|
|
От
|
МишаТ
|
|
|
К
|
МишаТ
|
|
|
Дата
|
25.05.2008 19:57:46
|
|
|
Рубрики
|
1936-1945 гг.;
|
|
Ре: 22 июня...
ДОКЛАД КОМАНДУЮЩЕГО ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМИ СИЛАМИ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА
КОМАНДУЮЩЕМУ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМИ СИЛАМИ КРАСНОЙ АРМИИ ОТ 21 АВГУСТА 1941 г.
О БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ФРОНТА
ЗА ПЕРИОД С 22 ИЮНЯ ПО 10 АВГУСТА 1941 г.
Сов. секретно
Особой важности
Командующему Военно-Воздушными силами Красной Армии генерал-лейтенанту авиации тов. Жигареву
I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ЧАСТЕЙ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ПО СОСТОЯНИЮ НА 22.6.41 г.
1. В состав Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта к началу войны входили:
а) 14-я смешанная авиационная дивизия — 17, 46, 89-й истребительные и 253-й штурмовой авиационные полки;
б) 15-я смешанная авиационная дивизия — 23, 28, 164-й истребительные и 66-й штурмовой авиационные полки;
в) 16-я смешанная авиационная дивизия — 87-й и 92-й истребительные, 86-й ближне-бомбардировочный авиационные полки;
г) 17-я смешанная авиационная дивизия—20, 91-й истребительные, 48, 224, 225, 242-й и 244-й ближне-бомбардировочные авиационные полки;
д) 18-я дальне-бомбардировочная авиационная дивизия — 90-й и 93-й дальне-бомбардировочные авиационные полки;
е) 19-я бомбардировочная авиационная дивизия—33, 136-й и 138-й ближне-бомбардировочные авиационные полки;
ж) 36-я истребительная авиационная дивизия — 2, 43, 254-й и 255-й истребительные авиационные полки;
з) 44-я истребительная авиационная дивизия—88, 248, 249-й и 252-й истребительные авиационные полки;
и) 62-я бомбардировочная авиационная дивизия —52, 94, 226, 227-й ближне-бомбардировочные, 243-й и 245-й штурмовые авиационные полки;
к) 63-я смешанная авиационная дивизия — 165-й истребительный и 62-й штурмовой авиационные полки;
л) 64-я истребительная авиационная дивизия—12, 49, 166, 246-й — и 247-й истребительные авиационные полки;
м) 315-й и 316-й разведывательные авиационные полки.
2. Укомплектованность авиационных полков, входивших в состав Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта, самолетами, летным составом и их боевая готовность по состоянию на 22.6.41 г.
(см. Таблицу)
3. Всего по Военно-Воздушным силам Юго-Западного фронта к 22.6.41 г. по видам авиации имелось:
а) Истребительная авиация:
Самолетов:
МИГ-3 159
ЯК-2* 64
И-16 450
И-153 493
Итого 1166
*Так в документе. Следует читать "Як-1"
б) Бомбардировочная авиация:
Самолетов:
ПЕ-2 68
АР-2 23
ЯК-2-4 49
СБ 214
СУ-2 114
ДБ-ЗФ 119
Итого 587
в) Штурмовая авиация:
Самолетов:
И-153 81
И-15-БИС 111
ИЛ-2 5
Итого 197
г) Разведывательная авиация:
Самолетов:
ЯК-4 31
СБ 22
Итого 53
Всего самолетов — 2003
д) Боеготовых экипажей
Истребительная авиация
Бомбардировочная авиация
Штурмовая авиация
Разведывательная авиация
Итого
Подготовленных к боевым действиям днем в простых метеорологических условиях
919
730
156
60
1865
Подготовленных к боевым действиям днем в сложных метеорологических условиях
434
161
595
Подготовленных к боевым действиям ночью
262
99
361
Подготовленных к боевым действиям на высотах более 6000 м
444
91
535
4. Кадры и летный состав второго этапа обучения частей Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта, имевших на вооружении самолеты старых типов (И-16, И-153, СБ и другие), к боевым действиям были подготовлены хорошо. Летный состав первого этапа обучения — слабо.
Летный состав частей, перевооруженных в 1941 г. на новую материальную часть (МИГ-3, ЯК-1, ЯК-2-4, ПЕ-2, СУ-2 и другие), к началу войны боевым применением на новой материальной части не овладел и к боевым действиям был подготовлен слабо.
