От Сергей Зыков
К All
Дата 20.10.2003 14:22:07
Рубрики Люди и авиация;

"кобра" летчика Федюшина

ПЯТНИЦА, 8 АВГУСТА
ГАЗЕТА "НОВОСТИ", № 112 (436) 1997

52 года назад, 8 августа 1945 года, Советский Союз объявил войну Японии. Армия перешла границу Китая и Кореи, флот начал высадку десанта в корейские порты, на Курилы и Сахалин. Авиация бомбила аэродромы, порты Юки, Расин, Сейсин. В числе других авиационных частей бомбардеров сопровождали летчики 6-го истребительного полка. В кабине одного из Ла-7 сидел лейтенант Николай Федюшин - совсем юнец, которого, однако, в учебных боях не могли сбить лучшие асы ВВС ТОФ...

НЕПОБЕДИМЫЙ ФЕДЮШИН

Михаил Чевычелов

Посадка на Второй Речке
Там, где сейчас улица Бородинская, заводы "Изумруд" и "Дальприбор", в августе 1945-го был аэродром флотской авиации - с самолетными стоянками, техническими домиками, землянками и выцветшими от солнца палатками, разбитыми на пригорке возле стекавшего с сопки ручья.
Командир 6-го истребительного полка майор Александр Азевич следил, как со стороны Амурского залива заходили на посадку его молодые летчики. Полутора километров полосы впритык хватало для пробега быстрых Ла-7. Начиналась она сразу за домами улицы Великорусской и огромными развесистыми тополями, а заканчивалась страшными буераками. По-снайперски не прицелишься - быть беде.
Со стороны горной гряды наползал мощный облачный вал. Он грозил опуститься на аэродром, затянуть все мокрой пеленой, поэтому комполка немного нервничал. Но все шло нормально. В воздухе оставались всего два самолета.
Лейтенант Иванченко шел высоковато и с превышением скорости. Внести поправки не успел и грохнулся на полосу на большой скорости и с перелетом. Стал резко тормозить, самолет закрутило, стойки шасси подломились, и самолет сел на пузо.
Шедший следом лейтенант Федюшин видел всю эту картину и без приказания с земли пошел на второй круг. Но шасси и посадочные щитки были уже выпущены, впереди вставала гряда сопок с ползущим поверху облачным валом, скорость самолет набирал с великим трудом. Чудом проскочил он над вершинами сопок, а когда садился, туман уже заволакивал аэродром.

Фирменный секрет Ивана Каберова
Выпускник летного училища курсант Федюшин одним из первых сдавал экзамен по летной подготовке. Принимал его известный морской летчик-тихоокеанец Герой Советского Союза Иван Каберов. За 11 минут курсанту предстояло взлететь, набрать высоту 5 тысяч метров, выполнить комплекс фигур высшего пилотажа и вернуться на аэродром. Федюшин уложился в 7 минут.
- Теперь смотри, Федюшин, и запоминай, что я буду делать.
В бою это тебе пригодится, - сказал Каберов.
Он взял управление на себя, разогнал самолет и бросил его почти вертикально вверх. И вот на этой восходящей вертикали он сделал что-то педалями и ручкой управления, от чего самолет словно споткнулся и начал резко разворачиваться влево на обратный курс. Перегрузка была страшная. Федюшину показалось, что самолет не выдержит, развалится. После этого инструктор объяснил курсанту порядок действий и потребовал воспроизвести маневр. Так Федюшин стал обладателем фирменного секрета прославленного аса.
Когда комэск рассказал Азевичу про летчика, последним садившегося на аэродром, он добавил: "Только он не последний у нас, а первый. В воздушном бою ему нет равных. На себе убедился. Всем "хвоста" накрутил, и мне в том числе".
- Не может быть! Ты же фронтовой летчик - и поддался зеленому лейтенанту. Запланируй-ка мне бой с ним. Я быстренько его секрет разгадаю.

