От Киселёв олег Ответить на сообщение
К Прокофьев Илья Ответить по почте
Дата 13.02.2010 18:57:19 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Re: Вопросы к...

>Олег, необходима твоя помощь в установлении событий и обстоятельст по следующим темам:

>3 февраля 1940 года самолет ДБ-3 № 1151 (бортовой номер 14) из состава 5 АЭ 42 ДБАП 27 ДББр сбит в районе Тахмоярви – Рапаттила, в 6 км от Ляскеля. Экипаж бомбардировщика:
>- летчик, командир звена старший лейтенант Воробьев Николай Харламович – попал в плен, погиб в плену;
>- штурман старший лейтенант Соколов Константин Николаевич – остался жив, вернулся в полк;
>- воздушный стрелок-радист младший комвзвода Пальчиков Василий Яковлевич – попал в плен, погиб в плену.

Посмотрю подробнее, ЕМНИП, полк в ходе вылета потерял ориентировку и рассыпался. С нашей стороны о потерянных ДБ-3 сказано, что они не вернулись, причем не вернулось больше, чем финны заявили сбитыми своей ИА. Но это ЕМНИП, может и МИП :) В общем посмотрю подробнее.

>31 января 1940 года самолет ССС № 1391 из состава 5 ОКАО сбит в районе Вуортаанярви – Руокоярви. Экипаж самолета:
>- летчик старший лейтенант Маклецов Иван Николаевич – попал в плен, погиб в плену;
>- стрелок-бомбардир старший лейтенант Раков Федор Александрович – погиб.

Не помню, буду смотреть, ЕМНИП сбит ПВО.

>2 февраля 1940 года самолет СБ № 4\221 из состава 2 АЭ 24 СБАП не вернулся с боевого задания в районе Сортовалла. Экипаж бомбардировщика:
>- летчик лейтенант Волков Николай Александрович – попал в плен, погиб в плену;
>- штурман лейтенант Вакуленко Владимир Семенович – погиб;
>- воздушный стрелок-радист младший комвзвода Семенов Иван Васильевич – погиб.

2 февраля 15 авиабригада вновь получила задачу бомбить Сортавалу (налет изначально планировался на 1 февраля, но сорвался из-за плохой погоды на маршруте). Для удара были выделены 85 СБ (+ еще ДБ-3, сейчас не помню сколько), однако при взлете в 10.30 лейтенант Костин из 2 сбап слишком рано оторвал самолет от земли, в результате машина, не успев набрать скорость, рухнула в лес. Самолет был разбит, экипаж остался жив, но получил травмы различной степени тяжести.
В 12.30 бомбардировщики достигли цели. 44 СБ 24 сбап бомбили юго-восточную часть города, а 40 бомбардировщиков 2 сбап – юго-западную. С высоты 1000-2300 м в течение десяти минут на город было сброшено 4 ФАБ-500, 57 ФАБ-250, 227 ФАБ-100, 80 ФАБ-50, 102 ЗАБ-50, 2629 ЗАБ-1э и 33200 листовок. После удара город сильно горел (святая правда, сам видел фотоконтроль налета, сплошной дым).
Из района Сортавалы по бомбардировщикам велся сильный зенитный огонь, в результате которого СБ лейтенанта Волкова из 24 сбап был сбит и сгорел в воздухе, экипаж погиб (ну так наши думали). 5 аэ 24 сбап была атакована звеном D.XXI, в результате воздушного боя согласно советским данным был сбит один «Фоккер», но и у СБ лейтенанта Золотова были подожжены оба двигателя. Летчику удалось дотянуть до территории, занятой частями 8 армии, самолет совершил вынужденную посадку в районе оз. Ниетъярви недалеко от линии фронта. Экипаж, сняв с самолета все ценное оборудование, по глубокому снегу стал пробираться к своим. По дороге стрелок-радист старшина Орлов провалился в реку и унт примерз к ноге. Наконец к 23.00 5 февраля летчики вышли к Питкяранте, Орлов был немедленно направлен в госпиталь с обморожением III степени, а Золотов и штурман лейтенант Макаренков 10 февраля вернулись в полк.
Остальные 82 бомбардировщика благополучно вернулись на свои аэродромы, а вскоре сводная группа из 18 СБ 15 авиабригады нанесла удар по живой силе противника на фронте 3 СК.
Вообще финские истребители претендуют на два СБ 24 СБАП, но судя по времени (12.40 и 14.15) одна из них явно "мимо кассы". Ну тут Карл, наверное, более полно и подробно объяснит.