От hardy Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 19.04.2005 13:36:11 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; 1945-1991; Версия для печати

Еще о саботаже (3М)

Тут дядя Саша Вишняков, прочитав историю про движок мессера, рассказал случай, произошедший в свое время на 3М.


"Подобный случай (саботажа - hardy) был обнаружен и на 3М, после одной из катастроф. Когда пришлось уменьшать давление в автомате вздыбливания, который просто подкидывал самолет вверх при взлете с грунтового аэродрома.. Самолеты дорабатывались в Москве.
Испытатели за их перегонку запросили кучу денег. Поэтому как всегда перегоняли штатные экипажи.

Вот после ремонта и перегоняли один из самолетиов. По дороге в Энгельс заодно проводился его облет.

Высота примерно 12 тысяч. Пушки замораживаются и производится их проверка. Стрелки ушли на внутреннюю связь, чтобы не мешать и начали отстрел. В это время сработала сигнализация пожара, завыла сирена в кабине и самолет стал падать. Выботка штурвала на себя, триммеров - ничего не помогало. Самолет пикировал с большой скоростью.

На высоте порядка 4 км он также неожиданно вышел и стал слушаться штурвала. Так все органы управления были выбраны на подъем то самолет мгновенно набрал 8 км.

Кормовой стрелок катапультировался , так как не мог связаться с экипажем. Катапультировался успешно, только руки пообморозил - без перчаток сиганул.

На земле причину не могли найти. И комиссия, в состав которой в то время кстати входил Брежнев от правительства уже написала докладную о вине экипажа.

Последний день работы комиссии самолет стоял на стоянке. Двое членов комиссии. Один в самолете, один на земле. Вдруг, тот который на земле видит что все рули ушли на пикирование. Залез в самолет.
- Что набудь трогал?"
- Ничего.

И начались снова поиски неполадки.

В результате в одном из разьемов ШР нашли две перемычки из тонкой контровки. Причем эти разьемы находились в собачнике - отсек в нише переднего шасси. Куда никто никогда не заглядывал и разьемы эти естественно не трогали.

В то время часто срабатывала сигнализация пожара. Датчики были слабоваты. В обычном полете просто контролировали это дело и не обращали особого внимания, потому что есть множество дублирующих систем для проверки пожара на двигателях.

Перемычка объединяла сигнализацию пожара с рулевыми машинками автопилота. При срабатывании рули уходили на пикирование. В случае катастрофы никто бы не нашел этих проводочков. Экипажу повезло то, что перемычки слегка проржавели и контакт был слабый. От прегрузки в пикировании контакт потерялся.

Потом еще на нескольких машинах нашли такую же системы перемычек. Особисты тогда долго раскручивали это дело. А ШР стали опломбироваться

Обычно такие системы не ломаются. За мою жизнь - ни разу. Даже на ремонтных заводах проводку не меняли. Менялась только раз после сброса ядерной бомбы где-то в середине 50-х..

Говорят кто-то был арестован. Но это особисты не разглашали, только слухи.

Случай нигде не описан. Мне его рассказывал комэска, который как раз и летел в этом самолете. Я тогда был лейтенантом, а он уже пенсионером."