От deruluft Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 01.07.2006 12:57:29 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

2 Владимир Савилов. Немного про Севастополь.

1. Мемуары Кудымова. https://vif2ne.su/nvi/forum/0/security/files/Kudymov.doc
2. Мирные крылья в годы войны. М.: "Воздушный транспорт", 1995
В целях снижения активности действий немецко-фашистской авиации наши ВВС с 30 мая по 9 июня 1942 г. провели ряд эффективных ударов по вражеским аэродромам в широкой полосе от Пскова до Крыма. Но в целом для Красной Армии события летом 1942 г. развивались неблагоприятно. К этому времени немецко-фашистское командование создало значительный перевес сил на южном крыле фронта. Противник снова захватил стратегическую инициативу и в конце июня 1942 г. развернул крупное наступление с целью выхода к нефтеносным районам Кавказа, захвата плодородных районов Дона, Кубани, Крыма, Нижней Волги. Овладев Керченским полуостровом, немецко-фашистские войска на восьмом месяце осады Севастополя предприняли третий, решающий штурм несдающегося города.
Севастопольскому гарнизону, героически защищавшему российский город черноморской славы была срочно организована доставка боеприпасов и продовольствия воздушным путем. Осуществление этой важнейшей операции ВГК поручило Московской авиагруппе ГВФ особого назначения. Из ее состава выделили две эскадрильи по двадцать самолетов ПС-84 с наиболее опытными экипажами, которые 20 июня 1942 г. под руководством В. М. Короткова прибыли в район Краснодара, станицу Корено-вская. В ночь на 21 июня они выполнили уже первый вылет, доставив в Севастополь около 40 т боеприпасов, и вывезли из осажденного города более 500 раненых воинов. Под огнем рвавшихся мин и снарядов первыми приземлились на Херсонесском аэродроме экипажи В.А. Пущинского и В.И. Шутова. И в дальнейшем полеты в Севастополь, как правило, выполнялись ночью, над морем. Единственная площадка — "Херсонесский маяк", оставшаяся в руках защитников города, на которую производили посадку наши самолеты, непрерывно подвергалась артиллерийскому обстрелу и ожесточенным бомбардировкам с воздуха. Кроме того, в районе посадки часто приходилось преодолевать бушевавшие грозы и ливни, но экипажи транспортных самолетов, работая с большим напряжением, проявляли высокое летное мастерство, храбрость и героизм. В операции мужественно действовали экипажи В. Бибикова, К. А. Бухарова, Е. Т. Басова, Г. Волкова, Ф. Ф. Ильченко, В. В. Любимова, В. Кварталова, И. Д. Полосухина, П. М. Русакова, Г. А. Тарана, Н. П. Червякова, А. В. Яковлева и др. Некоторые экипажи, не имевшие возможности приземлиться под огнем противника на "Херсонесском пятачке", сбрасывали свой груз над боевыми позициями севастопольцев.
27 июня 1942 г. командир Московской авиагруппы ГВФ особого назначения В. М. Короткое докладывал командующему 5-й воздушной армии:
"В момент прилета наших самолетов и во время их пребывания на аэродроме "Херсонесский маяк" последний обстреливался интенсивным огнем полевой артиллерии противника. В течение полуторачасового пре-

