От SK Ответить на сообщение
К hunter019 Ответить по почте
Дата 16.12.2006 11:43:50 Найти в дереве
Рубрики Прочее; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Re: Статья по...

> Советско-германские контакты в области авиастроения 1939-1941 гг. и оценка военно-авиационного потенциала Германии советскими экспертами
> http://www.soldat.ru/doc/stepanov.html
Очень интересная работа с точки зрения постановки вопроса: А что именно и конкретно до винтика дало нам предвоенное сотрудничество с Германией?
Как принято в научных трудах сначала оцениваются данные по теме в предыдущих исследованиях. Только тут нужно учитывать при оценках еще один фактор. Если бы тот же Соболев и другие авторы в своих работах привели подробную расшифровку "обтекаемых" формулировок, как того хочет Степанов, то эти книги должны были бы издаваться в "Науке", а не являться коммерческими проектами.
Это же был 1996 год, когда все выживали как могли.
Отмечу, что правильная постановка вопроса - это уже пол- дела. Статья лишний раз подтверждает тезис, что наш авиапром гнал количество при удовлетворительном (иногда весьма)качестве. Этому способствовало практически все: ошибки в оценке немецкого потенциала и количественного состава ЛВ, недостатки технического парка авиазаводов и партийный контроль (а в конечном итоге конкретные люди).
Чтобы это все досконально изучить и проверить одной жизни явно мало.
Из замечаний. На мой взгляд оценивать важность поставок военной техники только их стоимостью (табл. со ссылкой 13)не вполне корректно, так как цена "Лютцова" и другой морской техники была несравнима с другими образцами вооружений.
Второе, не только И.Ф.Петров оценивал промышленный потенциал Германии. Свои доклады, очевидно, составляли и другие специалисты, каждый в своей области. Да и верить Петрову достаточно сложно. Он же не имел непосредственного отношения к производству самолетов.
Мог ли он только по увиденному размеру заводов, количеству и типу станочного парка, количеству самолетов (моторов) в цехе окончательной сборки сделать такой судьбоносный вывод? Есть же еще поставщики и смежники, которых ему не показывали, да и цифр производства алюминия и листа из него Петрову никто не сообщал. А на прямые вопросы типа: а сколько вы выпускаете в месяц немцы вряд ли отвечали честно, если отвечали вообще. В то же время сам Степанов пишет, что человек сделавший такие важные оценки, не смог оценить по материалам испытаний резервы развития немецкой авиатехники.
По Степанову получается:
1. "Ястреб" Петров инспирировал разрушительную для нашего авиапрома (и для страны тоже) гонку авиационных вооружений.
2. Специалисты его ведомства, изучив немецкие самолеты, пришли к выводу, что мы технически не отстаем и достаточно будет только догнать количественно (на эту задачу "бросили" бывшего партбосса Шахурина).
3. Ресурсы авиапрома вместо НИОКР потратили на расширение мощностей. В какой-то мере это помогло нам победить в войне (новые авиазаводы построили на востоке страны), но в области реактивной техники мы отстали.
В связи с этим у меня возник вопрос, а кто персонально ездил в загранкомандировки и как эти люди характеризовались как специалисты? Ни для кого не секрет, что в советское время загранкомандировка была лакомым кусочком (на три генерала один мужик, который и составил отчет в силу своего разумения). Пробить бы еще не репрессировали ли добрую часть этих специалистов за вполне конкретные дела. Типа шпионаж в пользу Германии.
Это вот так на первый взгляд по горячим следам прочтения.
СК