От В.Горбач
К Киселёв олег
Дата 07.01.2009 16:16:46
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

Re: А чего...

>Да почему вообще Сталин должен был париться над тем, сколько у Рычагова в ВВС летчиков бьется? У него что, других проблем в стране мало было? Сталин - не начальник ВВС....

Формально Сталин конечно "не должен париться" согласен полностью, но есть и другая сторона медали. Как там, в "Кавказской пленнице" - нарушитель он не нарушитель, а крупный научный работник, приехал собирать к нам сказки, легенды... При повышенном интересе и не побоюсь этого слова любви Сталина к авиации «вдруг в одночасье» оказывается, что в день бьется несколько самолетов с пилотами, а за год бьются сотни. И это все при том, что в серию запущена масса новых самолетов и моторов, формируются новые полки и дивизии. А виноват получается один Рычагов, который около 7 месяцев у руля и который ничего не делает, ничего не контролирует, постоянно руководство обманывает и до того оборзел, что вождю говорит про «гробы». Не обеляя нисколько Рычагова, доля вины на нем безусловно есть, все таки подобные объяснения представляются мне странными. О дефектах самых разных наших довоенных самолетов (тех же упоминаемых ДБ-3) написано уже достаточно много и понятно, что проблема с аварийностью это комплексная проблема была, соответственно и решать ее надо было комплексно. В ЦК, в правительстве, в НКВД, были же люди «курировавшие» авиацию, в конце концов в частях политруки были, почему этот вопрос выплыл «вдруг», почему на контроль не поставили? Я думаю, сняли его не столько за аварийность, как таковую, а за то, что «за руку поймали» несколько раз, буквально за конкретные случаи обмана ЦК. И собственно то, что его арестовали сразу после начала войны, выглядит уж совсем нехорошо. Лучше бы полк или эскадрилью истребителей дали.

>Я считаю, реальной проблемой Сталина была неразборчиваость в выборе кадров. Такой человек, как Рычагов (при всем искреннем к нему уважении) не должен был занимать должность выше командира истребительной авиадивизии.

Ну он же после Испании покомандовать успел, не просто так его наверх вытянули, не за сбитые самолеты. Я думаю, что практика таких выдвижений («молодая кровь») была на уровне государственной политики. По-моему в книге Чуева (могу ошибаться в фамилии автора) «Сто сорок бесед с Молотовым» Молотовым так объяснялись в том числе и репрессии - надо было сломать инерцию. Ну и потом, чем лучше/хуже Рычагов был того же Хрюкина и других одногодков? А если бы допустим Чкалов не погиб и стал бы главкомом, ситуация бы могла измениться?

> А с другой стороны, раз Рычагов согласился на эту должность - соответсвенно и спрос с него другой, а отмазки в духе "я не в курсе, меня заставили" - уже не катят.

По-моему он сказал «вы заставляете летать нас на гробах». Безусловно, он сказал это, потеряв над собой контроль, но мне кажется доля истины (как он ее видел) в его словах есть. Если бы допустим те же бомбардировщики летевшие из Воронежа не разбились, значит никто бы о нарушении правил полетов так и не узнал и не вспомнил. Я полагаю, летали и нарушали до того не раз. Просто в данном конкретном случае не пронесло. Если о соблюдении правил вспоминают только при катастрофах, на мой взгляд, это показатель эффективности самой системы. Вспомните, что Петляков тоже погиб в нелетную погоду.

>Вы, мне кажется, смайлик забыли поставить... В реале процент "забивания болта" на распоряжения руководства, или формального их исполнения лично меня просто поражает. Взять того же Рычагова на примере СФВ. Ему Ставка ставит задачу разрушить станцию Кемиярви. У Рычагова под рукой полк СБ, но он переадресовывает эту задачу группе Филина, которая располагает... двумя ДБ-3.

Я думаю что некий «процент забивания болта» проще определить, как инерцию. Про боевые действия лучше не начинать :) Там подобных «забиваний» поистине бездонный колодец

>Да нельзя было не гнать! Или мы за десять лет догоняем запад, или нам п.. дец! (простите за вольный пересказ первоисточника). Скажете Сталин ошибался в оценке ситуации?

Сложно сказать сейчас с позиции того, что мы знаем. С одной стороны, что касается авиации, немцы при меньшем количестве нам в 41-м кровавую баню устроили, с другой, сами на собственной «элитарности» в 43-44 погорели. Мне кажется, надо было гнать, но притормаживая. Вот стоило гноить старых спецов вроде Поликарпова? Ну помучились бы, но к 40-му был бы у нас И-18 вполне нормальный на замену И-16, даже при том, что можно было и новые машины запускать одновременно. Слишком часто резкие и неоправданные движения делали имхо.


>Опять же непонятно, что Вы предлагаете взамен. Пусть все буудет так, как есть? Давайте научим 100 человек плавать, бросив 200 в воду? Способные выплывут.

Во время Великой Отечественной так и пришлось делать, только там это соотношение стало намного большим к сожалению.

>История с письмом Голованова в этом смысле весьма показательна. В общем-то далекий от ВВС человек выступает с дельным предложением, его выслушивают и дают ему полны карт-бланш. Находят почти все, что нужно. А в руководстве ВВС, получается, какие-то сироты сидели, с которыми никто разговаривать и считаться не хотел...