Побитый комполка
Майор Александр Азевич по праву считался одним из лучших летчиков дивизии. Он воевал на западе, имел на боевом счету около десяти немецких самолетов, когда в 1943 г. его направили на Тихоокеанский флот для обучения молодых летчиков приемам воздушного боя. Он виртуозно владел самолетом Ла-7 и отлично дрался, особенно на вертикалях. Вот с кем предстояло сразиться недавнему выпускнику летного училища.
Самолеты Азевича и Федюшина шли рядом. Комполка приказал расходиться для боя. Понял, ответил лейтенант, и тут же бросил машину в набор высоты. Через какие-то мгновения он уже висел на хвосте у майора. Тот попытался уйти от него переворотом через крыло, но Федюшин буквально вцепился в комполка и в упор расстреливал его из фотопулемета.
Чего только не предпринимал Азевич: косые петли, виражи, боевые развороты и перевороты через крыло - ничего не помогало. Лейтенант Федюшин буквально через несколько секунд после начала боя уже заходил в атаку сзади.
Мокрый от пота, измочаленный перегрузками, усталый и раздосадованный, майор выбрался из кабины. Федюшин подошел и, как положено, обратился за разрешением получить замечания.
- Лучше расскажи, как ты умудряешься мгновенно разворачивать самолет на обратный курс, - проворчал Азевич.
И Федюшин рассказал то, чему его научил капитан Каберов. В самом начале боя он бросает самолет в набор высоты под углом 40-50 градусов. Потом, если надо развернуться влево, дает руль поворота влево и одновременно с этим - ручку управления резко от себя и вправо. Самолет ломает вертикаль и, словно санки на ледяной горке, мгновенно разворачивается на обратный курс. Главное, что нужно, - точно рассчитать перегрузку, чтобы не отвалился хвост.
Утром следующего дня Азевич построил полк и вызвал лейтенанта Федюшина - бравого, подтянутого, первого красавца в полку. Майор честно признался, что был в хвост и в гриву бит молодым летчиком и приказал всем освоить его "секретное оружие".
... Через неделю после этого, рано утром 9 августа 1945 г., полк попарно взлетал с аэродрома на Второй Речке на сопровождение бомбардировщиков. Лейтенанту Федюшину не удалось проверить себя в настоящем воздушном бою - в воздухе господствовала советская авиация, уцелевшие японские самолеты подниматься в небо не рисковали. Зато он отвел душу на штурмовках - 20-миллиметровые пушки истребителя работали как камне- и бронедробилки.

Аэродром на Второй Речке, второй справа - лейтенант Николай Федюшин, август 1945 г

ДОСЬЕ "Н"
Истребитель Ла-7 конструктора Семена Лавочкина являлся 
дальнейшим развитием самолетов ЛаГГ-3 
и Ла-5. Появился на фронте в 1943 г. Топливные баки 
размещались в крыле. 
Скорость достигала 680 км/час, потолок -11 тысяч метров, 
Вооружение состояло из трех пушек калибра 20 мм. 
Всего было выпущено 5753 самолета Ла-7.




От joleg
К Сергей Зыков (20.10.2003 14:22:07)
Дата 20.10.2003 20:56:35

Re: "кобра" летчика...


>...он бросает самолет в набор высоты под углом 40-50 градусов. Потом, если надо развернуться влево, дает руль поворота влево и одновременно с этим - ручку управления резко от себя и вправо...

Это SnapRoll. С отрицательными перегрузками и с потерей скорости... Не знаю как на Ла-7, но IMHO в такой конфигурации даже на R/C модели это не самый быстрый способ разворота.

С уважением, joleg

От Морской Подкотик
К joleg (20.10.2003 20:56:35)
Дата 21.10.2003 06:36:54

Re: "кобра" летчика...


>>...он бросает самолет в набор высоты под углом 40-50 градусов. Потом, если надо развернуться влево, дает руль поворота влево и одновременно с этим - ручку управления резко от себя и вправо...
>
>Это SnapRoll. С отрицательными перегрузками и с потерей скорости... Не знаю как на Ла-7, но IMHO в такой конфигурации даже на R/C модели это не самый быстрый способ разворота.