5. В целом Военно-Воздушные силы Юго-Западного фронта к боевым действиям были подготовлены недостаточно по причинам:
а) При перевооружении частей Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта на новую материальную часть некоторые старые сколоченные авиационные полки (52, 48-й ближне-бомбардировочные авиационные полки и другие) к началу боевых действий не имели необходимого количества самолетов новых типов, а старая материальная часть у них была взята для новых формирований, в результате чего эти полки оказались перед началом войны в состоянии пониженной боеспособности;
б) Летный состав всех авиационных полков, перевооруженных на новую материальную часть в период, непосредственно предшествовавший войне, стрелковым и бомбардировочным вооружением самолетов новых типов не овладел, в результате чего в первые дни войны новая материальная часть использовалась недостаточно эффективно;
в) Некоторые авиационные полки формирования 1940 г. (224, 225, 138-й ближне-бомбардировочные авиационные полки и другие) были укомплектованы материальной частью только на 20—50% штатной нормы, в результате чего их удельный вес в боевых действиях был незначителен;
г) Командирами авиационных дивизий и авиационных полков Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта зимний период 1940 — 41 гг. очень слабо был использован для проведения боевой подготовки с полетами при снежном покрове аэродромов на колесах, в результате чего молодые летчики в своем подавляющем большинстве зимой летали очень мало и введены в строй не были, а период май — июнь (период напряженной летной работы) не обеспечил необходимой их подготовки к боевым действиям;
д) В частях Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта до начала войны вопросы маскировки аэродромов и находящихся на них самолетов решены не были, противовоздушная оборона аэродромов была организована неудовлетворительно, что объясняется не только отсутствием необходимых маскировочных средств, некомплектом средств противовоздушной обороны, но и тем, что этим вопросом со стороны командиров всех степеней должного внимания не уделялось;
е) Отсутствие необходимой организованности и четкости в действиях летных и наземных частей Военно-Воздушных сил фронта при отражении налетов авиации противника на наши аэродромы в первые три дня войны подтверждают, что боевая готовность частей Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта была на низком уровне и в этот ответственный период действия летных и наземных частей Военно-Воздушных сил по боевой тревоге не соответствовали требованиям приказа Народного комиссара обороны СССР № 075—38 г.
[...]
II. БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ЗА ПЕРИОД С 22.6 ПО 10.8.41 г.
1. В период с 22.6 по 10.8.41 г. Военно-Воздушные силы Юго-Западного фронта выполняли следующие задачи:
а) Уничтожение мотомеханизированных частей противника, прорвавшихся на нашу территорию, на дорогах и в местах их сосредоточения;
б) Уничтожение танков, пехоты, артиллерии и огневых минометных и пулеметных точек противника на поле боя во взаимодействии с наземными войсками;
в) Прикрытие наших войск в районах их сосредоточения и на поле боя;
г) Прикрытие своих аэродромов, крупных населенных пунктов, железнодорожных узлов, мостов и переправ через рр. Днепр, Припять, Десна и другие;
д) Борьба с авиацией противника в воздухе и на земле;
е) Ведение непрерывной воздушной разведки в интересах штабов армии и штаба фронта.
Основной задачей Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта на протяжении всего периода боевых действий являлась борьба с мотомеханизированными частями противника, прорвавшимися на нашу территорию.
2. В период с 22.6 по 1.7.41 г. основные усилия Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта были направлены на уничтожение мотомеханизированных частей противника в районах Копель, Усьтилуг, Сокаль, Радзехув, Луцк, Ровно, Дубно, Кременец, Оструг.
Одновременно с выполнением задач по уничтожению мотомеханизированных частей противника в указанных районах Военно-Воздушные силы фронта прикрывали в тех же районах наши мотомеханизированные части, прикрывали Львов, Дрогобыч, Станнславув, Черновицы, Тарнополь и железнодорожные узлы Новоград Волынский, Шепетовка, Тарнополь.
В результате бомбардировочных и штурмовых действий Военно-Воздушных сил фронта противнику нанесены серьезные потери. В период 28.6—29.6.41 г. вышедшая в район Оструг танковая группа противника (до дивизии) действиями наших бомбардировщиков во взаимодействии с войсками Шепетовского укрепленного района от Оструг была отброшена и рассеяна в лесах западнее и юго-западнее Оструг. Наступление противника в направлении Оструг, Славута, Шепетовка было задержано.