бывания наших самолетов на аэродроме на него было сброшено свыше сотни снарядов. Одновременно аэродром был подвергнут ожесточенной бомбардировке с воздуха..."1.
Непрерывные бомбежки и обстрелы на Херсонесском аэродроме вывели из строя взлетно-посадочную полосу, которую летчики называли "полосой жизни". Требовались немалые усилия, чтобы, не прекращая полетов, в кратчайшее время восстановить ее. Для осуществления этой работы был выделен известный своей храбростью, мастерством и организаторскими способностями комиссар эскадрильи И. С. Булкин. Вместе с матросами Черноморского флота и воинами Приморской армии он с честью справился с задачей и возвратился в Краснодар. Прием самолетов был продолжен.
После 250-дневной беспримерной обороны Севастополя наши войска были вынуждены оставить город. Самолетами ГВФ срочно отправлялись документы, военное имущество, раненые и офицеры штабов. С максимальной загрузкой 12-тонные машины с трудом отрывались от аэродрома под градом снарядов и мин.
Ночью 30 июня обстрел аэродрома усилился, он уже простреливался пулеметами, но прием последней группы из 30 транспортных самолетов продолжался. Они быстро загружались и взлетали с изрытой снарядами полосы. В числе последних в эту ночь вылетали с "Херсонесского пятачка" экипажи В. И. Шутова, И. Г. Неронова и М. С. Скрыльникова.
На самолете В. И. Шутова вывозились раненый командир 25-й стрелковой Чапаевской дивизии генерал-лейтенант Т. К. Коломиец и 23 старших офицера с документами штаба. Сразу же после взлета ПС-84 попал под обстрел зениток противника. Экипаж, маневрируя и отстреливаясь, ушел от наседавших истребителей, а башенному стрелку К. Сухорукову даже удалось сбить одного стервятника и тот, объятый пламенем, исчез в морской пучине.
К моменту вылета последнего самолета М. Скрыльникова взлетная полоса уже была полностью разрушена, а вся стартовая команда погибла. Под огневыми всполохами пришлось искать для взлета пригодную полоску земли. А на борту были командующий Севастопольским оборонительным районом и Черноморским флотом вице-адмирал Ф. С. Октябрьский, член Военного Совета дивизионный комиссар Н. М. Кулаков, командующий Приморской армией генерал-майор И. Е. Петров, председатель городского комитета обороны Б.А. Борисов и другие руководители, которые оставляли Севастополь по приказу Верховного Главного Командования, сделав для его защиты все возможное. Поступил приказ срочно вылетать. Чувствуя ответственность за безопасность высоких лиц, командир корабля стал взлетать при шквале летящих снарядов, ориентируясь под ослепляющими лучами прожекторов на силуэт маяка, стремясь не угодить в воронки. Но самолет тут же был обнаружен немецкими зенитчиками и попал в новую лавину огня. Пилот чудом успел отвернуть машину и тут же ввел ее в облака. Изменив на 30° направление полета, он ушел от повторных "клещей" ПВО противника.
1 АДВТ, ф. 1,о. 1, д. 81, л. 17.

После продолжительного полета садиться нужно было в Новороссийске, где разместился новый командный пункт севастопольцев, но при подходе к нему аэродром закрыло туманом. Тогда, по приказу Ф. С. Октябрьского, Скрыльников изменил курс на Краснодар, где и приземлились. Командование оборонительного района поблагодарило весь личный состав Московской авиагруппы за помощь защитником Севастополя. Ответственное задание Родины авиаторы Аэрофлота выполнили с честью. За десять ночей они произвели 229 вылетов, доставили защитникам города 218 т боеприпасов и продовольствия, вывезли 1542 раненых, 620 человек из частей ВВС. При этом из-за поломки на "Херсонесском маяке" под бомбежкой был потерян один ПС-84. За все время героической обороны Севастополя части ГВФ произвели 1410 полетов, в том числе 248 — ночью, перевезли 4174 человека и 349 т груза1. 21 июля был издан приказ Командующего Северо-Кавказским фронтом маршала Советского Союза С. М. Буденного и командующего 5-й ВА генерала С. К. Горюнова, в котором боевая работа авиагруппы ГВФ была оценена как отличная и всему личному составу объявлена благодарность2. Многие пилоты были представлены к наградам.


3. Дитрих В. Бомбардировочня эскадра "Эдельвейс". История немецкого военно-воздушного соединения/Пер. М.В. Зефирова. -- М.ЗАО Центрполиграф, 2005. - 222 с. см - http://deruluft.blogspot.com/2005_12_01_deruluft_archive.html

Теперь работа состояла в том, чтобы взло мать одни из самых крепких в мире орешков --крепость Севастополь. Выделенным для этого и тщательно спланированным пяти дням предстояло превратиться в пять недель.
В это время 1./КС51 действовала вместе VIII авиакорпусом под командованием гснс-рал-оберста Вольфрама фон Рихтхофена. Стоит упомянуть об одном из ее успехов, потому что тысячи немецких солдат могли наблюдать его с «трибун» на высотах вокруг Северной бухты в Севастополе.
В течение недель плавучая зенитная батарея' с установленными на ней 164 пушками, стоявшая на якоре в Северной бухте, непосредственно около большого маяка на мысе Херсонес, вела огонь разрушительной силы. Она препятствовала немецким наземным, морским и воздушным силам вести эффективные атаки на опорные пункты крепости. Независимо от того, откуда летели бомбардировщики, из Тирасполя, Китая или Сарабуза2, эта плавучая зенитная батарея была для них настоящей занозой — и при этом очень неприятной.
25 июня, после того как его эскадрилья уже совершила на нее три атаки, командир 2-й эскадрильи гауптман Фурхоп решил выполнить еще одну атаку на эту цель. Вместе с ним должен был вылететь обер-лейтенант Эрнст Хин-
1 Имеется в виду плавучая несамоходная батарея № 3, прозванная защитниками Севастополя «Не тронь меня!». Она была построена на основе центральной секции корпуса одного из заложенных до начала воины линкоров серии «Советский Союз» и введена в строй 3 августа 1941 г.
- С а р а б у з -- ныне Гвардейское, в Крыму. К н-т а и — поселок в 9 км севернее Сарабуза, ныне железно-Дорожная станция Пролетная.