Ну Голованову дали «отдельную тему» разработать, а в руководстве ВВС имхо идеологической составляющей не хватало.


>Кстати, с наступающим....
Взаимно с наступившим! :)

От assaur
К В.Горбач (07.01.2009 16:16:46)
Дата 07.01.2009 19:43:38

Re: А чего...


>Я думаю, сняли его не столько за аварийность, как таковую, а за то, что «за руку поймали» несколько раз, буквально за конкретные случаи обмана ЦК.

Исаков, из воспоминаний которого взята фраза о "гробах", пишет:
"...Давались то те, то другие объяснения аварийности, пока очередь не дошла до… Рычагова. Он… вообще был молод, а уж выглядел совершенным мальчишкой по внешности. И вот, когда до него дошла очередь, он вдруг говорит: - Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах!.."

То есть Рычагов прямо говорит, что бороться с аварийностью только борясь с халатностью летного состава, недостаточно.
Конечно, он не хотел отделаться только этой фразой. Но после такой "преамбулы" Сталину слушать его расхотелось. А судя по тому, что Рычагов упомянул "гробы", сказать он хотел о недостатках авиапромышленности.

От Киселёв олег
К assaur (07.01.2009 19:43:38)
Дата 08.01.2009 00:29:43

Re: А чего...



>То есть Рычагов прямо говорит, что бороться с аварийностью только борясь с халатностью летного состава, недостаточно.
>Конечно, он не хотел отделаться только этой фразой. Но после такой "преамбулы" Сталину слушать его расхотелось. А судя по тому, что Рычагов упомянул "гробы", сказать он хотел о недостатках авиапромышленности.

Очень серьезно сомневаюсь, что Рычагов вообще что-либо понимал в недостатках и достоинствах авиапромышленности. Все его военное образование сводится к оконченной ВШЛ и личному опыту. Я думаю, что этой фразой Рычагов:
а) расписсался в собственом бессилии в борьбе с аварийностью;
б) попытался перевалить вину за это на руководство страны, заставляющее его... ну и т.д.;

От deruluft
К assaur (07.01.2009 19:43:38)
Дата 07.01.2009 23:25:11

Re: А чего...


>То есть Рычагов прямо говорит, что бороться с аварийностью только борясь с халатностью летного состава, недостаточно.
>Конечно, он не хотел отделаться только этой фразой. Но после такой "преамбулы" Сталину слушать его расхотелось. А судя по тому, что Рычагов упомянул "гробы", сказать он хотел о недостатках авиапромышленности.

Я не уверен, что Рычагов такое говорил, а Сталин говорил "вы не должны были так сказать". Но если предположить, что Рычагов действительно это говорил, то тем самым, он продемонстрировал, что забил на все приказы НКО, на все меры, которые принимались командованием всех уровней для борьбы с аварийностью.
ЕЩЕ РАЗ ПОВТОРЮДО 41 ГОДА БЫЛА ПРЕДПРИНЯТА КУЧА УСИЛИЙ САМОГО РАЗНОГО ПЛАНА ПРОТИВ АВАРИЙНОСТИ . А Рычагов наверно все эти годы спал? И тут на тебе, оказывается это Сталин виноват, Сталин заставлет всех етать на гробах!


7 марта 1941 года 12 самолетов ДБ-3Ф с аэродрома завода № 18 в г. Воронеже в 53 авиаполк (Кречевицы),
"ВЫ НАС ЗАСТАВЛЯЕТЕ ЛЕТАТЬ НА ГРОБАХ"

23 января 1941 года при перелете авиационного полка из Новосибирска через Семипалатинск в Ташкент, когда из-за грубого нарушения элементарных правил полета 3 самолета разбились, 2 самолета потерпели аварию, при этом погибло 12 и ранено 4 человека экипажей самолетов.
"ВЫ НАС ЗАСТАВЛЯЕТЕ ЛЕТАТЬ НА ГРОБАХ"

в 29 авиадивизии пропал самолет под управлением командира звена младшего лейтенанта тов. Кошляк М.В., а командование дивизии и руководство ВВС не предприняло серьезных мер к розыску пропавшего летчика. Через двадцать дней лейтенант был случайно обнаружен в кабине самолета замерзшим.
"ВЫ НАС ЗАСТАВЛЯЕТЕ ЛЕТАТЬ НА ГРОБАХ"

И про какие гробы идет речь? И-16? Як-1, Миг-3? Лагг-3? ДБ-3? СБ? что-то еще?

От assaur
К deruluft (07.01.2009 23:25:11)
Дата 09.01.2009 00:07:00

Re: А чего...

>И про какие гробы идет речь? И-16? Як-1, Миг-3? Лагг-3? ДБ-3? СБ? что-то еще?

Тут уже было обсуждение о запрете выполнения высшего пилотажа. В чем причина запрета? Низкий уровень всех строевых летчиков, их "расхлябанность" как написано в приказе о Рычагове или дело в увеличении риска аварии вследствии увеличенных нагрузок на самолет?
Вот это гроб и есть: самолет очень похож на настоящий, но имеет очень серьезные ограничения по нагрузкам из-за качества изготовления.