К недостаткам в действиях Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта нужно отнести очень слабую организацию взаимодействия летных частей с наземными войсками. Штабы Военно-Воздушных сил армий, не укомплектованные личным составом, организовать взаимодействие летных частей с наземными войсками не могли, а штаб Военно-Воздушных сил фронта с этой задачей не справился. Наши наземные войска в этот период свое расположение, как правило, условными сигналами не обозначали, что затрудняло действия летных частей в интересах наземных войск непосредственно на поле боя.
3. В период с 1.7 по 1.8.41 г. Военно-Воздушные силы Юго-Западного фронта во взаимодействии с наземными войсками уничтожали мотомеханизированные части противника в районах:
а) Новоград Волынский, Ровно, Луцк, Дубно, Славута;
б) Золочов, Трембовля, Тарнополь, Волочиск;
в) Шепетовка, Нв. Мирополь, Полонное, Бердичев;
г) Житомир, Фастов, Брусилов, Коростышев, Юров;
д) Бердичев, Казатин, Тетиев, Звенигородка, Тараща, Белая Церковь;
е) Малин, Черняхов, Топорище;
ж) Перед фронтом 5, 6-й и 12-й армий во взаимодействии с наземными войсками.
Одновременно с выполнением задач по уничтожению мотомеханизированных частей противника Военно-Воздушные силы фронта действовали по аэродромам противника с задачей уничтожения находящейся на них материальной части.
Истребительная авиация прикрывала наши войска, города и железнодорожные узлы: Киев, Нежин, Чернигов, Бахмач, Конотоп; железнодорожные мосты и переправы через рр. Днепр, Припять. Десна.
В результате бомбардировочных и штурмовых действий летных частей по взаимодействии с наземными войсками в районе Славута, Полонное, Нв. Мирополь нанесены значительные потери мотомеханизированным частям противника, которые на подступах к Славута были задержаны до 9.7.41 г.
Мотомеханизированные части противника, прорвавшиеся по шоссе Новоград Волынский, Житомир, Киев и через Бердичев на Житомир, Киев, подверглись интенсивным бомбардировочным и штурмовым действиям нашей авиации, в результате чего в период 9.7— 14.7.41 г. было рассеяно и частично уничтожено до танковой дивизии противника в районе Житомир, Коростышев, Юров. Под непрерывным воздействием наших Военно-Воздушных сил могомехаинзированная колонна противника освободила шоссе Житомир, Киев и ушла в леса в и районе Фастов, Брусилов, Юров, понеся большие потери.
К 1.7.41 г. были установлены сигналы, обозначающие нашу авиацию, наземные войска, и Военно-Воздушные силы фронта свои боевые действия начали проводить и более тесном взаимодействии с наземными войсками.
4. В период с 1.8 по 10.8.41 г. Военно-Воздушные силы Юго-Западного фронта во взаимодействии с наземными поисками уничтожали мотомеханизированные части перед фронтом 26-й армии и Киевского укрепленного района. Одновременно продолжали прикрывать город Киев, мосты и переправы через рр. Днепр, Припять, Десна и уничтожали авиацию противника на его аэродромах.
В этот же период проводились ночные одиночные и групповые налеты самолетов СБ н Р-5 на аэродромы противника, железнодорожные узлы, железнодорожные станции и места скопления войск противника с задачек их уничтожения и изнурения.
III. ДЕЙСТВИЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ПО АЭРОДРОМАМ ПРОТИВНИКА
1. В период 22.6—1.7.41 г. Военно-Воздушные силы Юго-Западного фронта налетов на аэродромы противника производили очень мало. В этот период борьба с авиацией противника велась преимущественно в воздухе, путем перехвата нашими истребителями самолетов противника и отражения налетов Военно-Воздушных сил противника на наши аэродромы, наземные войска, железнодорожные узлы и другие объекты.
2. В период 1.7—1.8.41 г., параллельно с действиями по мотомеханизированным частям противника, Военно-Воздушные силы фронта действовали и по аэродромам противника по данным разведки “на себя”. В этот период были атакованы аэродромные узлы Луцк, Дубно, Тарнополь, Шепетовка, Проскуров, Житомир, Белая Церковь.
3. 25.7.41 г. разведкой было установлено, что противник сосредоточил на аэродромном узле в Белая Церковь большое количество бомбардировочных и истребительных самолетов.
