|
|
От
|
Antipode
|
|
|
К
|
Serge Turchin
|
|
|
Дата
|
17.06.2002 17:49:00
|
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
На ссылку :))
В начале 30-х годов руководство РККА приступило к разработке
новой военно-стратегической доктрины. Одним из ее элементов
являлось широкое применение боевых самолетов нового класса -
средних скоростных бомбардировщиков способных действовать
самостоятельно без истребительного прикрытия в зоне
непосредственных боевых действий в ближнем тылу и на морских
коммуникациях противника.
Тактико-технические требования к такому самолету были
разработаны в середине 1933 года а уже в конце того же года в
КОСОС начались работы по созданию скоростного
бомбардировщика-моноплана АНТ-40 осуществлявшиеся под общим
руководством А.Н.Туполева. Ведущим конструктором самолета был
назначен А.А.Архангельский возглавивший в 1934 году
конструкторскую бригаду N5.
Создание бомбардировщика получившего индекс СБ (?скоростной
бомбардировщик?) велось необычайно быстрыми темпами: в марте 1934
года был утвержден эскизный проект самолета а уже 7 октября
летчик-испытатель К.К.Попов впервые поднял опытный АНТ-40 с
двигателями ?Циклон? в воздух.
Вторая опытная машина с двигателями ?Испано-Сюиза? совершила
первый полет 30 декабря 1934 года (летчик-испытатель Н.С.Журов).
Весной 1936 года первые серийные СБ с двигателями М-100
(лицензионные ?Испано Сюиза? 12Y) начали покидать сборочный цех
завода имени С.П.Горбунова. Бомбардировщики развивали максимальную
скорость 393 км/ч и имели дальность с 500 кг бомб равную 2187 км.
Летом 1936 года был испытан самолет с более мощными двигателями
М-100А (860 л.с.) позволившими довести максимальную скорость до
423 км/ч.
Именно эти машины приняли боевое крещение в небе Испании в
ноябре 1936 года. Самолеты с советскими летчиками и техническим
персоналом были направлены в Испанию где благодаря своей высокой
скорости действовали без прикрытия истребителей. Правильность
концепции самолета подтвердилась но выявились и первые
недостатки. В частности турель стрелка-радиста имела
недостаточную скорость перемещения и ограниченные секторы
обстрела а ведение прицельного огня в открытом воздушном потоке
при резко возросшей скорости бомбардировщика стало делом весьма
затруднительным. Причиной многих потерь было отсутствие
протектирования топливных баков подчас обрекавшее самолет даже
при относительно небольших повреждениях.
В мае - июне 1937 года прошел испытания вариант бомбардировщика
с усовершенствованным стрелковым вооружением (установки МВ-2 и
МВ-З с пулеметами ШКАС) которое начали устанавливать как на вновь
строящихся так и на модернизируемых бомбардировщиках.
Производство СБ с М-100 началось в Иркутске весной 1936 года.
Благодаря опыту приобретенному заводчанами при освоении
?невезучего? И-14 первые бомбардировщики вышли из ворот
сборочного цеха уже осенью того же года. На СБ была впервые
опробована стендово -конвейерная сборка позволившая резко
увеличить темп выпуска самолетов и их качество. Был получен первый
опыт установки и отладки авиационного радиооборудования отработки
связи между самолетами и с землей. Серийные бомбардировщики
облетывали Н.С.Бушкевич А.А.Холодов Д.Ф.Тихомиров И.П.Яшин и
Ш.Б.Бидзи-ношвили. С осени 1937 года основная масса машин
производимая заводом N125 поставлялась Китаю отражавшему
японскую агрессию. Комбриг Г.И.Тхор и его заместитель С.В.Слюсарев
формировали летные группы непосредственно на заводе.
А.К.Корчагин воевавший в 1937-1938 гг. в Китае вспоминал как
четко и слаженно в Иркутске шло производство СБ для прибывших
экипажей-добровольцев. ?...Мы должны были проверить их после
сборки и принять. Первыми в работу на заводе включались техники.