>С уважением, joleg

Сударь,

Боюсь что Вы ошибаетесь. Этот маневр называется Hammer Turn, Wing Over или High Yo-Yo.
Если не ошибаюсь часто использовался истебительями-бомбардировщиками для быстрой повторной атаки.
Snap Roll производится без набора высоты и на малой скорости.

С глубоким уважением
МП

От joleg
К Морской Подкотик (21.10.2003 06:36:54)
Дата 21.10.2003 21:04:28

Re: "кобра" летчика...

Доброго времени суток, уважаемый Морской Подкотик!

>... Боюсь что Вы ошибаетесь. Этот маневр называется Hammer Turn, Wing Over или High Yo-Yo...

Насчет того, что это пилотажный Snap Roll - точно ошибаюсь, движения на рулях на подъеме похожи...

А на Wing Over не похоже:


На High Yo-Yo вроде тоже:
и неплохо изображено тут:
http://www.angelfire.com/games4/bootcamp/AirCombat/HighYoYo.html

А Hammer Turn я, к своему стыду, не нашел (на Hammerhead совсем не похоже)

Может, я не по тем ссылкам пошел?

И еще мне совсем непонятно, почему во второй фазе не ручка на себя (дача ручки вправо - аналогично)...

С уважением и надеждой на продолжение дискусии, joleg

От Морской Подкотик
К joleg (21.10.2003 21:04:28)
Дата 22.10.2003 03:54:29

Re: "кобра" летчика...

Добрый вечер,

>Он взял управление на себя, разогнал самолет и бросил его почти вертикально вверх. И вот на этой восходящей вертикали он сделал что-то педалями и ручкой управления, от чего самолет словно споткнулся и начал резко разворачиваться влево на обратный курс.

>В самом начале боя он бросает самолет в набор высоты под углом 40-50 градусов. Потом, если надо развернуться влево, дает руль поворота влево и одновременно с этим - ручку управления резко от себя и вправо. Самолет ломает вертикаль и, словно санки на ледяной горке, мгновенно разворачивается на обратный курс.

Hummer Turn
... pull back on the stick and begin a steep climb. As airplane nears the stall use full rudder to yawn the plane over until its nose is pointing down in the opposite direction of the climb.
... потяните ручку на себя и начните крутой подьём. Когда самолёт приблизится к срыву используйте полный поворот руля до тех пор пока нос самолёта не будет направлен в сторону противоположную подьёму.

Маневр использовался исребителями бомбардировщиками P-47 и другими которые обладали высоко скороподьёмностью и пикированием при атаках на движущиеся цели как коллонны пехоты или автомобилей.

Маневр получил название от выражения "to come down like a (sledge)hammer" - ударить вниз как молот.
Вполне возможно что другие названия и варианты появились позднее.

Почему лётчик давал ручку управления резко (от себя и) вправо я не знаю, возможно это из-за особенностей Ла-7. Возможно на форуме кто-нибудь знает имел ли Ла-7 привычку сваливатся на одно крыло на малых скоростях.

С глубоким уважением
МП

От joleg
К Морской Подкотик (22.10.2003 03:54:29)
Дата 23.10.2003 17:39:05

Re: "кобра" летчика...

Доброго времени суток, уважаемый Морской Подкотик!

>Hummer Turn
>... потяните ручку на себя и начните крутой подьём. Когда самолёт приблизится к срыву используйте полный поворот руля до тех пор пока нос самолёта не будет направлен в сторону противоположную подьёму.

Спасибо. Внимательно посмотрел... IMHO, все это варианты поворота на горке... Далеко не самый быстрый маневр, но хорошо координируемый при пилотаже в группе.

Вспомнился один случай из мемуаров - найду ссылку - обязательно отпишу.

Корневой постинг
https://vif2ne.su/nvi/forum/0/co/35293.htm смотрю...

С глубоким уважением и надеждой на продолжение дискуссии, joleg

От Морской Подкотик
К joleg (23.10.2003 17:39:05)
Дата 25.10.2003 21:12:38

Re: "кобра" летчика...