рихс. Идея состояла в том, что Хинрихс, сбросив свои бомбы, подавит зенитный огонь, чтобы он — Фурхоп — мог приблизиться и пора зить плавучую батарею.
Солнце уже садилось, когда они взлетели из Сарабуза. Скоро они были над старым Бахчисарайским дворцом и готовились погрузиться в ад Севастополя. Для того чтобы использовать преимущество преобладавшего западного ветра, Хинрихс проигнорировал старое тактическое правило атаки со стороны солнца и на малой высоте появился над Северной бухтой с востока; в вечернем свете он видел плавучую батарею прямо перед собой. Русская зенитная артиллерия открыла огонь по второму самолету; гаупт-ман Фурхоп набрал высоту, чтобы затем спикировать.
Хинрихс спикировал па свою цель. Экипаж так сконцентрировался на ней, что даже не замечал трассеров, летящих в них. С первого же захода он попал в цель, плавучая батарея затонула, взорвавшиеся боеприпасы покончили с ней раз и навсегда.
Гауптман Фурхоп, уже начавший пикирование, увидел, что бомбы ведущего самолета сделали дело, и прервал атаку. Генерал-оберст фон Рихтхофен пролетал поблизости на своем Физелер «Шторьхе» и видел этот налет. Приземлившись, он сразу же позвонил в эскадру и спросил фамилию пилота, чтобы лично рекомендовать его к награждению Рыцарским крестом. Немедленно представленный к этой награде, обер-лейтенант Хинрихс получил ее только 25 июля, несколько недель спустя. Из-за этого он так никогда и не получил Германский крест в золоте, к которому он уже

был представлен в эскадре. Это событие, по общему признанию, немного обязанное удаче, сыграло решающую роль во взятии Севастополя.
Нехватка боеприпасов потребовала, чтобы каждая бомба сбрасывалась отдельно, и это означало для экипажей, что в ходе налетов на крепость они выполняли в день 25 — 30 пикирований с высоты 3500 до 800 м. В жаркое крымское лето это требовало отнюдь незаурядных физических усилий!
С взятием Севастополя 11-я армия под командованием фон Манштейна завершила захват Крыма. Только в горах Яйла1 осталось небольшое число русских партизан.

4. Авиация и Космонавтика. 6 дбап ( http://deruluft.blogspot.com/2006_02_01_deruluft_archive.html)

В начале лета наибольшее количество боевых вылетов пришлось на цели, расположенные в окрестностях Севастополя. Особое место занимает бомбардировка пресловутой железнодорожной установки особой мощности «Дора». Орудие-монстр обстреливало осажденный Севастополь из района поселка Дуванкой, что в 20 км от города. Попытки вывести пушку из строя
предпринимались неоднократно, но успеха не имели. В очередной раз задачу уничтожить или хотя бы вывести «Дору» из строя поставили перед командованием 132-й бомбардировочной авиадивизии. Командование дивизии поручило уничтожить «Дору» 6-му полку.
Предварительно разведкой были установлены точные координаты сверхмощного орудия.
Ранее налеты производились группами из девяти и более самолетов, но теперь командир полка майор Лукин принял неожиданное решение: 17 июня на боевое задание ушла всего пара ДБ-3. Ведущим шел сам командир. Каждый самолет нес по десятку «соток». Бомбы накрыли цель - после этого налета «Дора» не сделала по Севастополю ни выстрела.



Кроме того надо найти книгу Каравацкий А. 3. Маршрутами мужества. — Минск: Беларусь, 1978. — 224 с.
Генерал-лейтенант Каравацкий прошел в ВВС путь от рядового летчика до командира 3-го бомбардировочного авиационного Бобруйско-Берлинского ордена Суворова корпуса. Это соединение громило врага на Крымском фронте, на Кавказе и Курской дуге, в Белоруссии, Польше, Германии.
В книге рассказано о службе автора в авиации, о боевых делах и подвигах летчиков и штурманов и их судьбах, обо всем, что было увидено и пережито на войне.