площади и наибольшее время горения. Размеры освещенной зоны при сбрасывании двух ОАБ-100-55 составляли около 5 – 6 км. в диаметре. Наивыгоднейшей высотой начала свечения ОАБ-100-55 относительно цели была высота 1500 – 2000м.
Сбрасывание ОАБ истребителями должно было производиться по сигналу с командного пункта командира авиаполка с таким расчетом, чтобы в этот момент самолеты противника находились в 2 –3 км. от точки сбрасывания. Осветительные авиабомбы сбрасывались серией перпендикулярно линии полета самолетов противника. При таком сбрасывании создавалось сплошное световое поле, через которое противник должен был неминуемо пройти, если он не изменял направление своего полета. Этот способ должен был применяться в тех случаях, когда можно было заблаговременно определить основное направление подхода самолетов противника и заранее выслать истребители для создания световых полей.
Патрулирование истребителей с подвешенными ОАБ должно было иметь вертикальную «трехярусную» структуру:
первый ярус истребителей патрулирует на высоте полета самолетов противника;
второй ярус – выше полета самолетов противника на 1500 – 2000 м;
третий ярус патрулирует выше второго на 500 м. в том же районе.
Команды и данные о противнике, передаваемые с командного пункта, принимаются одновременно всеми истребителями. Таким образом, каждый истребитель знает, какая команда подана, и что должен делать другой истребитель.
Когда самолеты противника подходят к зоне ночного боя, истребителю, патрулирующему во втором ярусе, с командного пункта подается команда «Сбросить ОАБ». При этом истребители первого яруса производят поиск и атакуют освещенные вражеские самолеты . Истребители второго яруса, сбросив бомбы, немедленно снижаются, производят поиск и вступают в бой с самолетами противника. Истребители третьего яруса следят за обстановкой; если самолет противника выходит из освещенной зоны, они обязаны сбрасывать свои осветительные бомбы, наращивая зону освещения. Атаки на вражеские самолеты, освещенные ОАБ, производятся под небольшим ракурсом. При таком направлении атак стрелки бомбардировщиков противника ослепляются светом бомб, а истребители получают возможность подходить к цели на малую дистанцию и расстреливать самолет противника в упор. В советской ПВО в роли самолета - осветителя применялся американский Р-40 «Киттихаук», поставляемый в СССР по ленд-лизу. В этом качестве Р-40, поднимавший шесть осветительных авиабомб, был лучше, чем «Харрикейн» (четыре) и отечественные истребители (по две). Но хотя он и использовался ночью, отсутствие каких-либо устройств обнаружения целей в темноте не позволяло ему вести самостоятельный перехват при отсутствии видимости. Фару на «Киттихауке» в полете также нельзя было использовать – она была выдвижной и выпускать ее разрешалось лишь на скорости, близкой к посадочной. «Это четко проявилось при отражении налета немцев на американскую авиабазу в Миргороде в июне 1944, когда поднятые в воздух истребители 310-й авиадивизии ПВО темной безлунной ночью не смогли обнаружить ни одного самолета немецкого соединения.» - такое заключение делают в своей статье «Р-40 на советско-германском фронте» Котельников В.Р., Лейко О.Ю., Вахламов В.С. В этой же работе авторы констатируют, что в качестве самолета – осветителя «Киттихаук» был впервые успешно применен в 1944г. (Олег, прошу не воспринимать за наезд, я просто до сих пор не могу понять, откуда в Полтаве в 310 ИАД были Р-40. Был бы благодарен за пояснение, откуда инфа об их участии и попытках ночного поиска. Мне самому это жутко интересно уже не первый год.)
Такая вот «технология», которую на протяжении всего ночного рейда Хейнкелей по советским тылам ни «ночники» 310-й ИАД ПВО, ни вся наша ПВО, так и не попытались даже применить на практике. Нет никаких сведений об использовании ОАБ советскими ночными истребителями ни в ночь с 21 на 22 июня, ни с 22 на 23 июня 1944г. при отражении двух налетов Люфтваффе на аэродромы Полтавы и Миргорода . Никто не видел этого яркого зрелища. Зато немецкие разноцветные маркеры и «люстры» исключительно хорошо сияли этой ночью над аэродромами Полтавы и Миргорода в глубоком советском тылу. Немецкий фейерверк в честь прибытия американских гостей в страну Советов удался на славу.
Re: И еще... - Ilya~Buffalo06.08.2004 18:28:55 (48, 440 b)