>Доброго времени суток, уважаемый Морской Подкотик!

>>Hummer Turn
>>... потяните ручку на себя и начните крутой подьём. Когда самолёт приблизится к срыву используйте полный поворот руля до тех пор пока нос самолёта не будет направлен в сторону противоположную подьёму.
>
>Спасибо. Внимательно посмотрел... IMHO, все это варианты поворота на горке... Далеко не самый быстрый маневр, но хорошо координируемый при пилотаже в группе.

>Вспомнился один случай из мемуаров - найду ссылку - обязательно отпишу.

Добрый день,

Судя по ответу Serge Turchin на мой вопрос, ла-7 имел тенденцию сваливаться на крыло на малых скоростях и дольших углах атаки.

>Все Ла это имели в той или иной степени. По той причине, что у них выхлоп концентрировался в группе патрубков слева и справа от двигателя. Плюс выход охлаждающего воздуха был сделан не при помощи регулируемой юбки по всей окружности фюзеляжа, а через два ковша. В результате чего портилась картина обтекани плоскостей самолета. На Ла-7 этот недочет несколько погасили в сравнении с Ла-5, но до конца его не изжили. Кстати, Поликарпов на И-185 применил более сложное решение организации внутренней аэродинамики и выхлопа. И видно неспроста.

Эта тенденция наверное и являлась причиной по которой Федюшин должен был выполнять быструю коррекцию крена во время выполнения маневра.

Поскольку вряд ли возможно что Федюшин был знаком с тактикой и маневрами используемыми истребительями-бомбардировщиками союзников факт самостоятельного изобретения и применения подобного манёвта и приодоления некоторых недостатков Ла-7 при исполнении этого манёвра говорит о таланте, изобретательнсти и смелости Федюшина.

На счет самого манёвра, один раз мне пришлось видеть его выполнение на авиа шоу и он оcтавляет глубокое впечатление. Самолет зависает в воздухе и используя обдув руля потоком от винта совершает поворот 180 вокруг вертикальной оси. Поворот действительно не из самых быстрых но имеет приимущество в том, что при повороте не происходит отклонений по курсу.

С глубоким уважением
МП

От joleg
К Морской Подкотик (25.10.2003 21:12:38)
Дата 28.10.2003 16:30:25

Re: "кобра" летчика...

Доброго времени суток, уважаемый Морской Подкотик!

>>>Hummer Turn
>>>... потяните ручку на себя и начните крутой подьём. Когда самолёт приблизится к срыву используйте полный поворот руля до тех пор пока нос самолёта не будет направлен в сторону противоположную подьёму.
>>
>>Спасибо. Внимательно посмотрел... IMHO, все это варианты поворота на горке... Далеко не самый быстрый маневр, но хорошо координируемый при пилотаже в группе.

>Судя по ответу Serge Turchin...
Да, Посмотрел. Но это на МАЛОЙ скорости...
Обсуждаемый маневр выполняется не на малой скорости. И где дача ручки от себя?

>Эта тенденция наверное и являлась причиной по которой Федюшин должен был выполнять быструю коррекцию крена во время выполнения маневра.
Это совсем другой маневр. Смотри выше. Кроме, того, с креном разворот быстрее.

>Поскольку вряд ли возможно что Федюшин был знаком с тактикой и маневрами используемыми истребительями-бомбардировщиками союзников факт самостоятельного изобретения и применения подобного манёвта и приодоления некоторых недостатков Ла-7 при исполнении этого манёвра говорит о таланте, изобретательнсти и смелости Федюшина.

Это все варианты поворота/разворота на горке. При них ручка от себя не отдается. Остальное - лирика. Я ни коим образом не ставлю под сомнения качества летчика. Обсуждается фигура боевого пилотажа на поршневых машинах.

