Заинтересовался вопросом о поставках и применении Дорнье Валь в СССР. Не знаю, публиковалось ли что-то по теме со времён книжки Котельникова и "Немецкого Следа".
По моим подсчётам получается следующая картина – всего за границей было закуплено 26 или 28 самолётов 4 серий:
1) В 1926г. на фирме CMASA закуплено 2 Дорнье Валь с моторами Lorraine-Dietrich и ранним вертикальным оперением (номера 56 и 57). Использовались до 1928г. на Чёрном Море (60 аэ), а с 1928 по 1931 – на Балтике (66 ао).
*Профиль в книжке Котельникова не соответствует фотографиям.
2) В 1928-29гг. на фирме CMASA закуплено 20 Дорнье Валь с моторами BMW VI и увеличенным вертикальным оперением (номера 90-100 и 127-135). Использовались. на Чёрном Море (60 и 63 аэ), 6 машин проходили ремонт в 1932г. на заводе №45.
Машина под номером 130 передана по приказу Ворошилова Комсеверопути (СССР Н-1 "Комсеверопуть-1").
Еще две аналогичные машины закуплены «Добролётом» (предположительно, номера 69 и 81) в 1928г. – "Моссовет" (выведен из эксплуатации в 1931 г.) и "Советский Север" (поврежден 22.08.28 во время попытке перелёта Владивосток-Ленинград по трассе СМП).
3) В 1930г. на фирме CMASA (постройка филиала в Финале-Марина) закуплено 2 Дорнье Валь с моторами BMW VI, увеличенным вертикальным оперением и дополнительным полярным оборудованием (номера 142 и 143). Регистрационные коды: СССР Н-2 "Комсеверопуть-2" (СССР Н-471) и СССР Н-3 "Комсеверопуть-3" (СССР Н-472).
4) В 1933г. на фирме Dornier Manzell закуплено 2 Дорнье Валь II (8-тонных) с моторами BMW VIII мощностью 750лс, с закруглёнными законцовками крыльев, изменённым вертикальным оперением и дополнительным полярным оборудованием (номера 238 и 239). Регистрационные коды: СССР Н-9 и СССР Н-10.
Остаётся непонятным происхождение самолётов с кодами СССР Н-6, СССР Н-7, СССР Н-8, СССР Н-26, СССР Н-235, СССР Н-236, СССР Н-237 и СССР Н-303 – предположительно переданы с Чёрного Моря.
Информация Шаврова о лицензионной постройке 6 машин на заводе №45 и о 10 Валь II (8-тонных) в полярной авиации пока не подтверждается.