От evgen365 Ответить на сообщение
К All
Дата 03.09.2012 22:21:34 Найти в дереве
Рубрики Авиатехника; Версия для печати

ДБ-3ф с моторами №8828 №881431 Боровино, Рузский район МО

Пошел уже четвертый год, как мы не можем самостоятельно установить имена членов экипажа самолета ДБ-3ф, сбитого в октябре 1941 года у деревни Боровино, в Рузском районе, Московской области. По информации очевидцев, экипаж этого ДБ имел намерение повторить подвиг Гастелло, пытаясь врезаться в немецкую колонну, однако погиб, не дотянув до колонны всего 100 м.

На месте падения самолета было обнаружено из личных вещей: рваные унты, валенки, сапог, часть резиновой калоши фабрики Красный богатырь с клеймом 1-41, фрагменты офицерского ремня и шлемофона, пара кожаных перчаток, пустая кобура с запасной обоймой для ТТ, обрывки верхней одежды из темной ткани, линейка, 2 микрофона от СПУ, наручные часы, перочиный ножик, карманные часы или секундомер . Часы сильно горелые, без надписей. Среди останков найдены две стрелянных из ТТ пули и пачка талонов на питание с датами, некоторые из которых возможно было прочитать: 26 августа 1941, 14 сентября 1941, 16 сентября 1941, 14 октября 1941 года.
Cм фото
http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=30107

Обнаружены знаки различия: кубик и петлица со следами 3-х треугольников.

Обнаружены части самолета :
См фото:
http://trizna.org/forum/viewtopic.php?f=27&t=47794&sid=e53fc8c40a2c763297f222aff4f41626
металлический фрагмент с выбитой маркировкой 88Б

двигатели № 8828 и № 881431

самолетное переговорное устройство СПУ-3-Б 1941 года завода №19,

магнето зажигания БСМ-14 1-40-682 и БСМ-14 III-40-4106

карбюратор АК88 № 381 11.12.1939г завода №33,

бронеспинки толщиной 9мм

винт ВИШ-23 с маркировкой на лопастях:
511401 236-38
511401 154-41
511401 223-37

пулемет ШКАС не169 ( на патронах маркировка 1940 года)

Два кислородных баллона и два баллона со сжатым воздухом с датой 22-10-40,

Фрагмент горелой таблички с читаемой надписью «ЦКБ-30Ф», нанесенной фабричным способом (табличка рассыпалась через 10мин после подъема)

Крышка заливной горловины, где на внешней стороне по зеленой краске выцарапана цифра 264.

На юбке корпуса двигателя №8828, со стороны пятаков толкателей выбита маркировка n 66,

На всех поршнях и пятаках толкателя мотора №8828 выбит номер 8828.

На сохранившихся цилиндрах двигателя 8828 установлены крышки клапанов с перебитыми номерами и клеймом авиазавода №39

В цилиндрах двигателя №881431 установлены различные поршня с перебитыми номерами от других моторов (881010 Б 881123 Б и др.) На всех сохранившихся цилиндрах двигателя 881431 установлены крышки клапанов только с номером 881431

На крышке коленчатого вала двигателя №881431 выбито клеймо завода №39, номер -881431 и цифра 441. На пятаках толкателей выбит номер двигателя – 881431.

По показаниям очевидцев, время падения самолета – время немецкого наступления осенью 1941 года, когда еще не было снега. ( При подъеме самолета на глубине 5 м был найден комок еще зеленой травы ). Самолет с одним дымящимся двигателем летел низко над домами деревни Боровино, курсом от Сославино на Боровино, затем резко спикировал вниз, упав в болото по левую сторону дороги Боровино-Кукишево. По дороге в это время двигалась немецкая колонна. На месте падения очевидцы ( брат 1928 г.р. и сестра 1931 г.р.) видели мертвого летчика в кабине, бомбу на земле, три калоши, три руки, пистолет ТТ и комсомольский билет. Фамилия владельца комсомольского билета запомнилась им как БАРЫКИН, а место выдачи билета ЧКАЛОВСКАЯ ОБЛ.

Место падения самолета находится ровно на стыке между 5-й и 16-й армиями, где линия фронта проходила в период с 14 по 25 октября 1941 года. Советские войска из района деревни Боровино отошли: части 16 армии (из Сославино 4 ср 1075сп 316сд) - 18 октября, части 5 армии (1/418сп прикрывая отход 133сд) с боем в ночь с 19 на 20 октября 1941 года.

При отступлении, в январе 1942 немцы сожгли деревню Боровино, а оставшиеся жители переехали в деревню Грязново ( в 2-х км от Боровино).

После войны из болота долго торчал хвост сбитого самолета, пока при осушении болота в 60-х годах его не сдернули трактором и не сдали в металлом. На месте падения самолета мелиораторы поставили пирамидку с табличкой – неизвестному защитнику Московского неба, а в Рузский РВК поступило письмо, на основании которого военком завел учетную карточку на погибшего летчика Бирюкова Михаила Ивановича захороненного в б/м у деревни Сумароково.

В вышеуказанном письме граждане сообщали, что над д. Боровино в 1941 г был сбит немцами самолет типа бомбардировщика (двухмоторный), который упал в болото у д.Грязново. В результате падения произошел взрыв. Жители деревни обнаружили на месте взрыва три руки . В одной их них обнаружили комсомольский билет на имя летчика Бирюкова М.И., выданный в г.Куйбышеве.

В ОБД есть Бирюков Михаил Михайлович -1915 г.р. место рождения - Рязанская обл., Горловский район. Бирюков М.М. из 202 АП 50АД попал в плен 09.10.1941 и был освобожден.

В той же 50 АД, где воевал Бирюков М.М. , только в другом полку – 229 ТБАП 50 АД на вооружении стоял самолет ДБ-3, сборки Воронежского завода №18, с близким по номеру двигателями № 8816 и №8850
См http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=30009

Однако боевой путь 50 АД в октябре 41 года никак не пересекается с Рузским районом Московской области, т.к. дивизия в октябре 1941 воюет в Крыму .
Там же - в ОБД есть донесение о гибели 06.10.1941 года в районе с. Боровино Московской области экипажа самолета из 4-х человек из 321 БАП, однако в том донесении не указан конкретный район Московской области, а в 1941 кроме Рузской деревни Боровино была станция Боровино в Кунцевском районе и еще Боровино в Орехово-Зуевском районе.

При этом 321 БАП в октябре 41 летал на ПЕ-2
См. http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/bap321.dat

Да и немцев 06.101941 в Рузском районе еще не было.

Короче – опять тупик…

А найденные на месте падения останки трех членов экипажа , вот уже четыре года покоятся как неизвестные солдаты в братской могиле в деревне Сумароково!