26.7.41 г. белоцерковский аэродромный узел (аэродромы Городище, Узин, Фурсы) был подвергнут неоднократным атакам нашей авиации, в результате которых было уничтожено до 60 разных типов самолетов противника.
4. В период с 1.8 по 10.8.41 г. Военно-Воздушные силы фронта действовали по аэродромам противника в районе Житомир, Бердичев, Белая Церковь.
Налеты производились как в дневное время, так и ночью. В результате действий нашей авиации противник был вынужден аэродромный узел Белая Церковь освободить.
5. Всего за период с 1.7 по 10.8.41 г. частями Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта уничтожено на аэродромах 172 самолета противника. Эти сведения не являются достаточно полными, так как потери, нанесенные Военно-Воздушным силам противника при ночных налетах, полностью не учтены.
Ночные налеты на аэродромы противника проходят достаточно эффективно, даже при использовании самолетов старых типов, при незначительных потерях с нашей стороны.
Действия Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта по аэродромам противника в период с 1.7 по 10.8.41 г. проводились достаточно успешно, но в ограниченных масштабах по количеству самолето-вылетов. Более широкое проведение налетов на аэродромы противника не представлялось возможным, ввиду ограниченного количества самолетов, имеющихся в составе Военно-Воздушных сил фронта.
[...]
VII. ОБЩИЕ КРАТКИЕ ВЫВОДЫ О БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ЗА ПЕРИОД С 22.6 ПО 10.8.41 г.
1. По состоянию на 22.6.41 г. из летного состава частей Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта хорошо были подготовлены к боевым действиям на старых типах самолетов (И-16, И-153, СБ и другие) кадры и летные экипажи второго и более годов службы.
Кадры и летный состав второго и более годов службы частей, перевооруженных на самолеты новых типов (МИГ-3, ЯК-1, ЯК-2-4, ПЕ-2 и другие), боевым применением на новой материальной части к началу войны полностью не овладели и к боевым действиям были подготовлены недостаточно.
Летный состав первого года службы к боевым действиям был подготовлен слабо.
2. Военно-Воздушные силы Юго-Западного фронта в целом не были подготовлены к отражению внезапных налетов Военно-Воздушных сил противника на наши аэродромы и к выходу из-под удара. 22.6.41 г. первые налеты противника на наши аэродромы прифронтовой полосы значительных потерь нашим летным частям не нанесли, но в результате слабого руководства со стороны командиров авиационных дивизий и авиационных полков подчиненными им частями в вопросах организации выхода из-под удара и отражения налетов авиации противника последний, повторными ударами в течение 22.6.41 г. и в последующие два дня нанес нашим летным частям значительные потери, уничтожив и повредив на наших аэродромах за 22, 23 и 24 июня 237 самолетов, что составляет 68 процентов потерь материальной части на своих аэродромах в результате налетов авиации противника за весь период войны.
3. В связи с развернувшимся в 1941 году на аэродромах Военно-Воздушных сил Киевского особого военного округа строительством взлетно-посадочных полос значительная часть аэродромов прифронтовой полосы по состоянию на 22.6.41 г. для производства полетов была непригодна, летные части запасных аэродромов не имели и оставались на ранее занимаемых аэродромах, подвергаясь повторным атакам со стороны Военно-Воздушных сил противника.
4. Штаб Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта 22.6.41 г. был в пути из Киева в Тарнополь, куда прибыл только к исходу дня, в неполном составе по штатам штаба Военно-Воздушных сил Киевского особого военного округа (мирного времени), и управление летными частями в первые дни войны осуществлял неудовлетворительно.
5. Служба воздушного наблюдения, оповещения и связи в пограничной полосе Киевского особого военного округа работала неудовлетворительно. 22.6.41 г. летные части Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта, расположенные на аэродромах прифронтовой полосы, сообщений о перелетах госграницы самолетами противника своевременно не получали.
6. В период с 22.6 по 1.7.41 г. в организации боевой работы летных частей Военно-Воздушных сил фронта было очень много недостатков, из которых наиболее серьезными являются:
а) Первые дни войны (22, 23, 24 июня) Военно-Воздушные силы Юго-Западного фронта действовали недостаточно активно, мало имели повторных вылетов, некоторые бомбардировочные авиационные полки (226, 227-и и другие) к боевой работе не привлекались совершенно, налетов наших войск на аэродромы противника проведено крайне мало.
