От Игорь Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 13.06.2003 12:38:12 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Заметки на полях-2 (перенос снизу)

Поскольку "заметки", приведенные ниже завершились вопросом без ответа, я решился завершить эту тему на следующем аккорде:
Напомню, что своей обширной работе «Полтавская история» Д.П.Кальной и А.Ю. Совенко уверенно называют лица и подразделения, ответственные за «чистоту» советского неба: « Воздушное прикрытие полтавского аэродромного узла входило в задачу 310-й авиадивизии ПВО (командир – полковник А.Т. Костенко) и зенитных частей 6-го корпуса ПВО (командир корпуса – генерал-майор П.А. Кривко). Прикрытие «Крепостей» над линией фронта возложили на 329-ю АД полковника Осипова»

Может быть полковник Костенко плохо понимал свои обязанности и был недалеким командиром ? У меня нет оснований сомневаться в его профессионализме. Обязанности свои он знал отлично и исполнял их в меру своих сил и имеющихся возможностей. Еще для обеспечения безопасной посадки «крепостей» первого «Фрэнтика» им был издан Приказ №01 от 01.06.1944г., где видна его прозорливость.
Полковник Костенко - ясновидец, который еще за три недели до ночного кошмара, предвосхитил в своем приказе командиру 57-го гиап появление и вражеского разведчика и бомбардировщиков. Прошу обратить особое внимание на п.2 приказа:

Приказ командира 310 –й иад № 01 от 01.06.1944г. командиру 57-го гиап, где дана обстановка:
"02.06.1944г. в период с 12.00 по 18.00 на аэродромы Полтава, Миргород, Раковщина прибывают бомбардировщики США «Летающие крепости» в сопровождении ИА. Маршрут их полета : Умань-Кременчуг- Черкассы. Высота их полета над линией Днепра 2000 – 600 м."
Далее командир 310-й дивизии приказал:
"1. Усилить наблюдение за воздухом, обеспечивая быстрое получение донесений от системы ВНОС и безотказную работу средств связи.
2. Через начальников оперативных групп АБОН уточнить время посадки бомбардировщиков США и за 10 мин. до их подхода к аэродромам посадки поднять в воздух 8 самолетов нашей ИА с аэродрома Раковщина для патрулирования и прикрытия посадки, с задачей не допустить бомбардировщиков и разведчиков противника. Патрулирование вести на высоте 2, 3, 4 тыс. м. "
Второго июня для отсечения и уничтожения возможного «хвоста» на трех эшелонах дежурила в воздухе по сути вся 1-я АЭ 57-го гиап.
Почему же 21 июня не происходило ничего подобного?
НИ ОДИН наш истребитель не поднялся в воздух для встречи и прикрытия посадки американцев.
Ведь американцы знали, что где-то в облаках наверняка за ними плетется «топтун».
Если сами не смогли или не захотели с ним разобраться, почему же не предложили по радио нашим ПВО встретить возможного нежелательного попутчика? О том, что шел радиообмен между полтавским аэроузлом и группой «крепостей» с просьбой обеспечить встречу возможному визитеру данных не обнаружено. Похоже, что американцы также по-своему хранили честь своего мундира. Вроде как-то неудобно такой армаде бомберов с кучей истребителей сопровождения запрашивать помощи и защиты у русских от одиночного немца. Да и непонятно, то ли он рядом в облаках, то ли уже ушел восвояси.
Похоже, что в своем стремлении важно раздувать щеки, показывать свою храбрость и полное пренебрежение к опасности, высокие стороны просто старались перещеголять друг друга. Есть основания предполагать, что американцы не запросили у наших ПВО обеспечить встречу возможному разведчику и не поделились по радио с советской стороной тем, что наблюдали сами.
Но и к нашей стороне вопрос все же остается.
Почему 21 июня американцев не встречали так же, как 1 июня? Кто проявил «мудрость и дальновидность»? Костенко? Перминов?
Перминов был старшим (и по должности и по званию). Но этот вопрос ему мы задать уже не сможем, к сожалению.
Прошу также обратить внимание на нижеприведенную таблицу.
Она практически не изменилась и на 21.06.1944г.
https://vif2ne.su/nvi/forum/files/Ugly/310iad.doc
Вопрос о возможности отражения ночного массированного налета силами нашей ИА перестает быть вопросом при внимательном рассмотрении этой таблицы и карты.
Но есть основания полагать, что имеющимися силами наша ПВО могла достойно встретить дневного разведчика на средних высотах, при условии поступлении информации о его возможном появлении. Очевидцы, как с нашей стороны, так и с американской единодушны в том, что «шел он низко». Никто не предупредил ни полковника Костенко (в Полтаве), ни полковника Осипова (при пересечении линии фронта).
А зачем? Мы ж серебристые….










А ведь это был КЛАССИЧЕСКИЙ случай «пристежки хвоста»-разведчика к бомберам, идущим домой , который подробно ОПИСАН ВО ВСЕХ НАШИХ УЧЕБНИКАХ ПО ТАКТИКЕ ВВС еще в 1938-1940г.г. ( в американских не видел, не знаю). В учебниках четко указано, что после такого визита «гости» вскорости непременно пожалуют.
О чем думал генерал Перминов, возглавляя праздничный ужин, нам уже не знать.
Но жизнь подсказывает, что учебники для курсантов очень полезно периодически перечитывать и генералам. Ведь не зря древние говорили: Repetitio est mater studiorum.
Amen.
Все выше...и выше