От VASILIY BARDOV Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 21.06.2004 18:21:15 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; Сайт `airforce.ru`; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Интервью Василия Бардова с пилотом И-16 122-го ИАПа Сергеем Долгушиным

Интервью с Сергеем Долгушиным
(записано у него дома на диктофон Василием Бардовым в феврале-марте 2003 г.)
Cсылки, примечания и сокращения:
( … - В.Б.) – пояснение В.Н.Бардова,
ИАП – истребительный авиаполк
САД – смешенная авиадивизия
СЛ - самолет
ПМ - пулемет
/1/ - В.Н.Бардова, из магнитофонной записи разговора с Долгушиным по телефону 12.04.2002
/2/ - Н.Н.Крюков «Военные летчики: Асы второй мировой войны», стр.440 г. Минск, издательство «Литература», 1997 г.,
/3/ - пояснение В.Н.Бардова,
/4/ - http://aces.boom.ru/all2/dolgush1.htm
/7/ - интервью с С.Ф.Долгушиным, март 2003 г., кассета Рижкского з-да грампластинок, сторона 2,
/8/ - интервью с С.Ф.Долгушиным, март 2003 г., белая аудиокассета МК-60-1, 137-1973-57, сторона 1.
/9/ - «Интервью с Долгушиным”: "Красная Звезда", от 18.12.2001 г.


Краткая биографическая справка
ДОЛГУШИН СЕРГЕЙ ФЕДОРОВИЧ
www.airwar.ru: Родился 25 сентября 1920 года. Герой Советского Союза, совершил около 500 боевых вылетов, из них 120 - на штурмовку и 86 - на разведку.
В воздушных боях сбил лично 17 и в группе - 11 CЛ (по официальным данным)/4/.
4 СЛ сбитые в первые дни войны были не засчитаны ему из-за конфликта с ………/ /.


Крюков: «После окончания Качинской летной школы (в Крыму у реки Кача – В.Б.) в 1940 году, прослужил чуть больше года до начала войны
(в 122-м ИАПе 11-й САД), располагавшемся в райцентре Лида, Гродненской обл. в западной Белоруссии /1/) и считался достаточно опытным пилотом /4/.

Бардов: в состав дивизии кроме 122-го ИАПа входили еще:
- 127-й ИАП (базировавшийся в г. Скидель) и
- 16-й скоростной бомбардировочный авиаполк (СБАП) располагавшийся в г. Желудок/1/).

ДОЛГУШИН: «Самолеты И-16, которые мы в полку получали представляли собой, 4-х пулеметную и пушечно-пулеметную - последние модификации на тот момент этого истребителя, соответствющих серий.
Все они были новыми машинами с «62-ми» и «63-ми» моторами». А у нас эскадрилья капитана Емельяненко (кроме 2-х пулеметов была вооружена еще и 2-мя – В.Б.) пушками ШВАК.
На на И-16 с новыми моторами: «62-ми» и «63-ми»…
«63-й» мотор - 1150 л.с. – машина по 500 км/ч давала скорость».

Бардов: т.е. тип 27 и 28. Кроме того в полку мог быть и двухместный И-16УТИ, на котором Долгушин возил Якушина, прибывшего в полк с проверкой перед самой войной.

ДОЛГУШИН: «Буквально все они были новыми машинами и причем у каждого летчика:
72 самолета – 72 летчика в полку. У всех своя машина, поэтому и налет в часах у всех был большой и летная подготовка пилотов была сильной.
Ведь И-16, когда им овладеешь - машина хорошая была: догонял он и «Юнкерс-88» и «Хейнкель-111», и «Юнкерс-87» конечно - все расстреливал. «Драться» конечно было сложнее с («Мессершмиттами» – В.Б.) 109-ми и 110-ми, но все равно, за счет маневренности.. (вполне можно было тягаться и с ними – В.Б.). И если бы 23-го (июня – В.Б.) полк не «потерял» всю материальную часть – мы бы дрались на этих машинах – до самой Москвы!
А вот 23-го, когда уничтожили полки…
1-й гвардейский истребительный полк, который под Москвой получил (это почетное название – В.Б.) (Юдаков им командовал), «дрался» на (таких устаревших истребителях, как – В.Б.) И-15, И-153 и на И-16. И (летая на них – В.Б.) и сбивали (СЛ-ты противника – В.Б.) и штурмовали, а под Москвой – так подняли (в воздух такой «антиквариат» как – В.Б.) и И-5. На И-16 и И-5 стояли «22-е» моторы, работающие на «касторке» (касторном масле – В.Б.) – так что у детишек всю касторку отняли. Вот так и дрались на них, а на И-16 с новыми моторами: «62-ми» и «63-ми»… «63-й» мотор - 1150 л.с. – машина по 500 км/ч давала скорость. Так что 22-го числа мы еще воевали и могли воевать. И только 23-го мы оказались с пустыми баками»…