б) Не было взаимодействия летных частей с наземными войсками и взаимодействия бомбардировщиков с истребителями, в результате чего наземные части в ответственные моменты своей боевой работы не получали своевременной поддержки со стороны Военно-Воздушных сил, а бомбардировщики, летавшие на выполнение боевых заданий без прикрытия истребителями, несли большие потери.
в) В пунктах противовоздушной обороны не было необходимого взаимодействия между зенитной артиллерией и истребительной авиацией. Личный состав наземных средств противовоздушной обороны силуэтов своих самолетов и самолетов противника не знал и часто обстреливал (и сбивал) наши самолеты при полетах последних на выполнение боевых заданий.
г) Летный состав истребительных авиационных полков в воздухе не всегда правильно определял типы и принадлежность других пролетавших самолетов, в результате чего в июне и июле имели случаи обстрела нашими истребителями своих же бомбардировщиков.
д) В боевых действиях Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта слабо учитывалась (особенно в первый период войны) тактика действий Военно-Воздушных сил противника: полеты одиночными самолетами и отдельными мелкими группами на малых высотах; широкое использование облачности в целях маскировки своего полета; стремление истребителей противника, не вступая в бой, отвлечь наших истребителей в сторону от прикрываемого объекта и тем самым облегчить действия своих бомбардировщиков и др.
7. Отмеченные выше недостатки в руководстве и организации боевых действии летных частей Военно-Воздушных сил фронта в июле в основном были устранены.
8. На протяжении всего периода боевых действий Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта (с 22.6 по 10.8.41 г.) со стороны командиров авиационных полков и командиров авиационных дивизий не уделялось достаточного внимании вопросам организации летной работы, в результате чего части Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта имеют очень много небоевых потерь: при катастрофах и авариях разбито и повреждено 242 самолета, что составляет 13 % всех потерь за указанный период.
9. За исключением первых трех дней войны, части Военно-Воздушных сил фронта в боевых действиях были достаточно активны, летали много и боевые задачи выполняли хорошо. Боевыми действиями летных частей Военно-Воздушных сил фронта во взаимодействии с наземными воисками, мотомеханизированным частям и Военно-Воздушным силам противника нанесены большие потери, темпы наступления наземных войск противника значительно снижены.
10. Летный состав частей Военно-Воздушных сил фронта в боевых действиях по наземным войскам противника и в воздушных боях постоянно проявлял свое высокое политико-моральное состояние и исключительную настойчивость и упорство в выполнении приказов и боевых заданий по разгрому врага.
Всего за период с 22.6 по 10.8.41 г. летными частями Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта:
1) Произведено самолето-вылетов — 36 780
2) Сброшено авиационных бомб — 2842 т
3) Израсходовано патронов нормального калибра — 8 533 980 штук
4) Израсходовано патронов крупного калибра — 84 820 штук
5) Израсходовано снарядов ШВАК — 85 717 штук
6) Израсходовано снарядов “РС ”— 2532 штуки
Сбито в воздушных боях и уничтожено на аэродромах самолетов противника — 806.
Приложения [1]:
1. Справка об организации тыла Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта по состоянию на 22.6.41 г.
2. Справка о недостатках вооружения самолетов новых типов (МиГ-3, Як-1, Як-2-4. Пе-2, Ар-2) и характеристика боеприпасов.
3. Боевой состав Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта по состоянию на 1.08.41 г.
4. Список авиационных дивизий, полков, эскадрилий, звеньев и отдельных экипажей Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта, отличившихся в боях с германским фашизмом в период с 22.6 по 30.7.41 г.
Командующий Военно-Воздушными силами
Юго-Западного фронта
генерал-лейтенант авиации Астахов [2]
Военный комиссар Военно-Воздушных сил
Юго-Западного фронта
дивизионный комиссар Гальцев [2]
Начальник штаба Военно-Воздушных сил
Юго-Западного фронта
генерал-майор авиации Шкурин
21 августа 1941 г.
Ф. 229, оп. 181, д. 25. лл. 1—12, 30—33.
--------------------------------------------------------------------------------
1. Приложения не публикуются, т. к. большинство имеющихся в них данных нашли отражение в публикуемых документах.
2. Подписи командующего и военного комиссара на документе отсутствуют.
Источник: Сборник боевых документов. Вып. 38. Воениздат, 1959 г.
