Люди и авиация; Авиатехника; Моделизм; 1936-1945 гг.;
Кожедубский самолет
Везде и всюду, что это именно Ла-5ФН.
Широко известная серия «постановочных» фотографий И.Кожедуба (И.К., чёткой даты не видел, но ск.вс.во время вручения летчику, а он на тот момент ГСС, комэск с 37л). и Ла-5ФН б/н «белые 14» «от колхозника КОНЕВА Василия Викторовича». На левом борту также была надпись «Имени Героя Советского Союза подполковника Конева Г.Н.»; кстати, в [1] И.К. пишет о красных буквах и «Имени….Конева Н.»; еще один вариант надписи просто «Г.Конев» (источника не помню) – впрочем, ни одной фотографии именно левого борта этого самолета видеть не доводилось :(((.
ГСС Г.Н.Конев (командир 21 ГвИАП, 14..17л+18гр) погиб 30.XII.42 под Новгородом, а пчеловод В.В.Конев (кстати, не менее знаменитый Ф.Головатый, подаривший пару Яков Б.Еремину, также пчеловод :)))) – был родным дядей погибшему асу (по [1] – просто односельчанин)
По [1] самолет вручили 2.V.44 и уже 3.V.44 И.К. сбил Ju-87.
По [2] даты вручения нет, но на следующий день И.К. сбил истребитель с черепом на фюзеляже (а в [4] И.Середа (И.С.) пишет, что И.К. на «14-м» сбил Bf-109 с пиковым тузом); еще через несколько дней – сбил ведущего группы Ju-87, но потом сам из-за проблем с ушами на неделю попал в госпиталь.
Есть некоторая путаница с количеством побед – по одним данным И.К. за неделю боев под Яссами (V-VI.44) одержал 8 побед; по [5] 7 побед на подарке; еще один вариант - И.К. одержал всего 8 побед на «14-м» (в т.ч. 5 FW-190), доведя свой личный счет до 45 побед, после чего 22.VI.44 был переведен в “маршальский полк”, а вот И.С. [4] пишет, что И.К. в 240 ИАП одержал всего 49 побед. Итого, от 7 до 12 побед.
Свою эскадрилью И.К. передал П.Брызгалову (позднее ГСС, >20л), ему же достался и «14-й». [5] пишет лишь о нескольких боевых вылетах, но мне однажды попалось упоминание о 12 победах именно Брызгалова и именно на этом подарочном самолете (к сожалению, источника не помню).
1.IX.44 свой первый вылет на «14» совершил К.Евстигнеев (позднее двГСС, сов ас №5 с 53л+4гр).
7.X.44 – К.Е. сбил FW-190, после того как сам отбомбился 50-кг бомбами; «14» был поврежден в бою. 15.X.44 – сбил FW-190. 16.XI.44 – сбил Bf-109. 16.I.45 – сбил Ju-52 при перелете новый аэродром (по [4] – ваще не сбрасывая пару 50-кг бомб, так и сбил Ju-52)
17.II.45 – расстрелял аэростат, затем в лобовой сбил FW-190, но и «14-му» досталось в той же лобовой – потом была посадка на одно колесо, на пробеге единственная стойка сложилась…Как пишет сам К.Е., «Машина подлежала серьезному ремонту. Жаль расставаться с испытанным боевым другом, сжились мы с ним...» Итого еще 5 побед (хотя по [5] в одном месте – 5, но в другом – уже 6 J)
Что стало с самолетом дальше – неизвестно. Хотя по [4] (вроде) “подарок” был расстрелян “мессером” при штурмовке аэродрома
P.S. Самый оптимистичный подсчет дает аж 30 побед этому Ла-5ФН – возможно, это самый высокий результат среди советских «подарочных» истребителей
Осн.источники
[1] И.Кожедуб «Служу Родине»
[2] И.Кожедуб «Верность Отчизне»
[3] К.Евстигнеев «Крылатая гвардия»
[4] И.Середа «Группа Меч» (к сожалению, не сама книга, а только отдельные выписки из нее)
[5] Н.Бодрихин «Советские асы»
и разл. журналы
Левый борт - ZaReznik11.07.2003 11:27:45 (19, 548 b)