Они не только следили за процессом сборки но и практически
участвовали в нем. Постепенно к ним присоединялись летчики
штурманы и даже стрелки-радисты. Уже собранные самолеты вывозились
на заводской двор где проверялись на всех режимах работы
двигатели испытывались системы и оборудование. Особое внимание
уделялось кислородной и воздушной системам уборке и выпуску шасси
(эти новшества появились на бомбардировщиках относительно
недавно). Обнаруженные недостатки немедленно устранялись причем
техники самолетов работали в непосредственном контакте с
инженерно-техническим составом завода и представителями приемной
комиссии. С заводским коллективом за это время мы настолько
сблизились что понимали друг друга с полуслова. Заводские
специалисты относились к делу с большой ответственностью. Не было
попыток как-то приуменьшить обнаруженные дефекты?.
Примеры действий иркутских СБ в японо-китайской войне стали
хрестоматийными. В составе авиагруппы Ф.П.Полынина они участвовали
в дальнем рейде и разгроме главной авиабазы японцев на острове
Тайвань 23 февраля 1938 года. В Северном Шанси СБ несколько раз
срывали крупные наступления японцев и громили полевые аэродромы их
истребительной авиации...
В августе 1938 года состоялась встреча директора завода N125
И.С.Левина с прибывшим в Иркутск после завершения боев у озера
Хасан маршалом В.К.Блюхером. Были даны оценки действий СБ
намечены меры по их совершенствованию и скорейшему увеличению
объемов производства. Содействие В.К.Блюхера помогло ускорить
внедрение новых разработок А.А.Архангельского и в частности
протектированных топливных баков. Эти мероприятия повысили
защищенность СБ от воздействия пулеметного огня винтовочного
калибра.
Известен случай когда в Китае одному СБ довелось вести бой с
большой группой япон-
ских истребителей два из которых были сбиты а бомбардировщик
несмотря на многочисленные пробоины сумел дотянуть до своей
территории.
Насколько был изрешечен самолет можно судить по тому факту
что только стрелок-радист Н.Д.Зезюлин получил 18 пулевых ранений.
Как и в Испании в Китае СБ действовали без истребительного
прикрытия...
В 1938-1940 гг. были созданы самолеты СБ с двигателями М-103 и
М-105 и винтами-автоматами ВИШ-22. Однако рост массы самолета
вызванный установкой нового оборудования и вооружения не позволил
добиться увеличения скорости. Стало очевидно что СБ исчерпал
возможности дальнейшего совершенствования и ему на смену должен
прийти бомбардировщик нового типа. В конце 1940 года серийный
выпуск СБ был прекращен.
Всего в СССР был построен 6831 бомбардировщик этого типа. Из
них Иркутский завод N125 в 1936-1940 гг. выпустил 837 самолетов СБ
различных модификаций.
С первых дней Великой Отечественной Войны СБ активно
использовались в боях и на советско-германском фронте оставались
на вооружении ряда бомбардировочных и разведывательных частей
вплоть до мая 1945 года. Приняли участие эти самолеты и в боевых
действиях против Японии в августе 1945-го.
Тактико-технические характеристики самолетов СБ
Тип самолета
АНТ-40
опытный
АНТ-40
СБ
СБ
СБ
СБ
СБ
Год выпуска
1934
1934
1936
1937
1938
1939
1940
Размах крыла м
-
-
-
-
-
-
-
Длина самолета
м
-
-
-
-
-
-
-
Площадь крыла
м2
46 3
52 0
56 7
56 7
56 7
56 7
56 7
Тип двигателей
"Циклон"
12Y
М-100
М-100А
М-103
М-103
М-105
Мощность л.с.
730
-
750
860
960
960
1050
Нормальная
взлетная масса
кг:
4717
4850
5628
5810
6175
6362
6700
Максимальная
взлетная масса
кг:
-
5350
6360
-
7750
8050
8050
Нормальная
бомбовая
нагрузка кг:
500
500
500
500
500
500
500
Максимальная
бомбовая
нагрузка кг:
600
600
600
600
1500
1500
1800
Максимальная
скорость км/ч
325
404
393
412
419
450
445
Практический
потолок м
6800
9400
9000
-
9600
9300
9000
Дальность
полета км
700
-
2187
-
1450
1350
1200
Назад...
http://www.irkut.ru/company/history/sb.shtml Самолёт СБ