Дивизии Полки Наличие самолетов Наличие летного состава Экипажей, подготовленных к боевым действиям
тип количество летчиков летчиков наблюдателей всего днем в простых метеоусловиях в том числе
днем в сложных метеоусловиях ночью на высотах более 6000 м
14 ад управление И-16 2 3 3 3 3 3
17 иап И-153 50 54 51 41 40 45
И-16 1
46 иап И-16 25 66 66 46 20 9
И-153 28
И-15 2
89 иап И-16 66 68 66 36 12 22
253 шап 7
Итого 174 198 0 186 126 75 79
15 ад управление МиГ-3 2 5 5 5 3 2
И-16 1
23 иап МиГ-3 48 60 46 41 41 53
И-153 10
И-16 7
И-15 1
28 иап МиГ-3 48 60 58 33 26 45
И-16 12
164 иап И-16 14 51 34 16
И-153 28
И-15 2
66 шап И-15 58 69 69
Ил-2 5
Итого 236 245 0 212 95 70 100
16 ад управление СБ 2 5 5 3 3 3 3
86 ббап СБ 35 66 90 62 17 10 10
Пе-2 9
87 иап И-16 60 88 76 52 17 17
МиГ-3 4
92 иап И-153 63 75 72 15 15
И-16 5
И-15 4
Итого 182 234 95 213 87 45 30
17 ад управление Як-1 1 7 8 4 4 4 4
И-153 1
СБ 1
20 иап И-153 26 70 63 7 7 55
Як-1 63
91 иап И-153 59 64 59 32 32 21
48 ббап Пе-2 34 67 82 56 16 16 23
СБ 8
224 ббап СБ 13 60 74 60 2 2 2
225 ббап СБ 11 70 65 70 13 13
242 ббап 55 57 23
244 ббап 12
Итого 217 405 286 335 74 74 105
18 ад управление ДБ-3Ф 3 8 9 4 4 2 2
90 дбап ДБ-3Ф 59 54 79 54
93 дбап ДБ-3Ф 57 55 83 55 28 4 7
Итого 119 117 171 113 32 6 9
19 ад управление СБ 2 7 10 3 3 3 3
33 ббап Ар-2 23 73 83 63 17 16
Пе-2 10
СБ 27
136 ббап Як-2 49 58 63 36
СБ 4
138 ббап СБ 27 60 96 37
Итого 142 198 252 139 20 19 3
36 ад управление И-16 1 4 7 4 1 1 1
2 иап И-16 41 46 5 42 26 11 32
И-153 16
43 иап И-16 42 57 4 57 14 14 43
И-153 12
254 иап 6
255 иап
Итого 112 113 16 103 41 26 76
44 ад управление И-16 4 2 7 7 4 2 4
88 иап И-16 71 31 30 3 3 19
248 иап И-153 29 20 16
249 иап И-16 20 21
И-153 12
252 иап И-153 15 11
И-15 15
Итого 166 85 7 53 7 5 23
62 ад управление 2 5 2 2 2 2
52 ббап Пе-2 15 60 86 59 27 12 26
СБ 21
94 ббап СБ 63 59 72 46 13 10
226 ббап Су-2 55 61 56 31
227 ббап Су-2 59 65 86 63 13 13
243 шап
245 шап
Итого 213 247 305 201 55 27 38
63 ад управление 4 1
62 шап И-15бис 9 92 87
И-153 55
165 иап И-16 4 71 51
И-15бис 8
И-153 26
Итого 102 167 1 138 0 0 0
64 ад управление 1 1 1 1 1
12 иап И-16 19 66 4 55 17 11 31
И-153 47
И-15 12
149 иап МиГ-3 56 59 4 41 40 2 40
И-16 13
И-153 49
166 иап И-16 42 67 15
247 иап МиГ-3 1 46
И-153 48
246 иап
Итого 287 239 8 112 58 14 72
315 рап СБ 20 66 85 40
316 рап Як-2, Як-4 31 45 82 20
СБ 2
Итого по ВВС ЮЗФ 2003 2355 1307 1865 595 361 535
Примечание. Строка Итого - по документу, при подсчете итога получается:
подсчет итога 2003 2359 1308 1865 595 361 535
Примечания. Голубым цветом выделены авиационные полки, которые к началу войны находились в стадии формирования, материальной части не имели и участия в боевых действиях не принимали
Зеленым цветом выделены авиационные полки, которые к началу войны находились в стадии формирования