>На счет самого манёвра, один раз мне пришлось видеть его выполнение на авиа шоу и он оcтавляет глубокое впечатление. Самолет зависает в воздухе и используя обдув руля потоком от винта совершает поворот 180 вокруг вертикальной оси. Поворот действительно не из самых быстрых но имеет приимущество в том, что при повороте не происходит отклонений по курсу.
Как Вы думаете, что при этом маневре будет будет делать МЗА в боевой обстановке и что будет при этом с самолетом? И этот маневр далеко не Hammer Turn, Wing Over или High Yo-Yo. Совершенно другая работа упраляющими поверхностями. Цель была развернуться быстрее оппонента в учебном воздушном поединке. Быстрее боевого разворота.

Еще несколько цитат из исходного постинга

>Он взял управление на себя, разогнал самолет и бросил его почти вертикально вверх. И вот на этой восходящей вертикали он сделал что-то педалями и ручкой управления, от чего самолет словно споткнулся и начал резко разворачиваться влево на обратный курс. Перегрузка была страшная. Федюшину показалось, что самолет не выдержит, развалится...

Откуда возьмется перегрузка на малой скорости? И отрицательная ли она? Это насчет сомнения в даче ручки от себя и подтверждение выполнения маневра на скорости.

>...Комполка приказал расходиться для боя. Понял, ответил лейтенант, и тут же бросил машину в набор высоты. Через какие-то мгновения он уже висел на хвосте у майора...

Самолет Федюшина просто не успел бы потерять скорость. Или оппонент ваполнив боевой разворот получил преимущество в высоте почти не потеряв скорости.

>...В самом начале боя он бросает самолет в набор высоты под углом 40-50 градусов. Потом, если надо развернуться влево, дает руль поворота влево и одновременно с этим - ручку управления резко от себя и вправо. Самолет ломает вертикаль и, словно санки на ледяной горке, мгновенно разворачивается на обратный курс. Главное, что нужно, - точно рассчитать перегрузку, чтобы не отвалился хвост...

Цитирую повторно. На Hammer Turn, Wing Over или High Yo-Yo совсем не похоже. И на фигуру, где "Самолет зависает в воздухе и используя обдув руля потоком от винта совершает поворот 180 вокруг вертикальной оси" тоже совсем не похоже.

Кстати, пример выполнения штопорной бочки с набором высоты и не на малой скорости: РЛЭ СУ-31:
http://www.avion.ru/info/docs/doc_rle/rle_su31/4.html#4716
Но это тоже не совсем то, или совсем не то...

Вот и пытаюсь разобраться...

>С глубоким уважением
>МП
С уважением и надеждой на продолжение дискусии, joleg

От Андрей Диков
К Сергей Зыков (20.10.2003 14:22:07)
Дата 20.10.2003 14:44:38

Re: "кобра" летчика...

День добрый!

Это только часть статьи? "Непобедимый" - значит что-то должно быть и о боевых действиях?

Кстати, Каберов - он Игорь, не Иван. И не ас-тихоокеанец, а ас-балтиец таки, в смысле ГСС он заработал на КБФ - еще до ТОФа. Кстати, Азевич - из того же 5 ап КБФ, что и Каберов, только из другой эскадрильи. И "ококоло 10 побед" на счету у него небыло, к сожалению.


С уважением, Андрей [
http://www.bergstrombooks.elknet.pl/bc-rs/ ]

От Сергей Зыков
К Андрей Диков (20.10.2003 14:44:38)
Дата 20.10.2003 15:10:33

Re: "кобра" летчика...

Это статья целиком. Может у Чевычелова (бывший летчик, а потом журналист и сотрудник "Боевой Вахты", давно на пенсии) еще что публиковалось не знаю, не слежу.

От Андрей Диков
К Андрей Диков (20.10.2003 14:44:38)
Дата 20.10.2003 14:53:08

Re: "кобра" летчика...

День добрый!

Кстата, Азевич жил после войны в Питере, и Костя Чиркин у него брал интервью давно, только не делится. :) Вот съязвить что-нибудь на коротке про пушечные Ишаки в Испании - пожалуйста, а вспоминить и составить интервью - не дождетесь. :)


С уважением, Андрей [
http://www.bergstrombooks.elknet.pl/bc-rs/ ]